Неформальные молодежные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание

Молодежь ругали всегда — и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки?
При написании этой курсовой использовалось достаточно большое количество литературы, включая монографии, воспоминания бывших неформалов, статьи и рассказы современных авторов о неформалах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть
"Пришельцы". Неформальные движения: общая
характеристика…………………………………………………….4
а) Экстернальная культура………………………………………….…10
б) Основные признаки неформалов…………………………………..15
2. История неформального движения. Причины возникновения...15
3. Классификация неформалов……………………………………….21
1) Асоциальные …………………………………………………………22
2) Антисоциальные ……………………………………………………..25
3)Просоциальные ……………………………………………………….31
4) Неформалы художественной направленности …………………….31
5) Компьютерный андеграунд………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………...………34
Список литературы…………………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Неформальные молодежные объединения.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 1

 

 Доля представителей различных возрастных групп населения, осуждающих 
или одобряющих проявления фашизма в среде российской молодежи, в %

 

 

Если говорить о социально-профессиональных группах, то больше всего одобряющих проявления фашизма среди студентов вузов, безработных и рабочих.

 

Заметим, что  сталкиваться с молодыми людьми, исповедующими  идеологию фашизма, приходилось лишь 11,7% опрошенных; 77,9% не сталкивались с ними, а 10,4% опрошенных затруднились ответить.

Особо часто  сталкивались с молодыми сторонниками фашистской идеологии мужчины — 14,7% (из числа женщин — 9,0%). Вполне понятно, что с подобными молодыми людьми чаще всего сталкивается сама молодежь, чем представители старшего поколения.

 

Из состава  различных социально-профессиональных групп чаще всего со сторонниками идеологии фашизма сталкивалась гуманитарная и творческая интеллигенция (22,8%), студенты вузов (30,9%), военные и сотрудники МВД (27,5%), работники сферы услуг (17,0%).

Рисунок 2

Доля жителей различных регионов, которым приходилось сталкиваться 
с проявлениями фашизма среди российской молодежи, а также  
одобряющих это явление, в %

 

 

 Исходя из полученных результатов исследования, думается, есть все основания сделать вывод, что, несмотря на наличие отдельных “очагов”, где имеются сторонники фашистской идеологии среди молодежи, сколь-либо серьезного масштаба распространения этого явления в России нет.

От себя, в добавление к этой статистике, скажу, что, в принципе, в Уфе нацистов не так много и они не представляют единой сплоченной группы, а собираются человек по 15 – 20. Места встреч, "тусовок" самые различные и в целях конспирации часто меняются. Это и площадь перед Горсоветом, и площадь перед Телецентром; и подвалы домов и детские сады. Единственное место, где вероятность увидеть скинов равна 100% - это микрорайон Сипайлово. Ежевечерне возле бывшего молодежного центра они устраивают "разбор полетов": кто сегодня,  кого и чем? Их не волнует зачем, они все знают за что именно и весть о том, что сегодня одним ненацистом стало меньше на Земле, приводит их в восторг...

 

3) Просоциальные.

 

Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально-положительные, приносят пользу обществу. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, памятников архитектуры, реставрация храмов, решают экологические проблемы).

 

Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.

 

Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды занимает не последнее место. За ее решение и взялись “зеленые”. Экологические  последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.

 

Первый такой комитет по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители творческой интеллигенции. Во многом благодаря общественным движениям был отклонен “проект века” по переброске вод северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством об отмене этого проекта. Такое же решение было принято по поводу проектирования и строительства АЭС в Краснодарском крае.

 

Численность экологических  неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.

Так же к просоциальным неформальным объединениям относятся объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей.

 

4) Неформалы художественной направленности.

 

 Говорят, у каждого поколения своя музыка. Ели это положение верно, то возникает вопрос: музыкой какого поколения является рок.

 

Рок исполнители  пели о проблемах, волновавших бунтующую  молодежь: о нарушении гражданских  прав обездоленных, о расовых предрассудках  и преследовании инакомыслящих, о необходимости социальных реформ, о расширении антивоенного движения в связи с агрессией США во Вьетнаме и о многом другом. Их слушали, их понимали, им подпевали. Одну из самых популярных песен ансамбля “ХУ” “Мое поколение” подпевал весь зал. “Завтра может не наступить!” - повторяли за Дженис Джоплен американские парни, которых посылали умирать во Вьетнам. Рок - исполнители пели о том, что было близко и понятно их слушателям.

 

Не меньшей популярностью у  молодежи пользуются самодеятельные художники. Однако с ними дело обстоит не так  уж благополучно.

 

Москвичи и гости столицы  привыкли к выставкам-продажам картин самодеятельных художников на Арбате, в Измайловском парке. Жители Санкт - Петербурга имеют возможность видеть аналогичную выставку на Невском  проспекте рядом с екатерининским садиком.

 

Есть подобные выставки в других городах. Существуют они вполне официально, но позволяют решить незначительную часть проблем, стоящих перед этим видом самодеятельного творчества. А строго говоря, только одну предоставление молодым художникам возможности выставлять и продавать свои картины. Круг проблем, которые они не решают, достаточно широк. Прежде всего к ним следует отнести отсутствие единого центра, который мог бы стать для самодеятельных художников своеобразной творческой мастерской.

