Інформаційні системи та технології обробки даних соціологічних досліджень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:10, дипломная работа

Описание

Цель исследования заключается в определении роли информационных систем и технологий в социальной сфере, и раскрытии сущности применения современных информационных средств для обработки данных социологических исследований.
Задачи дипломной работы:
Провести анализ социальных технологий, выделить основные этапы социологического исследования, требующих применения современных информационных средств.
Проанализировать состояние информационных технологий в области обработки социальной информации и выделить основные направления развития информационных систем в социальной сфере.
Привести пример обработки данных социологических исследований с использованием современных информационных систем обработки данных.

Содержание

Вступ

Розділ 1 Соціальні дослідження та технології

1.1 Поняття соціальних технологій. Етапи соціологічного дослідження

1.2

Розділ 2 Застосування Сучасних інформаційних систем та технологій при обробці соціальної інформації

2.1 Зміст поняття «інформаційні технології» та роль інформаційних технологій у різних сферах життя суспільства

2.2 Математичне забезпеченні інформаційних систем обробки соціальної інформації

2.3 Аналіз можливостей інформаційних систем для обробки соціальної інформації

2.4 Приклади обробки результатів соціологічних досліджень з використанням SPSS

2.5 Оцінка ефективності застосування інформаційних систем та технологій для аналізу соціальної інформації

Висновки до розділу 2

Висновки до розділу 2

Розділ 3 Охорона праці та навколишнього середовища в центрах соціологічних досліджень

3.1 Аналіз санітарно-гігієнічних умов праці в центрах соціальних служб

3.2 Техніка безпеки в приміщенні відділу кадрів

3.3 Пожежна безпека у відділі кадрів

Висновки до розділу 3

Розділ 4 Інформаційне забезпечення центрів соціологічних досліджень

Висновки до розділу 4

Висновки

Список використаних джерел

Додаток

Работа состоит из  1 файл

Диплом_соц_исслед.doc

— 430.00 Кб (Скачать документ)

Основными достоинствами метода телефонного интервью является оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера. Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть достаточно коротким (до 40 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов.

Обеспечение качества вопросника было рассмотрено выше. В связи с участием интервьюера следует добавить, что вопросник должен включать четкие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению: пересылки от вопросов-фильтров карточка к вопросам с перечнями ответов. Формулировки вопросов в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций. В противном случае интервьюер все равно перескажет их “своими словами”, возможно, сместив смысловые акценты или даже исказив смысл.

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим  специальный документ “Инструкция  интервьюеру”. Обычная структура такойинструкции:

объяснение целей и  задач исследования; создание мотивации  на добросовестную работу; объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера; правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью, т.е. примерный текст вступительной беседы, описание возможных ситуаций при поиске респондента и установлении контакта с ним и способов их решения (отказ от интервью, вопросы по поводу выборки, правила замены и т.п.);

организация ситуации интервью (указание времени, повторные посещения, устранение влияния третьих лиц  и т.п.); правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондента; правила завершения беседы.

При разработке вопросника и “Инструкции интервьюера” следует  учитывать, что чем больше стандартизирована ситуация интервью и чем выше качество разработанной методики, тем меньше не учитываемое влияние интервьюера.

Интервью как вид  социально-психологического взаимодействия может оказывать смещающее воздействие  на получаемую информацию в зависимости  от психологических особенностей собеседников. Например, возможно взаимовлияние взглядов и убеждений интервьюера и респондента на содержание получаемых данных. В ряде случаев респонденты стремятся “угадать желаемый ответ”, т.е. ответить таким образом, чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Это явление наблюдается в том случае, когда интервьюер воспринимается как выразитель официальных норм и требований, как человек более опытный, авторитетный, образованный, компетентный. Подобное психологическое “давление” опытный интервьюер заметит и сумеет снять, подчеркнув значимость и ценность для исследования учета именно индивидуальных мнений и позиций каждого человека, попавшего в выборку. Ситуация опроса должна быть скорректирована в сторону равноправного сотрудничества в пользу достоверности искомой информации.

 

3.5.3. Анализ документов 

Традиционные  методы анализа документов. Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые позволили бы извлечь некую информацию с достаточной надежностью. Эти методы включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования.

Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.

