Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание

Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
При написании этой курсовой использовалось достаточно большое количество литературы, включая монографии, воспоминания бывших неформалов, статьи и рассказы современных авторов о неформалах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть
"Пришельцы". Неформальные движения: общая
характеристика…………………………………………………….4
а) Экстернальная культура………………………………………….…10
б) Основные признаки неформалов…………………………………..15
2. История неформального движения. Причины возникновения...15
3. Классификация неформалов……………………………………….21
1) Асоциальные …………………………………………………………22
2) Антисоциальные ……………………………………………………..25
3)Просоциальные ……………………………………………………….31
4) Неформалы художественной направленности …………………….31
5) Компьютерный андеграунд………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………...………34
Список литературы…………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Неформальные молодежные объединения.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

 

Можно сказать  еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сама: "Неформалы " - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для  достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

 

 

  а). Экстернальная культура

 

Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.

 

      Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.

 

Существует  баланс двух подсистем общества: контркультура  немыслима и не существует без  официального общества. Они взаимодополнительны  и связаны. Это одно целое. Для  такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат. "externus" - чужой).  Сфера  экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и т. д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).

 

  Экстернальная культура согласно общественному мнению и научной традиции относится к сфере  андеграунда (от англ. "undeground" - подполье), контркультуры. Все эти определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки "контр -", "под -", "не -". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем

("контр-"),  не видимом  и скрытном (под-),  неоформленном.

 

 Культурная  активность молодежи зависит  от ряда факторов:

  • от уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например у учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов ВУЗов;
  • от возраста. Пик активности – 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;
  • от места жительства. Движения неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

 

    Экстернальная  культура категорически отвергает  попытки свести ее к какой-либо  социальной схеме. Типичный пример  ее самоопределения - отрывок  из статьи А. Мадисона - очень  старого хиппи из Талина:

      "Движение, а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом, не выставило ни громоздких лидеров, облаченных  в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец,  не подвело  под  эту несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской философии, идеологии  или религии. Вместо идеологии  с самого  начала  были заземлены  идеалы, формирующиеся достаточно просто - мир и любовь".

 

         Все без исключения "пиплы" (от англ. "people" – "люди") настаивают на своей не принадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта их самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам ", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат. "лимен" - порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

 

      Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается  в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит  свое постоянное место, обретает  постоянный  статус, входит  в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения  заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера.

 

      По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее противостояния  миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре. А они некоторое время  еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М.Мид это выглядит так: "Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших  не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".

 

      Новое поколение ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся социальной структуры (как у Парсона или Тернера), а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания  в лоне контр-культуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся  в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контр-культур. На самом деле эти два направления  не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто  о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится  в процессе перехода. В конце концов, они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.

    

      Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался  в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило  их сходство с первобытными обществами, иногда в плоть до мелочей:

 

      "Я увидел - пишет он, - и опознал в лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до того много лет изучал профессионально по литературе, явлений, характеризующих первобытное общество"!   Для первобытного общества  характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний. У уголовников это "прописка". Для первобытного общества характерны различные "табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах определяющих, что "за падло"... Но главное сходство - структурное :

 

      "На стадии разложения - пишет Л. Самойлов, - многие первобытные общества имели трехкастовую структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой - "мужики" и аутсайдеры - "опущенные"), а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи)".

 

      Схожая структура известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина". То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Санкт- Петербурге появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах", основная масса металлистов, группировавшихся вокруг элиты, и наконец - случайные посетители, забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе "гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно "исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации  в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть  относятся собственно к самоорганизации.

  

  Существует еще другой способ определения (или представления) сообщества, кроме  как через его локализацию в социальной структуре:  через символику. Именно  так обычно  происходит на уровне обыденного сознания или журналистской практики. Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.), мы, прежде всего, описываем их знаки.

 

      А. Петров  в  статье "Пришельцы" в "Учительской газете" изображает тусовку волосатых:

 

      " Лохматые, в залатанной  и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными  лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "...

 

      Практически все, что упоминает А. Петров, служит у волосатых опознавательными знаками "своих". Здесь символика внешности: лохматая прическа, потертая  одежда, самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика: вышитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых хиппи), антивоенные лозунги, типа:

"Любите, а  не воюйте"! - знак важнейшей  ценности этой среды - пацифизма,  ненасилия.

 

      Поведение, описанное в приведенном пассаже: неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужденность - то же знак. Это все форма, а не содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к сообществу. И именно их описывают, желая это сообщество представить. И действительно, наличие особой символики, расцениваемой как "своя", есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего социального образования.

          

          1 июня 1987 г. Это точка отсчета, конечно, мифологическая (считается, что первого июня 1667 года первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от  насилия): 

 

"Они, - рассказывает  один из старых хиппи, - вышли,  и сказали: Вот мы - представители  этого движения, это будет система  ценностей и система людей".

Не случайно выбрана и дата - День защиты детей: "Было, - продолжал тот же хиппи, - сказано: Живите как дети, в мире, спокойствия, не гонитесь за призрачными ценностями... Просто приход был человечеству дан, что бы могли остановиться и задуматься, куда мы идем...

 

 

Я уже приводила  выше список черт, присущих неформальным объединениям, ниже приведены признаки, которые видно "невооруженным" глазом, с точки зрения дилетанта.

 

б) Основные внешние признаки неформалов.

 

1) Неформальные  коллективы не имеют официального  статуса.

 

2) Слабо выраженная  внутренняя структура.

 

3) Большинство  объединений имеет слабо выраженные интересы.

 

4) Слабые внутренние  связи.

 

5) Очень сложно  выделить лидера.

 

6) Не имеют  программы деятельности.

 

7) Действуют  по инициативе небольшой группы  со стороны.

 

8) Представляют альтернативу  государственным структурам.

 

9) Очень тяжело  поддаются упорядоченной классификации.

 

 

 

2. История  неформального движения.

 

Причины возникновения.

 

   За период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений  выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести  средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первых дружинников.

 

  1) Волна   неформалитета после революционные  годы. Контр-культурные  группировки  молодежи.

 

  2) Волна  60-е годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы  разложения  административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).

 

  3) Волна. 1986 год. Существование неформальных  групп было признано  официально. Неформалов стали определять  по различным соматическим средствам   (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и т.д.), с помощью которых молодые отгораживались от взрослого сообщества. Отстаивая свое право на  внутреннюю жизнь.     

 

  Причины возникновения.

 

  1) Вызов  обществу, протест.

 

  2) Вызов  семье, непонимание в семье.

 

  3) Нежелание  быть как все.

 

  4) Желание утвердится в новой среде.

 

  5) Привлечь к себе  внимание.

 

  6) Не развитая сфера  организации досуга для молодежи  в стране.

 

  7) Копирование западных  структур, течений, культуры.

 

  8) Религиозные идейные  убеждения.

 

  9) Дань моде.

 

  10) Отсутствие цели в жизни.

 

  11) Влияние криминальных  структур, хулиганство.

 

    12) Возрастные  увлечения.

 

 История  возникновения.

 

      неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако, чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

 

   Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

Информация о работе Неформальные молодежные объединения