 

Назрела необходимость в установлении отсутствующей до сих пор тесной связи между самодеятельными художниками и местными организациями союза художников. Такое содружество позволило бы существенно обогатить искусство самодеятельных художников, повысить их профессиональный уровень, способствовало бы выявлению более ярких талантов, дарований. Не решен вопрос с информированием общественности о деятельности самодеятельных художников, не проводится обсуждение их картин, разрабатываемых ими направлений творчества. Наконец, выставки хорошо смотрятся в летнее время, но производят крайне жалкое впечатление зимой: крыши над головой (в буквальном смысле) самодеятельные художники не имеют.

 

 

5) Компьютерный андеграунд.

 

Напоследок, рассмотрю  сравнительно молодой тип молодежных  неформальных групп: компьютерный андеграунд.

Переходя к рассмотрению конкретного сообщества людей связанных  с практической математикой, можно  сказать, что и данная группа (объединение  людей, связанных одной идеей) так  же неоднородна. Внутри группы (системы) существует достаточное количество подгрупп объединенных (скованных цепями) более или менее обобщенными идеями.

Наряду с вышеописанной, предложить другую структуризацию компьютерного  сообщества. Для этого необходимо употребить сленг, использующийся в  компьютерном сообществе. Можно сказать что, современное компьютерное сообщество, может иметь иерархическую структуру, как, в общем, и другая субкультурная система. Итак, на самом низшем уровне стоят, так называемые юзеры (англ. User - пользователь). Это наиболее широкий слой компьютерного сообщества. Далее вверх по пирамиде, стоит группа, называемая «пойнты». За ними следуют так называемые «сисопы» или системные операторы (администраторы). Деятельностью «сисопов» руководят, так называемые «сетевые коммуникаторы».

 

Упомянутый выше сленг так же является частью описываемой субкультуры, как и любой язык, является неотъемлемой частью общественной группы. Хотя никто не говорит о полном замещении естественного языка сленгом. Сленг лишь дополняет его.

 

Субкультурный мир компьютерного андеграунда, так же как и другие субкультурные образования, обладает собственным способом и языком общения, из-за того, что субъекты не имеют постоянного личного контакта друг с другом. Как и в обычном мире, написание писем друзьям, знакомым входит в ритуал обмена информацией, так и в описываемом сообществе существуют аналогичные средства. Но, как следствие отсутствия постоянного непосредственного контакта, написание писем (в данном контексте – электронных) стало одним из постоянных способов общения. Более того, появились возможности и средства общения не только между двумя конкретными субъектами, но и в и между группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш. Заключение.

 

 На этом завершается наше знакомство с неформалами. Мне трудно судить, насколько оно оказалось удачным, но хорошо уже то, что оно состоялось.

 

У современной  молодежи отдых и досуг – ведущая  форма жизнедеятельности, она вытеснила  труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность от жизни  в целом. Здесь отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Тут свой язык, особая мода, искусство и стиль общения. Все больше молодежная субкультура становится  неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные молодежные группы.

 

«Уйти в неформалы» побуждает молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты по месту учебы и  дома, недоверие к взрослым, протест  против лжи. Почти каждый восьмой  приходит в группу, потому, что «не знал, как жить дальше».

 

Я хотела бы напомнить, что рассказала только о наиболее массовых и известных неформальных объединениях, а данные мной оценки справедливы лишь на момент написания  курсовой. Они, разумеется, могут и, вероятно, будут меняться,  поскольку меняются сами неформальные объединения. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – от нашей поддержки или нашего неприятия того, или иного объединения.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер – она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства, и совершенствования.

 

Избрав для  курсовой работы столь сложную проблему, я стремилась показать, что наступила пора повернуться к неформалам лицом. Они сегодня реальная и достаточно мощная сила,  которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. А.В. Громов, О.С. Кузин «Неформалы, кто есть кто?», М.,1999

 

2. В.Т. Лисовский «В каждом ли споре рождается истина?», Казань, 1997

 

3. «Социология  молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ,1996

 

4. «Молодежный  экстремизм». Под ред. А.А. Козлова, СПГУ,1996

 

5. Рябов П. "Стратегия движения: генеральное отступление". Журнал "Община", № 48,1992

 

6. Шубин А. "Гармония истории", М., 1992

 

7. Лотман Ю.М. «Несколько мыслей о типологии культуры». В кн.: «Язык культуры или проблемы переводимости», М.,1987

 

8. Ежемесячный  журнал «Ридерз Дайджест» №№ 3, 7-9, 2001 (серия статей «Экстернальная культура. Системщики»)

 

9. "Неформальные  природоохранительные молодежные  движения в СССР. Факты и документы".  Под ред. Мухачева С.Г., Забелина С.И., Казань, 1993

 

10. Коротков А.М. «Авария - дочь мента», киноповесть, журнал «Парус», № 5, 1989

 

11. Исаев А. "Экономическая демократия. Современная идеология традиционных профсоюзов России" , М.,1997

 

12. Шаранов А.В. «Социология молодежи», М.,1996

 

13. Шубин А. "Социальная экология", М.,1995

 

14. Фомичев С. "Прелюдия к анархизму". Журнал "Третий путь", № 44, 1996

 

15. Юшенков С. "Неформальные движения: общая характеристика и основные тенденции развития", М., 1998

 

16. Янецкий О.Н. "Социальные движения. 100 интервью с лидерами", М., 1991

 

17. Петров А. "Пришельцы", "Учительская газета", №11,1993

 

18. Российский  независимый институт социальных  и национальных проблем. "Общероссийское  репрезентативное социальное исследование": "Молодежь новой России: Какая  она? Чем живет? К чему стремится?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи. Социологические исследования. 1991. №1

2 А. Шубин "Судьба неформалов"\\ М.,1996



Информация о работе Неформальные молодежные объединения