Национальная стратегия по предупреждению и борьбе с коррупцией.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:39, реферат

Описание

Одним из приоритетов экономических, политических и социальных реформ в Республике Молдова является в настоящее время предупреждение и борьба с коррупцией. Оценивая объективно, в том числе через призму феномена коррупции, политический, экономический и социальный переходный период за 10 лет после провозглашения независимости государства, следует отметить, что он оказал катастрофическое воздействие на качество правления и развитие страны, а масштабы и важность сфер,

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………………...1

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................2


I. КОРРУПЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА……………………………………………………...3

1.1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ И ЕЕ СУТЬ…………………………………………………………..3

1.2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ…………………………………………….................4

1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ……………………………………………………….................5


II. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ………………………………6

2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ……………………………………7

2.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЛАСНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………...7

2.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………...8

2.4. СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЧАСТНЫЙ СЕКТОР…………………………...8

2.5. УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНЕЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ГРАЖДАНАМИ ОБЩЕСТВОМ……………………………………………………………………...9

2.6. РАСШИРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА……………………………..10
ІІІ. ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НАЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ………………………………...…10


IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..................13

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)
 

Тараклийский  Государственный  Университет Им. «Григория  Цамблака» 
 
 

Реферат на тему:

Национальная  стратегия по предупреждению и борьбе с коррупцией. 
 
 
 
 
 

Подготовила: Симова Светлана студентка 2-го курса УСП

Проверил: Хорозов С.Г. 

2011 г. 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………………...1

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................2

 

I. КОРРУПЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА……………………………………………………...3

1.1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ И ЕЕ СУТЬ…………………………………………………………..3

1.2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ…………………………………………….................4

1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ……………………………………………………….................5

 

II. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ………………………………6

2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ……………………………………7

2.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЛАСНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………...7

2.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………...8

2.4. СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЧАСТНЫЙ СЕКТОР…………………………...8

2.5. УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНЕЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ГРАЖДАНАМИ ОБЩЕСТВОМ……………………………………………………………………...9

2.6.  РАСШИРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА……………………………..10

ІІІ. ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НАЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ………………………………...…10

 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..................13

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Одним из приоритетов экономических,  политических и социальных реформ в Республике Молдова является в настоящее время предупреждение и борьба с коррупцией. Оценивая объективно, в том числе через призму феномена коррупции,  политический,  экономический и социальный переходный период за 10  лет после провозглашения независимости государства, следует отметить,  что он оказал катастрофическое воздействие на  качество правления и развитие страны, а масштабы и важность сфер,  пораженных коррупцией,  требуют в первую очередь стратегического подхода к этому явлению –  разработки и внедрения Национальной стратегии по предупреждению и борьбе с коррупцией (в дальнейшем - Стратегия). Своевременность Стратегии обусловлена осознанием того,  что искоренение коррупции возможно только с применением уголовно наказуемых мер.  В этой связи необходим новый подход к данному явлению, включая совмещение действий по предупреждению коррупции с действиями по выявлению, расследованию и наказанию, и поддержка в то же время механизмов рыночной экономики. Разработка Стратегии мотивирована необходимостью эффективного сотрудничества между государственным, частным сектором и гражданским обществом. При разработке Стратегии учитывались как национальный опыт в данной области,  так и   опыт отдельных стран,  а также требования и рекомендации международных организаций.

     Целью Стратегии является обоснование  государственной политики в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией. Задачами Стратегии являются: обеспечение главенства закона (выявление пораженных сфер, условий,  благоприятствующих коррупции,  их предупреждение и укрепление системы мер по обнаружению и противодействию); обеспечение независимости трех ветвей государственной власти и предупреждение коррупции в каждой из них; совершенствование законодательной базы в соответствии с требованиями международного законодательства; обеспечение гласности деятельности государственных учреждений, доступа к информации, широкого внедрения этических стандартов; активизация усилий   гражданского общества и частного сектора по предупреждению коррупции,  создание атмосферы нетерпимости к этому явлению. Основными принципами предупреждения и борьбы с коррупцией являются: главенство закона; презумпция невиновности; равенство всех граждан перед законом и обеспечение свободного доступа к правосудию; соблюдение основных прав и свобод человека; обеспечение разделения трех ветвей государственной власти.

     Проблема  борьбы с коррупцией характерна не только для Молдавии, но и для  всего мирового сообщества. Изучение проблем борьбы с коррупцией невозможно без определения ее понятия. Первыми коррупция понимается исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. Вторые же расширяют рамки коррупции до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь в большей степени о нарушении моральных и этических норм.

     Однако  коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.

