Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа
Цель работы: выявить специфику монетарного поведения в современном российском обществе.
Для достижения цели поставлен ряд задач: - изучить сущность монетарного поведения;
- изучить структуру и функции монетарного поведения;
- выявить социокультурные особенности отношения к деньгам в России;
- изучить воздействие социально-психологических факторов на монетарное поведение россиян в переходной экономике России;
- изучить экономико-социологический анализ монетарного поведения россиян в 1998-2009 гг.
Введение
1. Сущность монетарного поведения
2. Структура и функции монетарного поведения
3.Социокультурные особенности отношения к деньгам в России
4.Монетарное поведение в переходной экономике России: воздействие социально-психологических факторов
5. Монетарное поведения россиян в 1998-2009 гг.:экономико-социологический анализ
Заключение
4.Монетарное поведение в переходной экономике России:
воздействие социально-психологических факторов
В условиях переходной экономики влияние социальнопсихологических факторов на монетарное поведение субъектов рынка значительно возрастает. С утверждением рыночных отношений происходит резкая смена ценностей и норм, связанных с экономикой, то есть принятых в обществе и у его отдельных групп устойчивых представлений о том, какие блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какое экономическое поведение для них предпочтительно. Эти ценности во многом противоречат особенностям исторически сложившегося российского менталитета и типа монетарного поведения, что вызывает деформации, деструктивное экономическое поведение людей, делает часто непредсказуемым процесс выбора; психологические установки и ожидания, препятствует экономической стабилизации. Поэтому эффективность экономической трансформации в России во многом зависит от того, насколько полно и правильно оценивается и учитывается специфика нашей страны, ее национального хозяйства, особенности психологического склада ее жителей.
Экономические последствия перехода к рынку и причины сохраняющейся по сей день экономической нестабильности и исследовались большим числом современных российских ученых. Социально-психологические факторы монетарного поведения являются источниками нестабильности в переходной экономике.
К наиболее значительным дестабилизирующим
факторам социально-психологического
характера можно отнести
1. Нарушения в мотивационных
механизмах. В России не развита
или крайне слабо выражена
мотивация цивилизованного
По данным социологических опросов, 51% россиян на вопрос "В полную ли меру своих сил вы работаете?" ответили "Нет" и "Не всегда". На вопрос "Увеличится ли ваш заработок, если вы будете работать лучше?" 56% ответили отрицательно. 7
Нельзя не отметить, что успех компаний, работающих в стиле “МММ” (финансовые пирамиды) и через навязчивую рекламу рисующих картинки фантастического обогащения, объясняется не только неподготовленностью россиян к возможности такого рода экономических преступлений, но и национальной психологической чертой - желанием получить все возможные блага, ничего при этом не делая.
2. Криминализация общества
и недовольство властью. В
Криминализация экономики, развивается по многим направлениям: это и взяточничество чиновников, и нечестность предпринимателей, уклоняющихся от налогов, а также “рэкет”, преступления против частной собственности, имеет, в том числе и социально-психологическую основу в российском обществе. В массовом сознании, как и в жизни, веками была разорвана прямая связь между трудом, распределением и потреблением. Скажем, уравнительность в распределении благ превратилась в одну из ценностных доминант в народном сознании, активно противостоя индивидуальным усилиям по укреплению частной собственности - обогащению, отнюдь не стимулируя распределение по труду. “От трудов праведных не наживешь палат каменных” - говорят на Руси. Примечательно, что например, добро и справедливость, высоко стоящие в русской ценностной шкале, традиционно не связываются с законом и правом, а порой противопоставляются им. “Суди по совести, а не по закону” - этим выражается отношение россиян к праву. “Даже самое слово право, — отмечал еще И.В.Киреевский, — было у нас не известно в западном смысле, но означало только справедливость, правду”. Российский этос (общественный обычай), — отмечает В.Автономов, ориентирован скорее не на право, закон, а “на персональные добродетели и отношения между людьми”.
Характер преобразований, результаты реформ, ослабление государства, его роли в регулировании процессов идущих в обществе, способствовали усилению недоверия власти. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения считают, что за последние 10 лет (с 1998 по 2008 гг.) уважение к власти в России «существенно ослабилось» — 45%, «несколько ослабилось» — 34%.; уважение к закону «существенно ослабилось» — 51%, «несколько ослабилось» — 38% опрошенных.8
3. Кризисная психология. Продолжающийся уже несколько лет трансформационный спад способствует формированию у россиян так называемой кризисной психологии. Существуют особенности поведения людей в условиях кризисов, что отражается на развитии экономики. Например, стремление людей делать сбережения не прибегая к помощи финансовых, корпоративных институтов, вопреки предельно выгодным экономическим условиям для вложения денег, неустранимо и естественно. Формирование в условиях длительного кризиса, депрессии в промышленности, в других ведущих отраслях, недоверия к ценным бумагам, банкам, инвестиционным проектам, инвестициям вообще, неверие в конструктивную силу денег можно отнести к “психологическим потерям“, что существенно затрудняет закрепление наметившейся тенденции к росту экономики.
