Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:10, дипломная работа
Цель исследования заключается в определении роли информационных систем и технологий в социальной сфере, и раскрытии сущности применения современных информационных средств для обработки данных социологических исследований.
Задачи дипломной работы:
Провести анализ социальных технологий, выделить основные этапы социологического исследования, требующих применения современных информационных средств.
Проанализировать состояние информационных технологий в области обработки социальной информации и выделить основные направления развития информационных систем в социальной сфере.
Привести пример обработки данных социологических исследований с использованием современных информационных систем обработки данных.
Вступ
Розділ 1 Соціальні дослідження та технології
1.1 Поняття соціальних технологій. Етапи соціологічного дослідження
1.2
Розділ 2 Застосування Сучасних інформаційних систем та технологій при обробці соціальної інформації
2.1 Зміст поняття «інформаційні технології» та роль інформаційних технологій у різних сферах життя суспільства
2.2 Математичне забезпеченні інформаційних систем обробки соціальної інформації
2.3 Аналіз можливостей інформаційних систем для обробки соціальної інформації
2.4 Приклади обробки результатів соціологічних досліджень з використанням SPSS
2.5 Оцінка ефективності застосування інформаційних систем та технологій для аналізу соціальної інформації
Висновки до розділу 2
Висновки до розділу 2
Розділ 3 Охорона праці та навколишнього середовища в центрах соціологічних досліджень
3.1 Аналіз санітарно-гігієнічних умов праці в центрах соціальних служб
3.2 Техніка безпеки в приміщенні відділу кадрів
3.3 Пожежна безпека у відділі кадрів
Висновки до розділу 3
Розділ 4 Інформаційне забезпечення центрів соціологічних досліджень
Висновки до розділу 4
Висновки
Список використаних джерел
Додаток
По предметному содержанию различают - вопросы, касающиеся предметной специфики изучаемого явления и собирающие сведения о респонденте.
Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться как объектов, связанных с личностью респондента, так и объектов совершенно не имеющих к нему непосредственного отношения. Такие вопросы представляют собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и носят субъективный характер.
Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты действия людей. Вопросы о личности респондента, входят во все социологические анкеты, выявляют пол, возраст, образование, профессию и другие характеристики респондента.
По степени
стандартизации ответов - различают закрытые (
По конструктивным
особенностям различают - дихотомические (несущие взаимоисключающий характер
ответов), поливариантные (
По функциональному
назначению различают - вопросы-фильтры (позволяющие выделить часть респондентов
по определенному признаку), контрольные и наводящие (вспомогательные) во
Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой ее части. Для того чтобы отделить носителей информации, т.е. тех, кому следует задать отдельные специализированные вопросы, и задается вопрос-фильтр.
Каждый такой
Цель контрольных вопросов - выявить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента. Например, задается общий вопрос об удовлетворенностью учебой, а затем полученный ответ контролируется вопросами о некоторых частных аспектах удовлетворенности учебой (в частности, о желании сменить институт или специальность). Совокупность полученных частных ответов рассматривается как контроль за непротиворечивостью общей оценки. Возможно применение специальных психологических тестов, с помощью которых можно проверить искренность ответов. Для установление контакта с респондентом применяются контактные вопросы. Они позволяют отвечающему высказаться на наиболее близкую для него тему, показывают его информированность и компетентность. Это простые вопросы по смыслу и технике заполнения, но они дают необходимую информацию исследователю.
Для респондента вопросы могут быть сложными и простыми. Сложные вопросы, требующие концентрированного внимания респондента, помещаются в начале анкеты, простые, к которым можно отнести дихотомические типа “да-нет” или вопросы, собирающие сведения о респонденте, помещают в конце анкеты. Построение вопросника представляет собой построение своеобразного “сценария” ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как объектом необходимой информации. Поэтому вопросник (анкета, план интервью) есть не просто совокупность вопросов, а определенным образом организованная исследовательская ситуация.
Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительный.
В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Эти задачи решаются кратким вступлением к вопроснику, вводящим опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующим его интерес к общению. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения,
От начала к середине опроса. Вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.
Выбор вида опроса определяется
целями исследования, его организационно-
Анкетирование. Анкета (от франц. enguete - расследование) это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника. Первоначально в период становления так называемой политической арифметики, разрабатываемой в XYII в. англичанином У. Петти и его сторонниками, анкетой называли процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров (наборов вопросов).
При разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила:
Содержание анкеты должно
быть подчинено теме и задачам
исследования. Для этого каждый из
вопросов нужно соотнести с
Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты, опроса у отвечающего сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.
При формулировках “подсказок” - избираемых вариантов ответа - нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе “положительных” и “отрицательных” суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.
Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.
Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.
Анкету необходимо оформлять аккуратно, в ее полиграфическом оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов ответов, пояснения респондентам относительно способа ее заполнения.
Основные виды анкетирования:
По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.
По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).
По способу
распространения анкет
Различные сочетания названных признаков могут образовывать множество разновидностей анкетного опроса.
Примером группового
анкетирования могут служить
опросы школьников в классах. Основное
достоинство группового анкетирования
связано с организационной
При использовании индивидуального
анкетирования с помощью
Почтовый опрос также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны - низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%). Не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.
Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.
Интервью. Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.
Интервью как метод
сбора социологической информац
Различаются несколько видов интервью.
Стандартизованное и свободное интервью в зависимости от того, насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом выборки.
Когда социолог планирует опрос значительной совокупности людей (нескольких сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых, тогда наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизованное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера.
Стандартизованное интервью
с открытыми вопросами
Применяется также сочетание техники открытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших совокупностей людей.
Направленное (фокусированное) интервью - следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью - “сфокусировать” внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становятся книга, фильм, ситуация, с которыми предварительно знакомят будущих респондентов.
Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность сказываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса.
Применение
технических средств при
Информация о работе Інформаційні системи та технології обробки даних соціологічних досліджень