Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа
Цель работы: выявить специфику монетарного поведения в современном российском обществе.
Для достижения цели поставлен ряд задач: - изучить сущность монетарного поведения;
- изучить структуру и функции монетарного поведения;
- выявить социокультурные особенности отношения к деньгам в России;
- изучить воздействие социально-психологических факторов на монетарное поведение россиян в переходной экономике России;
- изучить экономико-социологический анализ монетарного поведения россиян в 1998-2009 гг.
Введение
1. Сущность монетарного поведения
2. Структура и функции монетарного поведения
3.Социокультурные особенности отношения к деньгам в России
4.Монетарное поведение в переходной экономике России: воздействие социально-психологических факторов
5. Монетарное поведения россиян в 1998-2009 гг.:экономико-социологический анализ
Заключение
Что касается периода 2008-2009 гг., то в кризисных условиях классическая схема поддержания населением уровня текущего потребления за счет сбережений не работает. Кризис воспринимается как долгосрочный - люди сокращают свои расходы и по мере возможности стремятся делать сбережения, в том числе откладывать на «черный день». Однако, несмотря на экономический кризис, за полтора года доля пользователей финансовыми услугами не уменьшилась. Экономический кризис оказал наибольшее влияние на динамику рублевых депозитов в коммерческих банках, объем которых сократился, и объемов наличной валюты. Дедолларизация сбережений, которая наблюдалась на протяжении 10 лет после августовского кризиса 1998 г., фактически сошла на нет за полгода нынешней плавной девальвации рубля. Вместе с тем наблюдаемая по макростатистике «валютизация» сбережений (во многом благодаря отсносительной устойчивости банковской системы, особенно в части государственных банков, и сохранению рубля в качестве надежной валюты) не привела к масштабному росту надежности валютных активов в оценках населения. Через год после начала кризиса не наблюдается массового стремления закрывать вклады, неуверенность в надежности банков является стимулом отказа от депозитов для незначительной доли вкладчиков. Ключевыми факторами выбора банка, по-прежнему, являются надежность банка и выгодные финансовые условия (процентная ставка), которые он предоставляет. В условиях кризиса уменьшилась распространенность практики, когда потребители не сравнивают условия различных компаний при выборе финансовой услуги, а соглашаются на первое поступавшее им предложение. Кредитная активность населения пошла на убыль - как по статистическим, так и опросным данным. По данным опросов, к сентябрю 2009 г. примерно пятая часть российских семей имела непогашенный кредит. При этом более трети заемщиков испытывают сложности с выплатой кредита. С ростом просроченной задолженности возрастает и толерантность людей к невозрату банковских кредитов. Уровень доверия населения финансовым институтам, резко снизившись в марте 2009 г., в октябре текущего года вплотную приблизился к значению годовой давности. Однако говорить о том, что «точка невозврата» пройдена, и в дальнейшем нас ожидает только рост доверия финансовым институтам, пока преждевременно. С одной стороны, наблюдается небольшое превышение прошлогодних значений оценок надежности финансовых институтов в ближайшие 12 месяцев, с другой - понимание рисков «дестабилизации» ситуации заставляет оставаться на позициях «умеренного пессимизма». В случае реализации каких-либо внешних или внутренних опасностей доверие финансовым институтам может вновь снизиться. 12
Финансовая грамотность населения находится на очень низком уровне, причем как по субъективной, так и объективной оценкам. Почти половина населения не пользуется никакими финансовыми услугами. Всего четверть россиян ведет личный бюджет доходов и расходов, в котором фиксируются все поступления и траты. Около 40% населения не сравнивает условия предоставления финансовой услуги с аналогичными вариантами, представленными на рынке. Лишь малая часть (8%) россиян в той или иной степени уверены в том, что они смогут защитить свои права потребителя в случае конфликта с финансовой организацией
Монетарное поведение
В массовом сознании деньги выступают как цель, средство, самодостаточная ценность, транзитное условие самообеспечения. Все зависит от места, которое они занимают в структуре представлений и стереотипов социального поведения.
В условиях переходной экономики России влияние социальнопсихологических факторов на монетарное поведение субъектов рынка значительно возрастает.
В заключении следует отметить, что переходный тип экономики современной России, социально-экономическая трансформация изменяют монетарное поведение, порождают большое количество его новых видов, основной характеристикой которых на сегодняшний день являются неопределенность и дезориентированность, а финансовая грамотность россиян находится на очень низком уровне, причем как по субъективной, так и объективной оценкам.
Список литературы
1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.С. Социологический
словарь. Казань,2007.
2. Автономов В.С. «Рыночное поведение»:
рациональный и этический аспекты // Мировая
экономика и международные отношения.
2007. №12. 6-13.
3. Архипов А.Ю. Становление современного
экономического мышления в России.М.: 2009.
226с.-86.153
4. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое
поведение // Теория и история экономических
институтов и социальных систем. М., 2008,
256с.
5. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С. Экономическая
стратификация населения России в 90-е
годы// Социологические исследования.
2010. №6. 32-43.
6. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного
сознания россиян // Со циологические исследования.
2010. №7. 46-52.
7.Нечаева Н.А. Социокультурные аспекты
адаптации населения к рыночной экономике
// РЖ. Социология 2009.56с.
8. Заславская Т.И, Рывкина Р.В. Социология
экономической жизни. Новосибирск: Наука,
2007,367с.
9. Касьянова К. О русском национальном
характере. М. Институт национальой модели
экономики, 2007.
10. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей
россиян // Социологические исследования.
2008. №5. 3-23.
11. Радаев В.В. О сбережениях и сберегательных
мотивах российского населе-ния // Вопросы
социологии. 2009. №8. 39-54.
12. Стребков Д.О. Потребности и предпочтения
населения России на рынке кредитных услуг
// Социологические исследования. 2010. №2.
51-59.
13. Хейне П. Экономический образ мышления.
М.: Новости, 2008. С.538.
14. Фридмен М. Если бы деньги заговорили. М.: Дело, 2006.
15.www.finanal.ru
16. economics-online.org/stat.htm
17. www.ereport.ru/descript.htm
18. www.economy.gov.ru
1 Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991. С.538.
2 Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических институтов и социальных систем. М., 1999, 256с
3 Заславская Т.И, Рывкина Р.В.
Социология экономической жизни. Новосибирск:
Наука, 1995,367с.
4 Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991. С.538.
5 Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических институтов и социальных систем. М., 1999, 256с
6 Заславская Т.И, Рывкина Р.В.
Социология экономической жизни. Новосибирск:
Наука, 1995,367с.
7 Материал с сайта www.finanal.ru
8
Материал с сайта www.finanal.ru
9 Материал с сайта www.ereport.ru/descript.htm
10
Материал с сайта www.finanal.ru
11 Материал с сайта www.economy.gov.ru
12
Материал с сайта www.finanal.ru
Информация о работе Монетарное поведение в современном российском обществе