Неполная семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание

Предмет данной работы – основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей.

Задачи:

1. Раскрыть понятие неполной семьи, представить принятую в специальной литературе характеристику и типологию неполных семей.

2. Проанализировать основные современные тенденции и факторы роста числа неполных семей и выделить основные типичные проблемы неполных семей.

3. Выделить и охарактеризовать основные направления социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.

4. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.

5. Изучить законодательные основы и раскрыть правовые особенности мер социальной поддержки неполных семей в России.

Работа состоит из  1 файл

неполная семья.docx

— 51.18 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Семья – важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и  сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее  хозяйство на основе единого семейного  бюджета. Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через  нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений  в целом, а также от уровня культурного  развития общества. Естественно, чем  выше культура общества, тем выше культура семьи.

     На  современную семью оказывает  влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия  и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

     Семья во все времена постоянно находится  в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних  философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в  виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и  в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

     Число детей, которые воспитываются без  одного или обоих родителей в  настоящее время, растет. На этот процесс  оказывает влияние высокий уровень  разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

     Объект  данной работы – неполные семьи  как одна из современных форм семейного  жизнеустройства и, одновременно, объект социальной работы.

     Предмет данной работы – основные направления, формы и методы социальной работы с неполной семьей.

     Задачи:

     1. Раскрыть понятие неполной семьи,  представить принятую в специальной  литературе характеристику и  типологию неполных семей.

     2. Проанализировать основные современные  тенденции и факторы роста  числа неполных семей и выделить  основные типичные проблемы неполных  семей.

     3. Выделить и охарактеризовать  основные направления социальной  работы с неполными семьями  в учреждениях социальной помощи  семье и детям.

     4. Раскрыть основные формы и  методы социальной работы с  неполными семьями.

     5. Изучить законодательные основы  и раскрыть правовые особенности  мер социальной поддержки неполных  семей в России.

     1. Неполная семья  как современная  социально-демографическая  проблема

     1.1 Неполная семья  на современном  этапе эволюции  института семьи:  понятие, характеристика, основные тенденции  и факторы роста

     В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные  формы общественных отношений и  которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось  бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в  которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая  настолько связана с жизнью каждого  индивида, что накладывает отпечаток  на все его развитие. Поэтому семья  является той социальной группой, которую  человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это  приводит к тому, что по отношению  к семье вовсе не так легко  предпринять объективное научное  исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».1

     Семья как социальная группа, в которой  совершаются определенные процессы и которая осуществляет определенные функции, исторически развивается. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня  придерживается точки зрения, что  семья в своей эволюции прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная, пуналуальная, синдиасмическая и моногамная семья.Общей характеристикой этой эволюции является сужение круга половых партнеров и количества членов семьи, связанных кровным родством, в целом.

     Историческая  эволюция семьи как социального  института привела к тому, что  в современном мире какого-либо единого  типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.

     Факторами трансформации института семьи  явилось множество макросоциальных  процессов и изменений в области  мировой экономики, политики, права, религии, медицины, педагогики и т.д. Безусловное влияние на трансформацию  семьи в современном мире оказали:

     – государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что привело к изменению образа жизни и сознания многих людей);

     – мировые тенденции трансформации института семьи в сторону автономизации и нуклеаризации;

     – социально-экономическая ситуация.1

     В результате этих объективных и, по существу, прогрессивных процессов, традиционная семья, т.е. семья, основана на кровном  родстве, браке или усыновлении  объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью за воспитание детей,была вынуждена значительно потесниться и предоставить место нестандартным типам семейного жизнеустройства и брака.

     Из  всего многообразия нетрадиционных форм брака и семейного жизнеустройства  наиболее распространенными сегодня  все же являются проживание людей  в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками, бездетные браки, внебрачные гетерогенные и гомогенные (однополые) сексуальные  союзы, а также семьи с одним  родителем и ребенком (детьми), образовавшиеся после разводов, в результате внебрачного  сожительства или случайных половых  связей.

     Такие формы семейного жизнеустройства  в литературе и обиходе получили название неполных семей. Под термином «неполные семьи» понимаются такие  категории семей, в которых одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и  несет за него (них) основную ответственность. Проще говоря, неполные семьи –  это семьи с одним родителем (чаще, матерью) и ребенком (детьми).1

     Неполные  семьи можно классифицировать по различным признакам: причинам, вследствие которых они образовались, полу родителя, структуре (количеству детей, наличию  или отсутствию совместно проживающих  родственников), наличию и мере участия  второго родителя в воспитании ребенка (детей), этапу жизненного цикла семьи (определяется как возрастом родителя, так и возрастом детей).

     1.2 Причины возникновения  неполной семьи  в современном  обществе

     Вопрос  о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных  отношений условия жизни. Это  дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи  и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет  большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной  духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

     Наиболее  полно характеризуют неполные семьи  причины их образования. В специальной  литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:

     – неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

     – неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

     – неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

     – прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников. В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры.1

     Рост  неполных семей непосредственно  связан со сферой брачно-семейных отношений:

     – изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

     – распространение добрачных связей;

     – изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

     – утрата семьей своей производственной функции;

     – неподготовленность молодежи к браку;

     – завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

     – алкоголизм и наркомания.

     На  практике наиболее частыми причинами  образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.

     Причины возникновения неполных семей в  прежние годы специалисты традиционно  связывали с воздействием объективных  демографических факторов. Периодически в отдельных регионах, возникала  определенная диспропорция полов, которая  предопределяла ситуацию на «брачном рынке». Учитывалось также то, что  потенциальные женихи часто отставали  от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них  было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни.

     В последней четверти ХХ века, однако, большинство ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения  неполных семей, поскольку стало  очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой  является гораздо более широкий  спектр факторов.

     Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня  является характерной для большинства  развитых стран.

     Россию  эти глобальные мировые тенденции  захватили несколько позже, чем  зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология  оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое  могло сильно затормозить их карьерный  рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с  должности). Официальная советская  мораль также порицала добрачное  и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать  матерями-одиночками из-за риска подвергнуться  общественному осуждению, оказаться  приравненной к «даме легкого  поведения».Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.

     Поэтому в советские годы большинство  мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда  давление идеологии стало менее  жестким, люди смогли делать более свободный  выбор стиля семейно-брачного поведения  – выбор, основанный на собственных  взглядах и предпочтениях.

     В конце 1980-х – начале 1990-х гг., с  приходом «перестройки» рухнули  остатки существовавших идеологических барьеров. Страна жадно начала впитывать  западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Одним из «открытий» стали пришедшие с Запада новые представления о культуре секса. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к вопросам секса, брака и семейной жизни, особенно среди молодежи.

     Следует отметить также еще одну характерную  тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения  брачности и разводимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.

Информация о работе Неполная семья как объект социальной работы