Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание

Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
При написании этой курсовой использовалось достаточно большое количество литературы, включая монографии, воспоминания бывших неформалов, статьи и рассказы современных авторов о неформалах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть
"Пришельцы". Неформальные движения: общая
характеристика…………………………………………………….4
а) Экстернальная культура………………………………………….…10
б) Основные признаки неформалов…………………………………..15
2. История неформального движения. Причины возникновения...15
3. Классификация неформалов……………………………………….21
1) Асоциальные …………………………………………………………22
2) Антисоциальные ……………………………………………………..25
3)Просоциальные ……………………………………………………….31
4) Неформалы художественной направленности …………………….31
5) Компьютерный андеграунд………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………...………34
Список литературы…………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Неформальные молодежные объединения.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Кто не любит  быстрой езды ?

 

В  середине 80-х в столице нашей совковой родины одновременно с музыкой хэви-металл появились крепкие ребята, разъезжающие на мотоциклах, презирающие стражей порядка и правила дорожного движения. Тогда их называли так же, как и поклонников тяжёлой музыки – байкерами, но правильнее было бы их назвать «байкерами».

 

Кто они?

 

Движение было не столь многочисленным, как, например, любителей рок-музыки, но отличалось значительной организацией – посторонние в узкий круг не допускались, новые люди проходили строжайший отбор, а попасть к ним мог только физически развитый человек, способный в драке отстоять свои права и убеждения.

Основной упор новоявленные мотоциклисты делали на силу – многочасовые упорные  тренировки в спортивных залах сделали  их настолько мощными, что противники любых отклонений от нормы с опаской  смотрели на группы широкоплечих любителей  скорости. Байкеры в свою очередь любили хэви-металл, одевались в том же стиле (косухи, берцы) и служили своего рода охраной на концертах тяжёлой музыки.

Многие байкеры были просто преображенными металлистами, но если любители «тяжести»  зачастую учились в ПТУ, то байкером мог стать только более-менее обеспеченный человек – мотоцикл, бензин, пиво и полная независимость требуют  денег.

Одним из символов байкеров стал флаг Конфедерации, заимствованный из истории  США и символизирующий полную и абсолютную свободу.

Уфимские байкеры

 

В Уфе байкеров не так много, но, тем не менее, они есть. Они разобщены, разговоры об организации байк-клуба так и остаются разговорами. Вот самые известные из уфимских «королей дороги»:

Герман: представляет собой зрелище не для слабонервных: двухметровый плечистый гигант с длинными волосами. Герман – личность почти мифическая, люди знают про него столько, сколько он позволяет знать.

 

Сатана: ростом пониже Германа, но также широкоплечий, волосы не отращивает, узнается по тертой джинсовой жилетке, на  которой синей шариковой ручкой, написаны имена его любимых групп.

 

Дядя  Миша (Михаил Павлинский):  хозяин «Харлея», который стоял в «Гостином дворе», достаточно известный в городе культурист.

 

Отличает байкеров и определенный “возрастной ценз”: 15-20, реже - 25 лет. Основную массу составляют подростки и юноши 15-18 лет. Большинство их - без водительских удостоверений и потребности в них не испытывают.

 

Сегодня объединения байкеров существуют практически во всех крупных городах  и в подавляющем большинстве  средних и малых. Использовать слово “объединение” здесь не вполне правомерно - объединения, как такового не существует. Тем более нет организации байкеров со своей сложившейся структурой. Объединяются они в более или менее постоянные группы, как правило, только для групповых поездок.

 

Тем не менее, среди байкеров есть свои правила, свой не писанный, но всеми  принятый “устав”, свой “кодекс чести”. Выработанные байкерами для себя нормы поведения заслуживают  того чтобы остановиться на них более  подробно.

 

Иногда приходится слышать, что байкеры - это молодые любители скоростной езды на мотоциклах. Такое мнение довольно распространено, но не совсем верно. Во-первых, достаточное количество любителей скоростной езды можно обнаружить в многочисленных клубах и секциях, но к байкерам они не имеют никакого отношения. Во-вторых, наличие мотоцикла (и отсутствие прав) еще не делает молодого человека байкером. Для этого необходимо следовать “байкерскому уставу”. Этот “устав” в качестве основного требования выдвигает полное пренебрежение правилами дорожного движения. Для байкеров не только является обязательным не соблюдение правил, но и всячески поощряется их нарушение. Популярна и езда “клином”, когда впереди едет один мотоцикл, за ним - два, потом - три и т.д. “Клин” может двигаться как по “своей”, так и по “чужой”, полосе, мешая все, кто в этот момент, к своему несчастью оказался на дороге. Нормальным, с точки зрения байкера является постоянное превышение скорости.

