Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:01, курсовая работа
Предмет данной работы – основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей.
Задачи:
1. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей.
2. Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста числа неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей.
3. Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.
4. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.
5. Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России.
Розыск алиментщиков осуществляется федеральной службой судебных приставов при активном содействии МВД и Пенсионного фонда РФ. В отношении злостных неплательщиков алиментов применяются уголовно-правовые средства. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена специальная статья (ст. 157), согласно которой злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.2
В федеральном законодательстве особые меры социальной поддержки неполных семей сохранились лишь в двух законах. В статье 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» значится, что матерям-одиночкам, наряду с гарантией оплаты транспорта для их эвакуации из зоны отчуждения, была предусмотрена дополнительная оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке их имущества. К сегодняшнему дню, однако, эта статья имеет скорее историческое, нежели практическое значение.1
В статье 5 Закона «О занятости населения в РФ» одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, упомянуты как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.). Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости.2
Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики.
Заключение
Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Неполные семьи – это та форма семейного жизнеустройства, которая на нынешнем отрезке человеческой истории стала достаточно распространенной. И это исторический факт.
Хорошо
это или плохо – об этом можно
судить по-разному. С точки зрения
экономической безопасности государства,
распространение неполных семей
влечет за собой дополнительную финансовую
нагрузку, поскольку значительная часть
неполных семей на практике оказывается
малообеспеченными и
С
другой стороны, в современных условиях
демографического спада рождение каждого
ребенка является несомненным благом
для будущего государства и общества.
Сегодня российское общество быстро
стареет. По прогнозам Минэкономразвития
РФ, численность постоянного
Спорным остается и распространенное мнение о том, что неполные семьи не всегда благотворно влияют на развитие ребенка. Современная наука с помощью многих данных опровергает точку зрения, что именно факт наличия лишь одного родителя, является причиной различных отклонений в развитии детей. Напротив, есть данные, что иногда это даже является позитивным. По этому поводу убедительными кажутся слова журналистки Н. Нестеровой: «Есть, например, укоренившееся представление, что в семье, где мать одна воспитывает сына, мальчик вырастает инфантильным. Мама-одиночка сыночка в тепленьком тылу держит. И отпрыск выходит в жизнь с пышным букетом инфантилизма. Он уверен, что всегда найдется кто-то, кто решит проблемы (начальство, жена, государство) … Только ведь ерунда! Оглянитесь вокруг и историю вспомните. Как началось с Первой мировой – через революции, коллективизации, репрессии, Вторую мировую, освоение целины … – кто мальчишек, а также девчонок воспитывает? Матери. … И что? Мы общество с поголовно инфантильными мужиками? Ничего подобного! Меньше бы пили, им бы вообще цены не было … Только одинокая мать и способна воспитать настоящего заступника и бойца – мальчик видит, как тяжело маме, и стремится подставить плечо. Он будет лучше понимать жену, избежит многих семейных конфликтов…».1
Поэтому категорически заявлять о том, что желание женщины родить и воспитать ребенка в одиночку, безрассудно, легкомысленно и пагубно, нельзя. Семья имеет право на любой образ жизни, на любой тип семейного поведения (кроме криминального). Кроме того, нельзя забывать о том, что не все неполные семьи образуются в результате выбора женщины. Часто это происходит в результате независимых обстоятельств – смерти супруга, развода и т.д. Еще и поэтому рассуждать и морализировать на тему о том, что неполные семьи – это признак разрушения института семьи и брака, с нашей точки зрения, некорректно. Неполные семьи сегодня – это факт жизни. Нужно думать о том, как эффективнее им помогать выживать и развиваться.
Список использованной литературы
1 Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007г. – 198с.
2 Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007г. – 200с.
1 Зубкова Т.С.,
Тимошина Н.В. Организация и
содержание работы по
2 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 2009г. – 392с
1 Зубкова Т.С.,
Тимошина Н.В. Организация и
содержание работы по
1 Зубкова Т.С.,
Тимошина Н.В. Организация и
содержание работы по
1 Рылова Э. Будем рожать?! // Антинарк. – 2006г. - №1 (8-9). - 22с.
1 . Антонов А.И.,
Медков В.М. Социология семьи.
– М.: Изд-во МГУ: Изд-во
1 Кравченко А.И.
Основы социологии: Учебное пособие
для студентов средних
2 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 2009г. – 419с.
3 . Антонов А.И.,
Медков В.М. Социология семьи.
– М.: Изд-во МГУ: Изд-во
1 Зубкова Т.С.,
Тимошина Н.В. Организация и
содержание работы по
1 Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социологические исследования. – 1997. – №1. – 74с.
2 Добрынина Е.
Золотая середина. Социологи нарисовали
обобщенный и подробный
1 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 2009г. – 419с.
2 Кон И.С. Социологическая
психология. – М.: Московский психолого-
1 Интернет ресурс
http://ru.wikipedia.org/wiki/
2 Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа// Социологические исследования № 3, 2006г.
1 Концепция федеральной
целевой программы «Дети
1 Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2007г. – 200с.
1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
1 Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М.: Норма, 2006. – 69с.
1 Научно-практический
комментарий к Федеральному
2Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М.: Норма, 2006. – 43с.
1 Дерновой В.
ФССП: у порога возможностей
2 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant.ru.
1 Закон РФ
от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации
2 Закон РФ
от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости
населения в Российской
1 .Степашин С. Суверенная демография // Российская газета. – 2007. – 7 марта. – 1с.
1 Нестерова Н. Игры дилетантов // Известия. – 2007. – 14 февраля. – 6с.
Информация о работе Неполная семья как объект социальной работы