Любое экономическое действие связано с ожиданиями, и решения субъекты рынка принимают исходя из своих ожиданий того, например, будет инфляция или нет, удастся ли сохранить за собой рабочее место или нет, обанкротится предприятие, в акции которого вложены деньги или нет и т.д. В переходной экономике России у большого числа населения сложились устойчивые «пессимистические ожидания» — отсюда и «утечка мозгов», и «бегство капиталов» и многие другие негативные явления.
4. Бедность — не только
как материальное положение,
Такая ситуация, безусловно, влияет на психологический климат в стране. По результатам социологического опроса примерно у 20% россиян ведущим фактором фрустрации является “наличие элиты, у которой все есть”. Практическое отсутствие мощного среднего класса - оплота либерализма - приводит к соответствующим умонастроениям в обществе, и, учитывая психологические особенности жителей России, лишь 6% населения в данной ситуации настроены ”самостоятельно искать выход”, а 56% считают необходимым “усилить социальную защищенность простых людей”.9
5. Особенности менталитета
и экономического мышления. Менталитет
- "это глубинный уровень
В основе формирования российского менталитета лежало христианство, порожденное Западной цивилизацией, и наложенное на дух Востока. В результате сформировался особенный менталитет, свойства которого можно назвать парадоксом, мировосприятием "и то, и это", резко контрастирующим с западным менталитетом, для которого характерен подход с позиции "или - или". Это свойство русского менталитета свидетельствует об особенностях экономического поведения русской личности, и представляется важным фактором организации хозяйства в России. Русскому человеку свойственна глубина внутренней жизни, частичное передоверение личной свободы коллективу, большая степень внеэкономических составляющих хозяйственного успеха. На основе особенностей российского менталитета складывается особый тип российского монетарного мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе российского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью.
Сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции. Монетарное поведение человека в России отличается от монетарного поведения западного человека. Рационализм монетарного поведения в западноевропейском варианте тождественен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, что выступает нормой поведения. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Монетарное поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность российского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором. Иными словами, при анализе и воздействии на монетарное поведение человека в России необходимо учитывать, может быть, в несколько большей степени присущую ему субъективную рациональность, основанную на особенностях российского менталитета и экономического мышления.
Приведенные характеристики монетарного поведения членов российского общества на его переходном этапе свидетельствует о том, что это поведение характеризуется неопределенностью и дезориентированностью. В заключении следует отметить, что переходный тип экономики современной России, социально-экономическая трансформация изменяют монетарное поведение, порождают большое количество его новых видов, основной характеристикой которых на сегодняшний день являются неопределенность и дезориентированность.
5. Монетарное поведение россиян в 1998-2009 гг.: экономико-социологический анализ
В целом, в монетарном поведении россиян в течение десятилетия, прошедшего с 1998 г., можно выделить два этапа. Первый - период восстановления (1999-2002 гг.): рост реальных денежных доходов, «бум» потребительской активности, относительно низкие темпы инфляции привели к росту склонности к сбережениям, постепенным ростом доверия к их организованным формам, прежде всего, банковским депозитам, хотя позиции наличности (в первую очередь, иностранной валюты) оставались весьма устойчивыми. Второй - период роста (2003-2009 гг.): в эти годы наблюдался рост объемов банковских вкладов, которые по привлекательности в глазах населения обошли наличные деньги (определенную роль здесь сыграло и формирование системы страхования вкладов), а укрепление рубля существенно ослабило позиции наличной иностранной валюты в качестве средства сбережений. В эти годы зарождалась и укреплялась тенденция, при которой рост сбережений замещается возрастающими объемами полученных потребительских кредитов.10
За годы экономического роста реальный объем накопленных сбережений населения увеличился. Экономический рост не привел к существенному увеличению числа сберегателей, что было обусловлено и неравномерностью роста доходов, и развитием потребительского кредитования, и рядом социально-психологических факторов. До финансового кризиса сбережения в России имели в среднем не более трети семей, тогда как большая часть населения страны ими не располагала. Динамика склонности населения к организованным сбережениям в банковской системе по доходам практически все годы роста доходов была положительной. До недавнего времени можно было говорить о том, что банковские вклады как форма сбережений сумели не только восстановить свою привлекательность в глазах населения после кризиса 1998 г., но и превзойти докризисный уровень. Изменения в предпочтениях населением форм сбережений нашли отражение в их представлениях о надежности и выгодности. Для большинства людей прибыльность вложений в период 1998-2009 гг. заключалась не в получении дополнительного дохода, а в невозможности потерять свои средства. Структура сберегательных мотивов за годы экономического роста не претерпевала существенных изменений. Первым среди остальных являлся страховой мотив - на «черный день». Следующими по значимости выступали так называемые инвестиционные причины сбережений. Сберегать, чтобы обеспечить достойный уровень потребления сейчас - такая логика была актуальна примерно для трети реальных/потенциальных сберегателей. В отличие от нее, мотив развития совсем не являлся значимым. 11
Информация о работе Монетарное поведение в современном российском обществе