Молодёжь как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:56, контрольная работа

Описание

1. Современная российская молодежь на рынке труда
2. Социальный портрет современного студенчества
3. Молодежная субкультура как социальный феномен
4. Молодежь в условиях формирования рыночных отношений: изменение ценностных ориентаций
5. Самодеятельные объединения молодежи как социальное явление
6. Основы молодежной политики за рубежом и в России: опыт и проблемы
7. Специфика молодежной политики в Пермском крае

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Об атрибутах  уличной субкультуры,  о риске,  который несёт в себе эта самая  субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями.  Однако,  как показали наши исследования, далеко не все педагоги знают о таком явлении,  как неформальное молодежное объединение,  к сожалению,  приходится констатировать,  что знания педагогов не соответствуют действительности.  Они не знают интересов неформалов,  их проблем. В качестве подтверждения приведем результаты проведенного нами исследования в ярославских школах. 20%  опрошенных педагогов признались,  что не знают о молодёжной субкультуре ничего. Большей известностью пользуются скинхеды – 72% педагогов назвали именно их. Здесь следует обратить внимание на очень красноречивый факт:  большинство скинхедов узнали о существовании скинхедов...  из СМИ,  педагоги не исключение.  Огромную роль в повальном увлечении  «скинхедами» среди подростков играют средства массовой информации. Несмотря на некоторый негатив в описании в СМИ радикальных групп,  с точки зрения подростков эти описания часто воспринимаются как воспевание героев, достойных подражания. Про остальные неформальные молодёжные организации педагоги знают мало или вообще ничего:  рокеров,  металлистов,  панков и реперов знают 26%  опрошенных.  На остальных,  а это: зелёные, хакеры, фанаты, приходится по 9%. Педагоги считают,  что одобряемых НМО вообще нет,  подавляющее большинство (80%) считают, что в их школе вообще нет представителей НМО, да и в Ярославле кроме  «хулиганов» нет никаких НМО.  А это категорически не соответствует действительности.  На территории  Ярославской области в настоящее время действует множество молодежных неформальных объединений.  Это  "металлисты", "рокеры", "панки", "скинхеды", "гопники"; "кислотники", "реперы" и многочисленные поклонники  (фанаты) популярных музыкальных групп и спортивных клубов, которые не имеют официальной регистрации. Самыми проблемными на сегодняшний день и на перспективу являются группировки "скинхедов", "панков" и "реперов".

Есть  в Ярославской области и самодеятельные объединения, которые борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения,  спасают памятники культуры,  безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.

Подобные  просоциальные формирования можно,  как показывает опыт,  использовать в воспитательных целях,  поскольку главное,  что отличает их членов –  неравнодушие к происходящему вокруг них, желание активно влиять на процессы, идущие в общественной жизнистраны,  конкретная деятельность.  А ведь это та основа,  на которой формируется истинная гражданственность.  О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых  «трудных», в том числе представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок.

Весьма  принципиален вывод о том,  что  при правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность. Одновременно они способствуют развитию коллективизма,  формированию социально-психологической общности людей.  Наконец,  участие в    объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности.  Это особенно важно для тех молодых людей,  у которых отсутствует по разным причинам подобная возможность в школе, то есть при правильной организации работы с неформальными объединениями     мы можем в ряде случаев говорить и о компенсаторной функции подобных объединений.

Дети  находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей.  Одни самоутверждаются в кружках,  секциях,  другие – же в конфликтах с родителями и учителями.  И задача воспитателя состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных интересов,  пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации.  Именно педагоги могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо,  используя лучше черты многих «неформалов» –  товарищество,  взаимовыручку,  творчество,  нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости. Умение сотрудничать с неформальными объединениями предполагает,  прежде всего, способность найти точную меру своей активности по отношению к участникам этих объединений.

Д.В.  Ольшанский предлагает следующую формулу  неформального сотрудничества: «Понять  – помочь – не мешать».

В работе с неформальными объединениями  главной причиной конфликтов между педагогами и неформалами является элементарное незнание предмета молодежных увлечений, некомпетентность и незаинтересованность.

Далеко  не все педагоги знают уличную  подростковую субкультуру,  понимают важность установления контакта с ней. Чтобы работать с молодежью, нужно знать их интересы, проблемы. Нужна комплексная работа с учителями по повышению их осведомленности о НМО и формированию позитивного отношения к представителям неагрессивных НМО.  Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с этими подростками общий язык,  найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.  
 
 
 

  1. Основы  молодежной политики за рубежом и в  России: опыт и проблемы.
 
 

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

Основной  причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14-18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.

Общая цель молодежной политики различных  европейских государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых  людей в общество. За 10-12  лет  пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.

Рассматривая деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить достижения четырех стран – Германии, Франции, Великобритании, Швеции, а также международные молодежные программы, достаточно эффективно осуществляемые Европейским Союзом и Советом Европы.

Несмотря  на схожесть форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики можно  условно выделить 2 стратегии:

Первая  основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики,

Вторая  – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики.

1. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.

Изучая  опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые представляют интерес для  стратегии молодежной политики России.

1)Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» и др. Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций.

2) Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный).

В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет  оказывать помощь молодым людям  более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.

Во Франции  на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив  – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

3) Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.

Во Франции  молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

4) Применение комплексного подхода. Например, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами.

Во Франции  в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях.

5)Сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех трех уровнях реализации молодежной политики. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам) могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов.

6) Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.

7) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ.

Во Франции  реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:

поддержка молодежного кинематографа –  поощрение создания и распространения  качественных фильмов, развивающих  художественный вкус, организация фестивалей молодежного кино и мультипликации, выделение субвенций на реализацию конкретных проектов.

2. Стратегия  паритета государства и структур  гражданского общества в сфере  молодежной политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.

В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно  выделить следующие.

1) Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике (и в Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции.

2) Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).

3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

Информация о работе Молодёжь как социальное явление