Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:39, реферат
Одним из приоритетов экономических, политических и социальных реформ в Республике Молдова является в настоящее время предупреждение и борьба с коррупцией. Оценивая объективно, в том числе через призму феномена коррупции, политический, экономический и социальный переходный период за 10 лет после провозглашения независимости государства, следует отметить, что он оказал катастрофическое воздействие на качество правления и развитие страны, а масштабы и важность сфер,
СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………………...1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..................2
I. КОРРУПЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА……………………………………………………...3
1.1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ И ЕЕ СУТЬ…………………………………………………………..3
1.2. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ…………………………………………….................4
1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ……………………………………………………….................5
II. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ………………………………6
2.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ……………………………………7
2.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЛАСНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………...7
2.3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………...8
2.4. СНИЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЧАСТНЫЙ СЕКТОР…………………………...8
2.5. УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНЕЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ГРАЖДАНАМИ ОБЩЕСТВОМ……………………………………………………………………...9
2.6. РАСШИРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА……………………………..10
ІІІ. ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НАЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ………………………………...…10
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..................13
2.1. Совершенствование законодательной базы
Законодательная реформа в Республике Молдова должна способствовать укреплению правового государства, стабильности и безопасности общественной жизни, развитию жизнеспособной рыночной экономики, устранению факторов риска коррупции путем упрощения и корреляции нормативных актов, устранения двойного толкования, кодифицирования, утверждения нормативных актов, регламентирующих законную деятельность по предупреждению и противодействию коррупции. В сфере законодательства должны быть разработаны нормативные акты, содержащие эффективные антикоррупционные меры, в соответствии с международными нормами, рекомендациями и стандартами. Одновременно необходимо внести изменения в антикоррупционное законодательство в соответствии с положениями международных актов; улучшить законодательную систему; устранить противоречия и двусмысленности, которые ведут к двоякому толкованию законодательства.
2.2. Обеспечение гласности и ответственности в политической деятельности
В области политики необходимо предпринять ряд действий,направленных на предупреждение и борьбу с коррупцией . С цельюобеспечения гласности и ответственности в политической деятельности , а также приведения национального законодательства в соответствие с международными требованиями следует изучить международное законодательство и практику. Важным является установление уголовной ответственности за подкуп избирателей в период избирательной кампании , а также ответственности перед народом за парламентскую деятельность.
2.3. Повышение эффективности институциональной системы
Ожидаемым
результатом реформы
2.4. Снижение влияния коррупции на частный сектор
Создание конкурентоспособного частного сектора является приоритетом экономической политики Республики Молдова , для чего необходимо внести изменения в налоговое и таможенное законодательство , чтобы уменьшить налоговое бремя и повысить ответственность в случае уклонения от уплаты налогов. Будет разработан механизм борьбы с явлением теневой экономики и включению ее средств в средства легальной экономики. Будет принят ряд мер в целях облегчения деятельности экономических агентов ( по регистрации , лицензированию, начислению и уплате налогов, составлению финансовых , статистических и налоговых отчетов ). Одновременно будет усовершенствован механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также налажен эффективный контроль со стороны государства в стратегических отраслях экономики.
2.5. Укрепление сотрудничества государственных учреждений с гражданским обществом
Важной целью политики по предупреждению коррупции является вовлечение гражданского общества в действия по предупреждению коррупции и информирование общественного мнения о ее причинах и последствиях. Развитие сотрудничества между учреждениями и связей с гражданским обществом будет основываться на: облегчении сотрудничества между учреждениями с полномочиями в сфере предупреждения коррупции, а также между ними и гражданским обществом; координировании усилий этих учреждений путем упрощения обмена информацией, поощрения проведения совместных действий, пополнения людских или технических ресурсов, необходимых для проведения масштабных действий, выявления и устранения основных препятствий, появившихся в практике; предоставлении полной и последовательной картины приложения усилий органами в данной области.
а. Роль неправительственных организаций Роль неправительственных организаций в предупреждении и борьбе с коррупцией будет расширяться путем привлечения их к формированию, продвижению и внедрению различных видов антикоррупционной деятельности, реализации конкретных организационных и практических мер для облегчения сотрудничества с правительственными органами; периодической организации и проведения совместных собраний правоохранительных органов, других органов, наделенных полномочиями по борьбе с коррупцией, и представителями неправительственных организаций для рассмотрения результатов совместной деятельности по борьбе с коррупцией.
b. Роль средств массовой информации Роль средств массовой информации в предупреждении и борьбе с коррупцией заключается в восприятии общественного мнения о явлении коррупции и деятельности органов в сфере предупреждения и социального контроля, в систематической организации пресс-конференций и телерадиобрифингов для ознакомления населения с достижениями в данной области.
