Нормативное регулирование в социальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:43, реферат

Описание

Перед мировым сообществом, и Россией в особенности, стоит проблема, истинные масштабы которой сегодня еще не осознаются, - это создание инновационной теории и практики управления, формирование управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Нормативное регулирование в социальном управлении»…………………3
2. Матрица социального управления………………………………………..…9
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы…………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 44.90 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение……………………………………………………………………….…2

1. Нормативное регулирование в социальном управлении»…………………3

2. Матрица социального  управления………………………………………..…9

Заключение……………………………………………………………………...15

Список используемой литературы…………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Перед мировым сообществом, и Россией в особенности, стоит  проблема, истинные масштабы которой  сегодня еще не осознаются, - это  создание инновационной теории и  практики управления, формирование управленцев  новой генерации, способных мыслить  и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие  решения, эффективно использовать имеющиеся  ресурсы.

Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства. Это сдерживает темпы социального  прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические, техногенные катастрофы, способные  погубить жизнь на планете Земля. Роковая ошибка современной российской политики состоит в том, что сводится только к захвату власти.

Между тем, суть политического  руководства при наличии власти – научиться управлять общественными  делами, привлечь к этому общество, его общественные институты и  всех граждан, делегировать им властные функции, ресурсы и вместе с ними развивать самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути социального прогресса.

Каждый из нас живет  в системе управленческих и организационных  все более сложных отношений, и никакой прошлый опыт отдельного руководителя или целой организации  не могут быть адекватен тем многообразным  и неординарным управленческим ситуациям, которые требуют определения  стратегии реагирования или принятия единственно правильного решения. Следовательно, избегать управленческих ошибок, которые дорого обходятся  обществу, можно только опираясь на теорию управления, общие законы, принципы и функции науки. Ее основы начали складываться со времен античности по настоящее время.

Сегодня существует множество  авторских подходов к пониманию  сущности социального управления, его  структуры, что плодотворно в  исследовательском плане.

 

 

 

 

 

1. Нормативное регулирование в социальном управлении

Наука социального управления не является прикладной какой-либо науки. Она базируется на общеметодологических принципах фундаментальных наук, но имеет свой собственный предмет  и свою проблематику исследования, стала актуальнейшим направлением научного здания, от успехов которого во многом зависят как успех частных  управленческих дисциплин, так и  темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность. Необходимость социального управления прежде всего обусловлено разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества, «Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер и понимается как воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в желаемое состояние. Поэтому основной элемент управления – целеполагание.

Новой парадигмой управления стало все более полное включение  творческой личности, коллективного  преобразующего интеллекта общества в  содержание субъекта управления, что  позволяет формировать управленческую элит профессионалов, способную выполнить  главную миссию общества – дать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих  членов. Управление не сводится только к достижению целей, оно служит средством  поддержания целостности любой  сложной системы и стимулирования ее саморазвития. В процессе осуществления  управленческой деятельности создаются  особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая  складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функции  управления, состоит из объекта и  субъекта управления, системы прямых и обратных связей. Внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и  внутренние принципы ее организации  и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и  моделированием социальных систем. Конечный итог функционирования и развития системы  управления – принятие и реализация управленческого решения.

«Социальное управление –  это процесс управления в различных  типах общностей, организации, институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения  устойчивости развития соответствующей  системы, упорядочения и совершенствования  ее структуры, достижения ее целей».

Целью социального управления является исследование деятельности органов  управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами. В центре его внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Среди задач, которые призваны достичь цель социального управления являются: «Первая задача состоит в изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Вторая задача заключается  в том, чтобы из огромного и  многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов  управления, их изменения в зависимости  от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий  жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Третья задача обусловлена  необходимостью объяснить, почему в  системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств  возникают новые практические способы  их реализации в управленческих процессах.

Сущность четвертой задачи составляет построение наиболее вероятных  направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз  ее совершенствования, а это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

Она заключается в формулировке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, то есть стать реально действующим  средством повышения эффективности  управленческой деятельности.

Вычленение основных задач  социального управления позволяет  определить его основные функции:

• целеполагание в управлении пронизывает и определяет все  стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную. Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и  лежит в основе главного принципа управления – системного подхода. Поэтому  основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка. В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

• комплексные целевые  программы и проекты позволяют  соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в  их ряду занимают научно-технические  программы и проекты, предусматривающие  создание новых идей, технологий и образцов техники.

«Сегодня программно-целевой  метод управления распространен  во всем мире и во многом стал определяющим среди других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение».

Стратегическое целеполагание  у управление в современных условиях определяют содержательную сторону  управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать  отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных  направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым  предстоит осуществить «прорыв» в антикризисном управлении. Актуальные технологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена к внедрению стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления. Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные явления в управлении.

 Ценностное воздействие. Особенность науки социального управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса. «В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Пути лечения этой социальной болезни известны: становление гражданского общества и возрастающие его роли как главного субъекта управления». Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

Нормативное регулирование  и моделирование в управлении общественными делами тесно связана с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития. Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ. Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

Информационное обеспечение  социального управления пронизывает  все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения. «Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления  мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений  и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет  эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа  информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование  превращает информацию из большого блага  общественного прогресса в такое  же зло, может стать тормозом в  принятии управленческого решения».

Норматив выступает как  ключевое понятие в определении  сбалансированности развития социальной системы. Подобная оценка норматива  обусловливается характером его  связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ. Если социальный показатель отражает конкретное направление (вектор, процесс) социального  развития, то норматив фиксирует оптимум  данного показателя применительно  к конкретным условиям. Социальный норматив дифференцируется под воздействием конкретной социальной среды, географических, этнических и других факторов, является основой формирования нормативной культуры управления, совокупности принципов, ценностей, норм управленческой деятельности. Каждый норматив может влиять на неформальные нормы, традиции, на принятие решений в процессе управления. Совокупность норм и ценностей определяет содержание нормативного управления, которое расчленяется на три уровня. Первый: оперативное управление, которое руководствуется вопросами «как» и «с помощью чего» можно управлять. Второй: стратегическое управление, которое руководствуется нормами «что» и «когда». Третий: собственно нормативное управление, которое руководствуется вопросами «зачем» и «для чего». Социальный норматив содержит в себе два типа норм, первый из которых регулирует собственно управленческую деятельность, процесс, а второй — организационные процессы, которые направлены на воспроизводство самой организации как целостной социальной системы. При разработке и освоении тех социальных явлений и процессов, где отсутствуют апробированные нормы и нормативы, на практике широко используются методы экспертных оценок, моделирования, эксперимента.

Нормативы социальные —  разновидность социологической  технологии для характеристики оптимального состояния социального прогресса (или одной из его сторон); они  составлены на основе учета объективных  закономерностей социального развития. Конкретно-исторический характер социального норматива состоит в том, что он отображает возможности и потребности социального развития на одном этапе и соответственно может (и должен) изменяться в будущем. Он имеет четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития социального процесса. Для того чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном развитии, нормативы обычно апробируются сначала экспериментально, а затем в массовом порядке.

Информация о работе Нормативное регулирование в социальном управлении