 

Пренебрежительное отношение к  правилам дорожного движения распространяется и на тех, кто призван следить за соблюдением этих правил. Неподчинение сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения, попытки “ухода” от патрульных машин и мотоциклов для байкеров - норма поведения. Следует отметить, что сотрудники ГИБДД не пользуются у байкеров особой нелюбовью; точно также они относятся и к водителям - не байкерам и к пешеходам. Не волнует байкеров и самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. А ведь известно, что в современных многоэтажках слышимость такая, что еще немного - и уже видимость.

 

Принцип байкера: дорога для меня, и я езжу по ней как хочу. Подавляющее  число байкеров вполне искренне считает  этот принцип естественным и правомерным.

 

У байкеров своя “этика”, точнее антиэтика: “Ты на дороге король - езди, как хочешь. Остальные потерпят”. Не редко байкеры утверждают, что их манера езды - единственно возможный для них способ самовыражения, что критикуют их те, кто на мотоциклах никогда не ездил и не представляет, что это такое, а следовательно, и не может их понять.

 

 

 2) Антисоциальные.

 

 

Антисоциальность - ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других,  нравственная глухота.

 

Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с  “деятельностью” молодежных “банд”.

 

“Банды” - это объединения (чаще всего  подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены  банды являются хозяевами, с появляющимися  “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.

 

В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку  во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со “своими девчонками”.

  

Журналистка Е. Доцук приводит следующий диалог с одним из “пацанов”, полноправным членом одной из московских банд:

 

  • У тебя есть девушка?

 

   - Была  бы одна, было бы легче. С ними не разберешься - где “девчонка”, где “крыса”, где девочка. Вдруг за “крысу” “предъявишь”? Сразу с “пацанов” слетишь.

 

   - Что  значит “девочка” и “крыса”?

 

   - Девочка  - отличница, маменькина дочка.  “Крыса” - это все, хуже некуда. Хотя многие из них себя за девчонок ставят.

 

    - “Девчонки”  тоже входят в состав “банд”?

 

    - Да. Но у них есть свои группы. Слышали? “Голден герлс” - золотые  девочки. “Черные лисы”, “Нейтралочки”.

 

    - Чем  же они занимаются?

 

    - Тем  же, чем “пацаны”. Дерутся. Весело отдыхают, “ставя на счетчик”, ходят в бары, “травку” покуривают, прикидкой интересуются.

 

    “Травка” - наркотики, которые курят. “Прикидка” - элементарный грабеж: к модно  одетому подростку (юноше или  девушке) подходит группа и  просит “дать поносить” на время куртку, кроссовки и т.д. можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является “счетчик”, когда к одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить “в долг”. С этого момента включается “счетчик”. Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим “счетчик” жестока - от избиения до убийства.

 

Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды”, либо вступать в нее. В ответ на действие “банд” и для борьбы с ними “нейтральная молодежь” создает собственное неофициальное объединение: “Ганимед” в Москве, ОАД (отряд активного действия) в Санкт-Петербурге и д.р. Понять молодых людей, входящих в эти объединения, можно - они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу “сила силу ломит”, они и сами не редко преступают закон.

 

  Только в 90-е годы в нашей стране было официально признано, что существует организованная преступность. Правда, это касалось лишь взрослых. Между тем 40% правонарушений подростков носит организованный, групповой характер.

 

В последние 30 лет  девиантное поведение, принимавшее  форму невинных забав, переросло  в деликвентное. Изменилась социальная характеристика и структура молодёжных группировок. Прежде они насчитывали 3 – 5 человек, сейчас 50, 100 и более. Так, в Казани в конце 80-х годов совершено 180 групповых преступлений, в том числе 50 случаев массовых драк "стенка на стенку" с применением ножей, самодельного оружия, и "арматуры". В других регионах выявлены сотни группировок.