Типичным примером анализа  текстовых источников может служить  изучение научных публикаций и отчетов  по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской проблемы.

Существуют некоторые  приемы оценки качества документального  источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника):

выяснение условий,

целей и

причин создания документа,

установление его авторства.

Т.е. факторов, которые  могли повлиять на достоверность  отражения в документе действительного  положения дел (например, это ведомственный  исследовательский центр или  действительно независимый). Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования - главные параметры его оценки до начала исследования.

Количественный  анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и т.п. источники, является возможность, субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имен. Географических названий и т.п.

Потенциальными объектами  исследования в контент-анализе  могут быть любые документальные источники, содержащие текст, - книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом конечно подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.

Задачи, решаемые методом  контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: “Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?”

Суть метода контент-анализа  сводится к тому, чтобы найти и  использовать для подсчета такие  признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания. Так, тематическую направленность этой главы данной книги можно определить, если подсчитать частоту употребления в тексте слова “метод” и сравнить ее с аналогичной частотой в других главах.

Обычно контент-анализ, как и методы массового опроса, использует выборочный метод изучения и лишь единицы анализа и единицы  отбора в них различны. В контент-анализе  единицы отбора - слова, фразы, смысловые  единицы, отдельные статьи, в выборочных опросах - люди.

Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа  является разработка правил соотнесения  единиц текста с перечнем категорий  анализа. Эти правила оформляются  в форме кодификатора. В кодификатор  включают не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о самом документе, которые подвергаются кодированию (например, название газеты, город издания, дата издания, другие характеристики газеты - число страниц, формат и т.п.).

Контент-анализ целесообразно  использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.

При анализе больших  массивов текстов приходится решать проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из их общей генеральной совокупности. В большинстве случаев здесь применимы модели выборки, изложенные ранее. Причем уже на стадии планирования необходимо продумать, какова функция информации, полученной методом контент-анализа, а общей структуре эмпирических данных, полученных другими методами, которые используются в исследовании.

 

3.5.4. Методы социометрии

Огромное число социологических  задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, небольшие участки, малые предприятия различных форм собственности). Далее - процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединении неполных семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках и т.д. Если говорить о внепроизводственных социальных образованьях, при исследовании которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.

При изучении малых групп  используются различные социологические  методы, в частности, эффективны в  этом случае методы социометрии. Социометрия - метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

В соответствии с социометрической методикой всем членам изучаемой  группы задается один или два вопроса. Например: “С кем из членов вашей  группы Вы посоветовались бы по интимному  вопросу?”. При этом предлагается сделать один или несколько выборов в порядке предпочтения. Затем исследователем фиксируется структура межличностных отношений и строятся социограммы. В зависимости от целей исследования может быть измерена и сплоченность группы. Для этого определяется индекс сплоченности по формуле:  

где  åXij  - общая сумма взаимных выборов, сделанных членами группы;         

åXijmax - максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по формуле:                                                                          

 

где n - число членов в изучаемой группе.

се начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критериев становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения.

Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или  интервью, в своем строении по форме  должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических  анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

Он должен:

нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого  члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

не допускать ограничений  на то, кто из членов группы может  быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

включать в себя предложения  по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

убеждать человека в  практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем на одном примере. Критерий: “Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?” - относится к “слабому” типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнуто проективен. В усиленной форме критерий имеет вид: “Ломайте, теперь мы сами являемся хозяевами нашего предприятия. Кого бы Вы в этой новой ситуации выбрали первым бригадиром?”. Здесь каждый респондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих с точки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новых экономических условиях.

Социометрические критерии разделяются на два основных класса:

коммуникативные - критерии общения (“социометрические тесты”) и

гностические - познавательные критерии (“тесты социальной перцепции или социального восприятия”).

Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто - отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.

Критерии подразделяются на официальные и  неофициальные. Первые - замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые - приоткрывают перед исследователем “вход” в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?”, коммуникативного неофициального - “С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями по поводу разлада в семье?”. Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: “Кто из членов Вашей бригады выбрал бы Вас в качестве бригадира?” (гностический официальный критерий), “Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?” (гностический неофициальный критерий). В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отверженцу.

Информация о работе Інформаційні системи та технології обробки даних соціологічних досліджень