Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:46, реферат
Цель работы:
проследить субъектное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
2.3 Профессиограмма социальной работы
Глава 3. Личностные черты социального работника
3.1 Профессиональный портрет социального работника
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Заключение
Список использованной литературы
«Новосибирский
Факультет социальной работы
Кафедра теории социальной работы
Нормативные требования к социальному работнику
Содержание
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции
1.2 Деятельность социальных
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
2.3 Профессиограмма социальной работы
Глава 3. Личностные черты социального работника
3.1 Профессиональный портрет
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в России, коренным образом изменили социальную сферу жизни общества. Растущая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и сложная демографическая ситуация - это реалии сегодняшнего дня.
В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, различных групп и сообществ. Человек сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах - специалистах социальной работы. Закономерность институирования социальной работы на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.
В связи с этим социальная защищенность человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.
В качестве специальной методологии исследования выступают системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональном у образованию.
Ведущая идея исследования - субъектное
развитие и саморазвитие социального
работника в процессе его подготовки
и профессионального
Научная новизна и теоретическое
значение исследования. Совокупность
полученных в нем объективных
результатов заключает в себе
решение крупной научной
Практическая значимость исследования.
Содержащиеся в нем теоретические
положения и выводы создают реальные
возможности для
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России
Развитие социальной работы в России
имеет свою логику и особенности,
которые выражаются и в понятийном
аппарате истории российской социальной
помощи (благотворительность и
Выделение основных этапов дореволюционной
деятельности по призрению и
Так, первый этап: X - сер. XVIII вв. - отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т.д. Различаются два типа призрения: “закрытое" - в специально созданных для этого учреждениях (приюты, богадельни и т.п.), “открытое" - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.
Второй этап: сер. XVIII - сер. XIX вв. - функционирование
государственно-общественного
Третий этап: реформы 1861 г. - 1917 г. - период
общественного призрения. В пореформенный
период общественное призрение и
благотворительность претерпели серьезные
изменения: появились качественно
новые принципы организации и
деятельности обществ и учреждений
призрения. Отличительными чертами
благотворительной деятельности становятся
децентрализация, “открытость" и
общественность призрения, установка
на профилактику в социальной деятельности,
появление и распространение
оригинальных форм и методов работы
с широким контингентом населения,
а также рост числа частной
благотворительности. Несмотря на многочисленные
недостатки системы российского
благотворения (важнейшие из которых
- это рассредоточение средств
и усилий, отсутствие единой программы),
это время стало периодом расцвета
в истории отечественной
Послереволюционный и
Время становления теоретических основ социальной работы - конец XIX - нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.
Социально-экономические
Изменения в характере общественного
производства (повышения роли ответственности
человека в производстве, наличие
больших коллективов
Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.
Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.
Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).
Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.
В условиях массового “девиантно-
1.2 Деятельность
социальных работников в
23 апреля 1991 г. решением Государственного
комитета по труду и
Каковы же особенности российской
модели социальной работы на современном
этапе? В истории отечественной
социальной работы наиболее примечательно
то, что возрождение профессий
“социальная работа” и “
Вторая особенность
Третья особенность органично связана со второй; т.к груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента.
И, наконец, четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как “социальная работа” и “социальная педагогика". Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
В своей основе социальная работа
предстает как нормативная
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику