Молодёжь как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:56, контрольная работа

Описание

1. Современная российская молодежь на рынке труда
2. Социальный портрет современного студенчества
3. Молодежная субкультура как социальный феномен
4. Молодежь в условиях формирования рыночных отношений: изменение ценностных ориентаций
5. Самодеятельные объединения молодежи как социальное явление
6. Основы молодежной политики за рубежом и в России: опыт и проблемы
7. Специфика молодежной политики в Пермском крае

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном  уровне с учетом особенностей местных  рынков труда и кадровых запросов бизнеса.

Система становления и реализации государственной молодежной политики в России представляет собой:

1. Специальное  законодательство о государственной  молодежной политике.

2. Государственное  регулирование молодежной политики.

3. Плановое  и финансовое обеспечение государственной  молодежной политики.

Формирование  и реализация государственной  молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

- общереспубликанском;

- региональном;

И основывается она, прежде всего на создании благоприятных  для молодежи условий для реализации трудового потенциала. Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации.

В поле их деятельности находятся проблемы:

1. занятости  молодежи, в том числе выпускников  учебных заведений и демобилизованных  военнослужащих;

2. включенности  молодежи в производственные  формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство;

3. формирования  системы социальных служб для  индивидуальной работы с подростками  и молодежью;

4. профилактики  преступности и безнадзорности  среди несовершеннолетних;

5. поддержки  социально значимых программ молодежных и детских организаций;

6. участия  в организации досуга, развития  творчества, организации летнего  отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной  политики является ее психологическое  восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства. Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Мировоззренческие и исторические проблемы создают  трудности в осуществлении государственной  молодежной политики.

Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Цели, принципы государственной молодежной политики

Дефицит внимания общества в сочетании с  недостаточной социальной незащищенностью  превращают молодежь в дестабилизирующую  общественную силу. Вместе с тем  речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.

Социальная  работа с молодежью и в нашей  стране, и во многих других странах  является частью государственной молодежной политики.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

1. Содействие  социальному, культурному, культурному  и физическому развитию молодежи.

2. Недопущение  дискриминации молодых граждан  по возрастному цензу.

3. Создание  условий для полного участия  молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

4. Расширение  возможностей молодого человека  в выборе своего жизненного  пути, достижении личного успеха.

5. Реализация  инновационного потенциала молодежи  в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация  государственной  молодежной политики осуществляется на следующих  принципах:

1. Принцип  участия: привлечение молодых  граждан к непосредственному  участию в формировании и реализации  политики и программ, касающихся  молодежи и гражданского общества в целом.

2. Принцип  социальной компенсации: обеспечение  социальной и правовой защищенности  молодых граждан, необходимой  для восполнения обусловленной  возрастом ограниченности их  социального статуса.

3. Принцип  гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

4. Принцип  приоритета: оказание предпочтения  общественным инициативам по  сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий в области молодежной политики.

Основные  мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь  России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.

Социальное  назначение систем информационного  обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и  законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Также в программе «Молодежь России»  есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение  вопросов занятости молодежи; поддержка  молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.

Результаты  реализации и оценка эффективности государственной  молодежной политики.

Главным результатом реализации государственной  молодежной политики должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по двум основным группам результатов. К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи:

1. повышение  уровня ее здоровья;

2. повышение  уровня образования;

3. повышение  уровня доходов молодых людей  в сравнении с предыдущим периодом  и доходами взрослого населения.

Вторая  группа результатов будет характеризовать  вклад молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное  развитие страны. К числу важнейших  ожидаемых изменений относятся:

1. сокращение  уровня безработицы в молодежной среде;

2. снижение  уровня правонарушений среди  молодежи;

3. повышение  деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

4. повышение  уровня самоорганизации и самоуправления  молодежи в жизни общества.

В целях  осуществления объективной оценки хода и результатов реализации государственной молодежной политики, разработана комплексная система измерения эффективности ее мер и положения молодежи в России. В том числе, в результате научных исследований и работ будут выявлены группы факторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку стратегия носит комплексный характер, ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастном сегменте, то создание системы измерителей, будет коррелировать и с общими показателями развития ситуации в стране.

Индикаторы  и показатели для оценки реализации целей Стратегии государственной молодежной политики разработаны исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с международной статистикой и определения на этой основе целевых значений, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития.  
 
 
 
 

  1. Специфика молодежной политики в Пермском крае.
 

Особенностью  молодежной политики в Пермском крае является формирование Молодежного  парламента, целями которого является  содействие развитию контактов молодежных общественных объединений с Законодательным  Собранием, содействие формированию эффективных законодательных решений с непосредственным участием представителей молодежи Пермского края.

Основными задачами Молодежного парламента являются:

- участие  активных представителей молодежи  в разработке проектов нормативных  правовых актов Пермского края по вопросам молодежной политики;

- выработка  предложений по проектам нормативных  правовых актов, рассматриваемых  Законодательным Собранием, касающихся  решения вопросов молодежной  политики в Пермском крае;

- приобщение  молодежи края к парламентской и общественной деятельности;

- развитие  механизмов гражданского участия  молодежи в принятии управленческих  решений и распределении социальной  ответственности на региональном  уровне;

- формирование  в молодежной среде политической  и правовой культуры;

- обеспечение  сотрудничества Законодательного  Собрания, его комитетов, комиссий, депутатских объединений (фракций,  депутатских групп) с молодежью  и молодежными общественными  объединениями края;

- обеспечение  взаимодействия Молодежного парламента с Общественной Молодежной палатой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежной парламентской ассамблеей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другими общественными коллегиальными молодежными объединениями, созданными при органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Молодёжь как социальное явление