 

Численное превосходство (пятеро – семеро на одного) позволяет  им безбоязненно (не встречая сопротивления  со стороны жертвы)  и безнаказанно (возраст уберегает от уголовной  ответственности) совершать разбойные нападения, грабежи, хулиганские действия, квартирные кражи. Характерны дела о "налетах на  Москву", организуемых приезжими молодежными группами. Как правило, они приезжают утром и сразу начинают "бомбить": совершают разбойные нападения на московских сверстников, грабят и избивают их.

 

Криминогенные группы различаются степенью организованности. В Татарстане и Молдовии это "конторы". Они образуются по месту учебы, жительства или работы. Их действия носят одноразовый, ситуативный характер. А есть преступные шайки, куда несовершеннолетние входят наряду со взрослыми. В отличие от "контор", шайки (группы "риска", "бизнеса") имеют еще более серьезную антиобщественную направленность и свою организацию, кассу – "общак", из которой финансируют тех, кто попал в заключение, больницу, а так же на похороны "своих". Их возглавляет лидер, как правило, 19 – 22 лет. Далее идут "старики" ( "боевики" ) 16 – 18 лет и наконец "шелуха" – 14 летние подростки.

 

 

Мальчики  со свастикой.

 

Думаю, все знают, что среди нас есть те, кто сегодня кричит: “Хайль Гитлер!”, носит свастику и для защиты своих “идеалов” использует вполне фашистские методы.

 

Кто носит  свастику?

 

Речь идет не о доживающих свой век “ветеранах” вермахта или СС. Это и не молодые недоумки, которые готовы нацепить любую побрякушку, лишь бы она была необычной и блестела. Они родились много лет спустя после так дорого доставшейся нам победы над фашизмом, они наши современники, называющие себя фашистами, действующие как фашисты и гордящиеся этим.

 

Это скинхеды – "бритоголовые" (от англ. "skin" – кожа и "head" - голова).

 

Их достаточно легко выделить из толпы. Бритые головы, полностью черная одежда, брюки, заправленные в ботинки. Передвигаются чаще всего  группой по 5-10 человек, но можно встретить  и одиночек. Днем стараются не показываться на улицах, но вечер – их время.

Себя называют “фашиками”, “фашистами”, “наци”, “нацистами”, “Национальным фронтом” и относят  к последователям Адольфа Гитлера. Он - “теоретик” их движения. Некоторые  знакомы с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Для большинства же “теоретической” основой служит небогатый набор нацистских догм: существуют “высшая раса” и “недочеловеки”; большинство “недочеловеков” надо уничтожить, а остальных превратить в рабов; прав тот, кто сильней, и т.д.

 

 

  У гестаповца ”папаши Мюллера”  есть достойные ученики, которые  в проявлении “врожденного качества  человека” - жестокости, пожалуй,  превзошли своих учителей.

 

Российский независимый институт социальных и национальных проблем в ноябре—декабре 1997 г. по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?”

 

Объект исследования, проведенного по специальной социологической анкете (формализованное интервью), включал две группы: основную, собственно молодежь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1974 чел.) и контрольную, представляющую старшее поколение в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 774 чел.)

 

В своей курсовой я не зря завела разговор об этом исследовании. Дело в том, что время  от времени в различных публикациях  насаждается мнение о широком  распространении среди российской молодежи фашистской идеологии. Что же в этом смысле показывают результаты социологического исследования?

 

Подавляющее большинство  россиян (88,3%) относится к людям, использующим фашистскую символику и исповедующим идеи фашизма, отрицательно, в том  числе 62,9% из них — крайне негативно. Относятся положительно к фашистской символике и фашистам лишь 1,2% россиян (в т.ч. очень одобрительно 0,4%); “безразлично” — 10,5% россиян. Ситуацию по возрастным группам отражают данные, представленные на рисунке.

 

Как видно, основные возрастные “очаги”, где существуют сторонники фашистской идеологии — молодежные группы до 21 года и 22-26 лет. Но и в этих возрастных группах они не составляют того числа, которое бы позволяло говорить о широком распространении “фашистской заразы” в сознании и поведении современной российской молодежи.

Информация о работе Неформальные молодежные объединения