Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:56, контрольная работа
1. Современная российская молодежь на рынке труда
2. Социальный портрет современного студенчества
3. Молодежная субкультура как социальный феномен
4. Молодежь в условиях формирования рыночных отношений: изменение ценностных ориентаций
5. Самодеятельные объединения молодежи как социальное явление
6. Основы молодежной политики за рубежом и в России: опыт и проблемы
7. Специфика молодежной политики в Пермском крае
Об атрибутах уличной субкультуры, о риске, который несёт в себе эта самая субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями. Однако, как показали наши исследования, далеко не все педагоги знают о таком явлении, как неформальное молодежное объединение, к сожалению, приходится констатировать, что знания педагогов не соответствуют действительности. Они не знают интересов неформалов, их проблем. В качестве подтверждения приведем результаты проведенного нами исследования в ярославских школах. 20% опрошенных педагогов признались, что не знают о молодёжной субкультуре ничего. Большей известностью пользуются скинхеды – 72% педагогов назвали именно их. Здесь следует обратить внимание на очень красноречивый факт: большинство скинхедов узнали о существовании скинхедов... из СМИ, педагоги не исключение. Огромную роль в повальном увлечении «скинхедами» среди подростков играют средства массовой информации. Несмотря на некоторый негатив в описании в СМИ радикальных групп, с точки зрения подростков эти описания часто воспринимаются как воспевание героев, достойных подражания. Про остальные неформальные молодёжные организации педагоги знают мало или вообще ничего: рокеров, металлистов, панков и реперов знают 26% опрошенных. На остальных, а это: зелёные, хакеры, фанаты, приходится по 9%. Педагоги считают, что одобряемых НМО вообще нет, подавляющее большинство (80%) считают, что в их школе вообще нет представителей НМО, да и в Ярославле кроме «хулиганов» нет никаких НМО. А это категорически не соответствует действительности. На территории Ярославской области в настоящее время действует множество молодежных неформальных объединений. Это "металлисты", "рокеры", "панки", "скинхеды", "гопники"; "кислотники", "реперы" и многочисленные поклонники (фанаты) популярных музыкальных групп и спортивных клубов, которые не имеют официальной регистрации. Самыми проблемными на сегодняшний день и на перспективу являются группировки "скинхедов", "панков" и "реперов".
Есть
в Ярославской области и
Подобные просоциальные формирования можно, как показывает опыт, использовать в воспитательных целях, поскольку главное, что отличает их членов – неравнодушие к происходящему вокруг них, желание активно влиять на процессы, идущие в общественной жизнистраны, конкретная деятельность. А ведь это та основа, на которой формируется истинная гражданственность. О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых «трудных», в том числе представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок.
Весьма принципиален вывод о том, что при правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность. Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально-психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности. Это особенно важно для тех молодых людей, у которых отсутствует по разным причинам подобная возможность в школе, то есть при правильной организации работы с неформальными объединениями мы можем в ряде случаев говорить и о компенсаторной функции подобных объединений.
Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей. Одни самоутверждаются в кружках, секциях, другие – же в конфликтах с родителями и учителями. И задача воспитателя состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных интересов, пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации. Именно педагоги могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо, используя лучше черты многих «неформалов» – товарищество, взаимовыручку, творчество, нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости. Умение сотрудничать с неформальными объединениями предполагает, прежде всего, способность найти точную меру своей активности по отношению к участникам этих объединений.
Д.В. Ольшанский предлагает следующую формулу неформального сотрудничества: «Понять – помочь – не мешать».
В работе с неформальными объединениями главной причиной конфликтов между педагогами и неформалами является элементарное незнание предмета молодежных увлечений, некомпетентность и незаинтересованность.
Далеко
не все педагоги знают уличную
подростковую субкультуру, понимают
важность установления контакта с ней.
Чтобы работать с молодежью, нужно знать
их интересы, проблемы. Нужна комплексная
работа с учителями по повышению их осведомленности
о НМО и формированию позитивного отношения
к представителям неагрессивных НМО.
Важно разобраться в проблемах, волнующих
ребят, попытаться помочь в их решении.
Необходимо найти с этими подростками
общий язык, найти пути создания условий
для их самовыражения и самореализации.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14-18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.
Общая цель молодежной политики различных европейских государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.
Рассматривая деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить достижения четырех стран – Германии, Франции, Великобритании, Швеции, а также международные молодежные программы, достаточно эффективно осуществляемые Европейским Союзом и Советом Европы.
Несмотря на схожесть форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики можно условно выделить 2 стратегии:
Первая основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики,
Вторая – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики.
1. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.
Изучая опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые представляют интерес для стратегии молодежной политики России.
1)Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» и др. Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций.
2) Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный).
В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.
Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).
3) Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.
Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.
4) Применение комплексного подхода. Например, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами.
Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях.
5)Сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех трех уровнях реализации молодежной политики. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам) могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов.
6) Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.
7) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ.
Во Франции реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:
поддержка молодежного кинематографа – поощрение создания и распространения качественных фильмов, развивающих художественный вкус, организация фестивалей молодежного кино и мультипликации, выделение субвенций на реализацию конкретных проектов.
2. Стратегия
паритета государства и
В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно выделить следующие.
1) Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике (и в Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции.
2) Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).
3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.