с. Гражданское воспитание Гражданское воспитание, в первую очередь молодежи, является важной стороной предупреждения коррупции, что требует введения
специальных программ в учебных заведениях, в частности в лицеях и университетах. Целью воспитательных антикоррупционных действий является информирование граждан Республики Молдова об опасности коррупции, воспитание нетерпимости к коррупции и поощрение деятельности по ее предупреждению. Граждане Молдовы недостаточно информированы о правах человека и их возможностях активной борьбы с коррупцией. Население может содействовать предупреждению и борьбе с коррупцией, но оно не осознает своей потенциальной роли в этом процессе. Таким образом, было бы своевременным начать государственную антикоррупционную кампанию, которая выявила бы моральный, социальный и финансовый ущерб, причиняемый этим явлением, и побуждало бы к принятию мер борьбы с нею.
2.6. Расширение международного сотрудничества
Предупреждением коррупции постоянно занимаются международные организации, которые разработали и утвердили в этих целях пакет международных документов, регламентирующих процесс борьбы с коррупцией. Ратификация гражданских и уголовных конвенций о коррупции требует приведения нормативной базы Республики Молдова в соответствие с требованиями законодательства сообщества, что обеспечит условия для предупреждения и контроля коррупции в соответствии с международными стандартами. В области международного сотрудничества Республика Молдова будет продолжать участвовать в мероприятиях, инициативах и проектах, осуществляемых под эгидой Пакта Стабильности, предусматривающего предупреждение и борьбу с коррупцией (S.P.A.I., GRECO и др.), сотрудничать с Европейским Союзом в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (А.Р.С.), присоединяться к другим международным актам в данной области, заключать дву- и многосторонние соглашения о предупреждении и борьбе с явлением коррупции. Для оптимизации антикоррупционной деятельности будут привлекаться и внешние источники финансирования в виде технической помощи, грантов или пожертвований.
Среди
инструментальных предпосылок развития
коррупции в органах
Остановимся на этих предпосылках подробнее.
Низкий уровень официальных доходов в органах исполнительной власти. Данная предпосылка самоочевидна: как демонстрирует представленная выше модель коррупционной сделки (что вполне согласуется и с обыкновенным здравым смыслом), чем меньше официальный доход чиновника, тем меньше и минимальный размер взятки, на которую он согласится, и тем следовательно, выше вероятность заключения коррупционной сделки. Данное вывод подтверждается и эмпирическими исследованиями.1
Важно, однако, заметить, что, хотя увеличение заработной платы чиновников с необходимостью приводит к сокращению количества осуществившихся коррупционных трансакций, это совсем не означает обязательного сокращения средств, обращающихся в коррупционной сфере: увеличение легальных доходов потенциальных взяточников приводит к снижению числа коррупционных сделок, но увеличивает средний размер взятки.
Низкая ожидаемая вероятность наказания участников коррупционной сделки и его тяжесть. Так же как и предыдущая, данная предпосылка очевидна: низкая вероятность наказания участников коррупционной трансакции и низкая ожидаемая тяжесть этого наказания способствуют увеличению числа коррупционных сделок. Следует заметить, однако, что вероятность разоблачения факта коррупции не является независимой переменной: на нее оказывает воздействие ожидаемая тяжесть наказания контрагентов. Именно поэтому в подавляющем большинстве стран наказание для участников коррупционного взаимодействия различается. Во многих случаях целесообразно смягчить наказание для одной из сторон (как правило, этой стороной является взяткодатель) для того, чтобы увеличить вероятность разоблачения коррупционной сделки.
Низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии. Данная предпосылка также имеет отношение к официальным доходам государственной бюрократии. Фактически, речь здесь идет о ситуации ухудшающего самоотбора чиновников: чем меньше зарплата в органах исполнительной власти и чем больше возможностей для коррумпированного поведения, тем менее привлекательной государственная служба выглядит для профессионалов, лиц с относительно большим человеческим капиталом. Такие люди, как правило, в состоянии найти себе достойную (с точки зрения оплаты) работу в частном секторе, не вступая в сделку с совестью и не подвергаясь риску разоблачения.
С другой стороны, ситуация низкой официальной зарплаты и широких возможностей для получения взяток привлекает низкоквалифицированных специалистов, не способных к успешной конкуренции на рынке труда, и склонных, к тому же, к оппортунистическому поведению.
Низкая
эффективность
Непрозрачность действующей системы формальных правил. Данная предпосылка отражает возможность принятия и функционирования формальных правил, способствующих возникновению и/ или увеличению потенциальной ренты, которую предприниматели могут извлечь, оплачивая «услуги» коррумпированных чиновников. К такого рода правилам относятся разного рода неоправданные запреты и ограничения на ведение деятельности, правила, регламентирующие неэффективные процедуры контроля за деятельностью предпринимательских структур, нечетко сформулированные положения, которые чиновники исполнительной власти могут трактовать по своему усмотрению и т.д. Увеличение прозрачности системы формальных правил, создание простых и обоснованных механизмов принятия правил должны способствовать сокращению размеров потенциальной ренты, а следовательно, и снижению масштабов коррупции.
Информация о работе Национальная стратегия по предупреждению и борьбе с коррупцией.