Нормативные требования к социальному работнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:46, реферат

Описание

Цель работы:
проследить субъектное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
2.3 Профессиограмма социальной работы
Глава 3. Личностные черты социального работника
3.1 Профессиональный портрет социального работника
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 39.24 Кб (Скачать документ)

                                     Государственное бюджетное образовательное   учреждения 

                                                        Высшего профессионального образования

                            «Новосибирский государственный  медицинский университет» 

                                                             Минздравсоцразвития России

                                                                           (ГБОУ ВПО НГМУ)

                                             Факультет социальной работы

 

                           Кафедра теории социальной работы

 

                                                 РЕФЕРАТ

                                                                  На тему:

                         Нормативные требования к социальному работнику

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Выполнила: студентка 3го курса

                                                                                                                                     Сойиальной работы

                                                                                                                                                   Монгуш Э. О.

 

                                                                 

 

                                                                      Новосибирск 2012г

Содержание

Содержание 

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников

1.1 Исторические традиции развития  социальной деятельности в России

1.2 Деятельность социальных работников  в современных условиях

Глава 2. Профессиональные черты социального  работника

2.1 Этические аспекты социальной  работы

2.2 Профессиональные требования  к социальному работнику

2.3 Профессиограмма социальной работы

Глава 3. Личностные черты социального  работника

3.1 Профессиональный портрет социального  работника

3.2 Этический кодекс и стандарты  социальной работы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление  беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая  обстановка и сложная демографическая  ситуация - это реалии сегодняшнего дня.

В этих сложных условиях актуализируются  проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией  отдельного человека, различных групп  и сообществ. Человек сегодня  нуждается в квалифицированной  социальной помощи и поддержке, что  вызывает настоятельную потребность  в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ  может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все  это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также  усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных  специалистов, социальных работников.

В качестве специальной методологии  исследования выступают системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональном у образованию.

Ведущая идея исследования - субъектное развитие и саморазвитие социального  работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования.

Научная новизна и теоретическое  значение исследования. Совокупность полученных в нем объективных  результатов заключает в себе решение крупной научной проблемы - педагогического управления профессионально-личностным развитием социального работника

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические  положения и выводы создают реальные возможности для педагогического  управления профессионально-личностным развитием социального работника  в процессе его подготовки и профессионального  функционирования. Они могут служить  базовым основанием для разработки личностных, профессиональных и квалификационных характеристик социального работника. Предложенные в исследовании и прошедшие  опытно-экспериментальную проверку учебные планы, программы, пособия, методические рекомендации могут быть использованы и находят применение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы профессиональной деятельности социальных работников 

 

1.1 Исторические  традиции развития социальной  деятельности в России

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия  отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась  в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т.п.).

Выделение основных этапов дореволюционной  деятельности по призрению и благотворительности  связано с характером участия  в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X - сер. XVIII вв. - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т.д. Различаются два типа призрения: “закрытое" - в специально созданных для этого учреждениях (приюты, богадельни и т.п.), “открытое" - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII - сер. XIX вв. - функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении  занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной  базы призрения (открытие приказов общественного  призрения); развитие системы закрытого  призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного  призрения (создание общественных благотворительных  обществ, таких как Вольное экономическое  общество, Императорское человеколюбивое  общество и т.п.).

Третий этап: реформы 1861 г. - 1917 г. - период общественного призрения. В пореформенный  период общественное призрение и  благотворительность претерпели серьезные  изменения: появились качественно  новые принципы организации и  деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами  благотворительной деятельности становятся децентрализация, “открытость" и  общественность призрения, установка  на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение  оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной  благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского  благотворения (важнейшие из которых - это рассредоточение средств  и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный и советский  период характеризуется развитием, в основном, системы социального  обеспечения, которая сложилась  в целом к концу 20-х гг. В  современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов  современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения  и социального обеспечения.

Время становления теоретических  основ социальной работы - конец XIX - нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.

Социально-экономические причины  связаны с процессами развития капиталистических  отношений и их влиянии на социальную сферу:

Изменения в характере общественного  производства (повышения роли ответственности  человека в производстве, наличие  больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в  производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его  жизни.

Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом  стереотипы жизнедеятельности больших  масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно  изменяющимся условиям.

Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением  социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие  ростом революционных настроений.

Формирование глобальных проблем  человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и  др.).

Рост образованности, информированности  населения, усложнения структуры жизнедеятельности  человека.

В условиях массового “девиантно-революционного поведения" актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.

1.2 Деятельность  социальных работников в современных  условиях

23 апреля 1991 г. решением Государственного  комитета по труду и социальным  вопросам № 92 перечень профессий  Российской Федерации был дополнен  тремя относительно новыми специальностями  и направлениями научной и  практической деятельности: “социальный  педагог”, “социальный работник”  и “специалист по социальной  работе”. С самого начала потребовалось  определить: кто такой профессиональный  социальный работник в России  накануне нового тысячелетия?  что, на самом деле, имеет отношение  к сфере его профессиональной  компетенции? каковы особенности  отечественной модели профессиональной  социальной работы на современном  этапе? При этом за всеми  этими вопросами, целями и задачами  хотелось бы не потерять конкретного  человека с его горестями и  проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась  эта многотрудная деятельность  по созданию/возрождению системы  социальной работы/педагогики в  России.

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном  этапе? В истории отечественной  социальной работы наиболее примечательно  то, что возрождение профессий  “социальная работа” и “социальная  педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.

Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас  существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной  России в ходе известных событий  была безвозвратно утрачена.

Третья особенность органично  связана со второй; т.к груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента.

И, наконец, четвёртая особенность  коренится в тесном единстве таких  социальных понятий, процессов и  феноменов, как “социальная работа”  и “социальная педагогика". Исторически  так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте

 

Глава 2. Профессиональные черты социального работника 

 

2.1 Этические аспекты  социальной работы

В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана  с нравственными ценностями и  социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально  одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным  и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.

 

Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику