Нормативное регулирование в социальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:43, реферат

Описание

Перед мировым сообществом, и Россией в особенности, стоит проблема, истинные масштабы которой сегодня еще не осознаются, - это создание инновационной теории и практики управления, формирование управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Нормативное регулирование в социальном управлении»…………………3
2. Матрица социального управления………………………………………..…9
Заключение……………………………………………………………………...15
Список используемой литературы…………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 44.90 Кб (Скачать документ)

В соотношении с потребностями  практики социальные нормативы разработаны  для многих сторон жизни человека: в сфере труда, культуры, быта. Однако нормирование коснулось и социально-экономической  деятельности, социального и межличностного общения. В практику управления вводится понятие социальный ориентир — наиболее вероятная рациональная величина развития тех или других социальных процессов.

Возможна классификация  социального норматива по различным  параметрам. Во-первых, основной является классификация по сферам жизнедеятельности  человека: труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностное  общение. Они отображают прежде всего обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек населения. Применение этого подхода дает возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в трудовой ассоциации, регионе, стране, мире в сравнении с нормативными требованиями. Во-вторых, социальные нормативы могут выражаться в требованиях, которые предъявляются к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения. В-третьих, это нормы, которые связаны с системой “человек — человек”; ими фиксируется, например, число представителей той или иной профессии, например продавцов, учителей, работников культуры и т. д., в расчете на 1 тыс. человек населения.

Социальные нормативы  и ориентиры могут быть разработаны  для разных уровней социальной организации  общества: для всей страны, определенного  региона, отрасли народного хозяйства, небольшой группы, коллектива. Они  дифференцируются в зависимости  от социальной структуры общества, поскольку, например, проблемы повышения  квалификации и образования в  нормативном аспекте будут разными  в зависимости от специфики каждой из социально-демографических групп. И наконец, эти нормативы и ориентиры меняются и будут меняться на каждом этапе развития не только общества, но и какой-нибудь социальной организации.

Мировая тенденция состоит  в том, что роль нормативно-ценностного  регулирования в жизни общества постоянно возрастает, а это и  является верным признаком появления  гражданского общества. Последнее обеспечивает возрастание значимости духовных регуляторов, социальных факторов на основе демократизации человеческих отношений, гласности  на всех уровнях управления и создания благоприятных условий для развития трудовой инициативы населения, прежде всего в каждом муниципальном  образовании, трудовой ассоциации, семье, школе, которые непосредственно  организуют, нормируют и регулируют поведение каждой личности.

Нормативное регулирование  и воздействие неразрывно связаны  с социальным прогнозированием и  моделированием, основанными на характеристике целостного состояния объекта через познание его отдельных частей, а также с предвидением, которое и придает управлению целенаправленный характер, служит средством формирования и проверки гипотез. С их помощью подтверждаются или отвергаются на практике в качестве истин достижения науки, оценивается проблемная ситуация, проверяются исходные положения. Построение моделей будущего состояния способствует более глубокому познанию настоящего, объективной оценке прошлого, выявлению основных тенденций и перспектив развития. Но если метод научного предвидения достаточно хорошо изучен, ему посвящены многочисленные работы, то вопросы моделирования, особенно социального, во многом представляются новыми и малоосвоенными в теории управления. Поэтому в главе акцент делается преимущественно на анализе социального моделирования, которое базируется на системном подходе, проникающем в сферу познания и позволяющем на основе полученных представлений о части социальной системы, ее нескольких подсистем составить какое-то представление о системе в целом, или наоборот.

 

 

2. Матрица социального  управления

 

Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого  объекта, явления или процесса посредством  специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую  функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной  реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых  после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются  различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также  при подготовке социальных планов и  программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов  и явлений, которые ранее не нуждались  в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной  из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент  цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность  решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, — как отдельные  личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и  т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Объектом социального  проектирования (т.е. где или на ком  осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации  социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный  индивид и субъект исторического  процесса и социальных отношений  с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками,  социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы  и подсистемы социальной структуры  общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные  отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать  «информационный массив», который  является главным источником социального  проектирования. Информационный массив - это система определенных на научной  основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Среди множества источников создания «информационного массива» — материалы  социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п.

Основная цель социального  проектирования как специфической  управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива  социаль­ных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающих конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих  его целостность, а также систему  параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей.

Всем научно разработанным  социальным проектам присущи следующие  черты:

  • наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
  • наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа;
  • наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени.

 

Проект будущих возможных  состояний социальных систем, процессов  и явлений должен соответствовать  следующим условиям его разработки:

  • он должен быть создан на научной основе,
  • не противоречить нравственным нормам,
  • выражать общепринятые социальные ценности,
  • выражать социальный заказ,
  • быть эффективным с точки зрения реализации,
  • не содержать противоречий,
  • должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает  параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко  определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно  уметь выразить их в определенных показателях.

Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации  коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп.

К средствам осуществления  социального проектирования относятся  те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности.

Социальное проектирование использует специальные методики. Методики — это способы достижения цели; построение социального проекта  — это определенным способом упорядоченная  деятельность субъекта проектирования. Среди методик проектирования следует  выделить следующие: методику матрицы  идей, методику вживания в роль, метод  аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

Методика матрицы  идей — это когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Матрица идей, ещё так  же называется матрицей возможностей — это простой и действенный  метод создания идей, позволяющий  сделать даже рутинную работу интересной и получить на выходе достойный творческий результат. В определенных рамках он работает безотказно, а благодаря своей простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется — это хорошо разбираться в области, в которой поставлена задача.

Матрицу возможностей (известную также как морфологический анализ, автор — астрофизик Фриц Цвикки) можно отнести к аналитическому поколению креативных методик, сформировавшемуся в период второй мировой войны. О морфологическом анализе уже многие писали, однако, не все пробовали его практиковать — возможно, не в последнюю очередь из-за сложности имеющихся описаний.

Метод хорош тем, что позволяет  использовать особенности такой  ситуации (множество существующих примеров, правил и параметров задания) в свою пользу.

Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

Информация о работе Нормативное регулирование в социальном управлении