 

     I. Коррупция в Республике  Молдова

     1.1.Понятие  коррупции, и ее суть

 

     Коррупция - это социальное явление, которое часто выражается в виде конкретного правонарушения, но в целом не может быть полностью охвачено определениями уголовного права. Поэтому Стратегия рассматривает коррупцию в самом широком смысле как любое использование властных полномочий или служебного положения в личных целях. Данная формулировка совпадает с рабочим определением, предложенным междисциплинарной группой по коррупции Совета Европы: "коррупция представляет собой взяточничество или любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них в рамках должности, и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других". На национальном   уровне   Законом о предотвращении и борьбе с коррупцией и протекционизмом коррупция определена как антисоциальное явление,  представляющее собой незаконную договоренность между двумя сторонами, из которых одна предлагает и обещает незаконные привилегии и выгоду,  а другая,  находясь на государственной службе,  дает взамен согласие или разрешает выполнение или невыполнение определенных действий,  содержащих признаки правонарушений,  предусмотренных Уголовным кодексом. Мультидисциплинарная группа по проблемам коррупции Совета Европы определила коррупцию как любое поведение лиц, в задачу которых входило выполнение определенных обязательств в государственном или частном секторе,  обуславливающее их нарушение государственным должностным лицом,  частным сотрудником,  независимым агентом,  целью которых является получение незаконной прибыли для себя и других лиц. Таким образом, круг субъектов коррупционных действий расширился – они являются служащими как  государственного, так и  частного сектора. Согласно Гражданской конвенции о коррупции (Страсбург, 4  ноября 1999  г.),  под коррупцией понимается «факт прошения,  предложения,  дачи или согласия принять, прямо или косвенно, незаконные комиссионные, или любую другую не причитающуюся выгоду,  или обещание такой не причитающейся выгоды,  препятствующей нормальному исполнению обязанностей,  или поведение получателя незаконных комиссионных либо не причитающейся выгоды,  или обещание такой не причитающейся выгоды». Уголовная конвенция о коррупции ( Страсбург, 27 января 1999  г.),  определяет коррупцию,  в зависимости от способов ее совершения, как активную и пассивную.

     Активная   коррупция -  это « умышленное обещание,  предложение или передача любым лицом, прямо или косвенно, любой не полагающейся выгоды государственному служащему для него или для другого лица в целях выполнения или невыполнения действия, входящего в его служебные обязанности».

     Пассивная  коррупция - это « умышленное требование или получение государственным служащим,  прямо либо через посредника,  не полагающейся ему выгоды, для себя или для другого лица, либо принятие предложения или обещания   такой выгоды в целях выполнения или невыполнения действий, входящих в его служебные обязанности». Согласно Конвенции,  эти факты относятся к коррупции,  если совершены национальными государственными служащими, иностранцами, национальными и иностранными парламентариями,  международными парламентскими собраниями,  международными служащими,  а также представителями международных организаций.  Коррупция также относится к общественному и частному сектору. Законодательство Республики Молдова должно соответствовать требованиям европейской конвенции о коррупции.

 

     1.2.     Причины появления  коррупции

     Коррупция -  сложное многоструктурное и  широкомасштабное явление социального и политического характера,  сложность которого обусловлена   различными причинами, которые могут быть сгруппированы в экономические,  институциональные,  законные,  политические, социальные и моральные.

     Экономические причины заключаются в высокой  стоимости жизни, с тенденцией к продолжению роста,  деградации экономики и,  как следствие,  обеднению населения;  в низких заработных платах государственных служащих,  выплачиваемых к тому же с опозданием;  в нежизнеспособном государственном бюджете.

     Институциональные   причины включают неправильную кадровую политику,  которая приводит к поиску способов получения незаконных доходов;  выдвижение на ответственные должности некомпетентных лиц; отсутствие гласности в деятельности центральной и местной публичной администрации; излишняя свобода, предоставленная ответственным лицам; сниженные возможности   обличения коррумпированных лиц; недостаточное оснащение правоохранительных органов техническими средствами;  отсутствие требуемых людских ресурсов и эффективных тактических средств.

     Законные  причины включают некоторые недоработки в законодательстве,  а также отсутствие ряда эффективных механизмов для его выполнения. Социальные и моральные причины связаны с традициями, мировоззрением,   культурой   и включают разобщение и деморализацию общества;  разрушение этических ценностей;  недостаточное просвещение гражданского общества;  гражданскую апатию и пассивность; общественную терпимость;  социальную поляризацию;  недобросовестную политическую конкуренцию;  злоупотребление властью в отношении средств массовой информации.

     Политические  причины заключаются в отсутствии политической воли и ответственности; существовании некоторых внутренних и внешних факторов,  которые навязывают групповые интересы при принятии решений; не решении проблем восточных районов; в ошибках в ходе реализации   экономических и социальных реформ; недобросовестной политической конкуренции;  злоупотреблении властью в отношении средств массовой информации. Множество дел о коррупции указывает на разнообразие сфер поражения и   сложность действий,  требуемых для предупреждения и борьбы с этим явлением.

 

     1.3. Последствия коррупции

 

     Резюмируя официальные данные,  научные   исследования,  сведения, предоставленные неправительственными организациями,  репортажи в средствах массовой информации,  информацию,  поступающую от правоохранительных органов, приходим к выводу,  что явление коррупции поразило экономическую, социально-политическую, институциональную и международную области,  подрывая саму государственность Республики Молдова.

     Экономическое влияние коррупции проявляется различным образом.  Бюрократическое затягивание подготовки документов, неспособность государства   обеспечивать безопасность производителей, протекционизм, злоупотребление властью, недобросовестная конкуренция, регламенты и излишние государственные проверки,  которые отражаются на механизмах рыночной экономики и свободной конкуренции, обескураживая потенциальных инвесторов и снижая предпринимательскую инициативу,  вызывает рост стоимости государственных проектов, уменьшение экономической эффективности,  рост случаев уклонения от уплаты налогов,  уменьшение платежей в бюджет и развитие теневой экономики.

     Социально-экономические  эффекты коррупции проявляются обеднением населения,  ростом социального напряжения,  снижением политического состязания,  расширением политической коррупции. Неспособность государства оплачивать труд служащих на должном уровне из-за недостатка финансовых ресурсов наносит вред качеству оказываемых публичных услуг,  дискредитируя имидж государственных   органов,  что обуславливает утрату поддержки со стороны гражданского общества. Отсутствие доверия блокирует реформы и новаторство. В деятельности исполнительной власти следствием коррупции являются снижение качества публичного управления;  система неофициальных решений;  тесные связи между организованной преступностью,  государственными служащими и   коррумпированными политиками и т.д. Факты коррупции сказываются и на международных отношениях, подрывая престиж страны.

 

     II. Меры по предупреждению  и борьбе с коррупцией

     Нет такой страны, где нет коррупции  – политики, государственные служащие, руководители бизнеса, журналисты и  соседи – все заражены этой социальной болезнью. Кроме экономических, она  имеет социальные и политические последствия, и все они вместе взятые мешают или, по крайней мере, сдерживают экономическое и социальное развитие стран, несущих это бремя. Это негативное влияние было признано лишь в 1994 г. благодаря усилиям правительств и международных организаций по привлечению внимания общественности к этим негативным последствиям. Прежде всего, правительства и международные организации должны понять, что коррупция – очень опасное явление. Только после этого появляется заинтересованность в необходимости эффективных национальных и международных правовых норм, программ и мер.

     В течение многих лет с коррупцией боролись только правоохранительные и  судебные органы. В уголовных кодексах были прописаны уголовные правонарушения; полиция расследовала их; прокуроры  привлекали к уголовной ответственности  их исполнителей; а судьи их судили.

     Стало также ясно, что коррупция не просто вопрос внутренней политики страны –  это вопрос выживания в международном  масштабе, поскольку ее уровень стал показателем конкурентоспособности  страны, и международные организации  стали ужесточать правила в отношении коррумпированных стран. Так, необходимость всестороннего и сбалансированного подхода к борьбе с коррупцией постепенно стала международным признанным стандартом. Сначала казалось, что есть несколько обнадеживающих направлений. Специалисты ссылались на необходимость проявления честности и неподкупности, длительных и последовательных усилий, привлечения всех слоев общества, улучшения и осуществления антикоррупционных законов и т.п. Однако, принимая во внимание все известные проявления коррупции, было признано, что это явление нельзя побороть без серьезных и запланированных предупредительных мер. Потребовалось несколько лет, чтобы в некоторых странах эту идею воплотили в жизнь, разработав так называемые национальные антикоррупционные программы, чтобы добиться главной цели: системно и сознательно сформировать национальное понятие честности и неподкупности.

     Противодействие коррупции -  длительный процесс. Это явление не может быть искоренено полностью,  однако оно должно быть уменьшено посредством строгого контроля,  как путем применения предупредительных мер,  нацеленных на криминогенные факторы и на устранение уязвимых для коррупции мест,  так и путем непосредственного выявления фактов коррупции, с привлечением виновных к уголовно-правовой, гражданской и иного рода ответственности на основании законодательства. Меры, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией: совершенствование законодательной базы; обеспечение гласности и ответственности в политической деятельности ; повышение эффективности институциональной системы; снижение влияния коррупции на частный сектор; укрепление сотрудничества     государственных институтов с гражданским обществом; расширение международного сотрудничества.

Информация о работе Национальная стратегия по предупреждению и борьбе с коррупцией.