Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:46, реферат
Цель работы:
проследить субъектное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
2.3 Профессиограмма социальной работы
Глава 3. Личностные черты социального работника
3.1 Профессиональный портрет социального работника
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Заключение
Список использованной литературы
третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. [2]
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
"В Финляндии социальный
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности"[
Социальные работники заняты разными
видами деятельности при исполнении
своих профессиональных функций. Их
работа характеризуется тремя
воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений. [5]
Социальный работник должен владеть
немалым арсеналом
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Этические стандарты социального работника.
Суммируя все вышесказанное, а также используя приемлемый для нашей страны опыт социальной работы за рубежом, где существует даже этический кодекс, разработанный НАРС, можно выделить основные этические стандарты социального работника.
К главным его положениям относятся:
быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;
уважать частную жизнь клиента
и держать в тайне всю
в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
в процессе работы действовать в
соответствии с ценностями, моральными
нормами и предназначением
служить своей профессией на благо окружающих.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующее:
социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных и дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
социальный работник, занимающийся
исследовательской работой, должен
проанализировать и предусмотреть
ее возможные последствия для
людей; убедиться, что участники
исследования добровольно участвуют
в нем; информировать об этом заранее
и не оказывать на них давления
(при этом сохранять конфиденциальность
и уважать достоинство
социальный работник, занимающийся исследовательской работой, должен защитить своих подчиненных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственных этических обязательств социального работника перед клиентом, то:
интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
социальный работник должен работать
с клиентом доброжелательно, лояльно,
упорно, максимально используя
недопустимо использование взаимоотношений с клиентом для достижения личной выгоды;
не следует проявлять, способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации, на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, личностными характеристиками, условиями, статусом;
социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;
следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";
социальному работнику не следует
участвовать от имени своего клиента
в действии, которое нарушает или
подрывает гражданские или
Что касается такого важного этического
момента как
уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использования;
получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.
В отношениях с коллегами:
Заключение
В России сложился и функционирует институт "специалистов социальной работы". С 1991 года началась профессиональная подготовка по специальности "социальная работа".
В настоящей работе сделана попытка проанализировать некоторые аспекты подготовки специалистов по социальной работе, специфику их деятельности и профессионального мастерства Эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях достижения целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляет
ряд конкретных видов деятельности:
психологическую, педагогическую, организаторскую
и др.; он осуществляет цели социальной
работы (увеличение степени самостоятельности
клиентов, их способности контролировать
свою жизнь и более эффективно
разрешать возникающие
Социальный работник должен владеть
не малым арсеналом
Профессионально важные качества в
работе рассматриваются как проявления
психологических особенностей личности
социальных работников. Социальные работники
всегда интерпретируют объективную
реальность через структуру своей
личности. Личностные качества специалистов
по социальной работе являются базисными
при становлении
Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.
Выполненная работа и полученный фактический
материал обращают внимание на особую
важность при профессиональном обучении,
переподготовке, повышении квалификации,
работы с сознанием социальных работников.
Именно сознание - важнейший ресурс
совершенствования
Сказанное требует развития в профессиональной
подготовке социальных работников, практико-ориентированных
дисциплин психолого-
Практика социальной работы - не только наука, но и искусство, предполагающее наличия у специалиста по социальной работе комплекса гуманистических качеств.
Список использованной литературы
1. Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. - М., 1993.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994.
3. Ляшенко Л.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995
4. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993 г.
5. Работник социальной службы. Профессиональный журнал. № 1 (3) 1998 г. Москва. Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб. / Содержание и структура психологической готовности работников социальных служб к профессиональной деятельности, с.21-25.
6. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: РГСИ, 1993 г.
7. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М., 2000 г.
8. Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., М., МГСУ, 1999 г.
9. Беребешкина З. А Этика социального работника. Учебное пособие. - М., 1995 г.
10. Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995.
11. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М.: "Дело", 1993
12. Павлюнок П.Д. Введение в профессию "социальная работа":
13. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998
14. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ - НВФ СПТ, 1995.
15. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 1997
16. Козлов А.А. Этический кодекс социальной работы. // Социальная работа, 1998 г. - №4
17. Лебедев Б.Л. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996.
Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику