Нормативные требования к социальному работнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:46, реферат

Описание

Цель работы:
проследить субъектное развитие и саморазвитие социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях
Глава 2. Профессиональные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику
2.3 Профессиограмма социальной работы
Глава 3. Личностные черты социального работника
3.1 Профессиональный портрет социального работника
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф.docx

— 39.24 Кб (Скачать документ)

1) твердая вера в ценность, достоинство  и творческие возможности каждого  индивида;

2) вера в несомненное право  каждого иметь собственное мнение  и убеждения, свободно их выражать  и воплощать в жизнь в той  степени, в которой это не  ущемляет прав других людей;

3) непоколебимая убежденность в  неотъемлемом и неотчуждаемом  праве каждого человека делать  свой выбор и действовать на  его основе в рамках меняющегося  и развивающегося, но при этом  стабильного общества.

Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно  транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое  пространство в системе таких  категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В  свою очередь он должен суметь увидеть  и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры  и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния  ценностных систем.

Имманентная морально-этическая природа  консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.

Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?

С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные  С. Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.

Рефлексия - профессиональное качество социального работника.

С. Халлек выделил несколько наиболее часто встречающихся видов профессиональной лжи социальных работников.

1. Ложь как особая нравственность  взрослых

2. Ложь как необходимость принять  помощь от профессионала, поскольку  "…мы это делаем для твоего  же блага. 

3. Ложь как конфиденциальность

4. Ложь как вознаграждение за  конформность.

5. Ложь как отказ от ограничений. "Ты сможешь все, если захочешь

6. Ложь безграничной помощи. "Доверься  мне, и все будет хорошо.

7. Ложь безусловного принятия. "Ты  нравишься мне, но не твое  поведение

 

2.2 Профессиональные  требования к социальному работнику

Должность социального работника  и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена  в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся  в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в работе по созданию центров  социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам  и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и  реабилитации лиц, вернувшихся их специальных  учебно-воспитательных учреждений и  мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его  основных функций:

диагностическая - заключается в  том, что социальный работник изучает  особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния  на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

организационная - способствует организации  социальных служб на предприятиях и  по месту жительства, привлекает к  их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных  видов помощи и социальных услуг  населению;

предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные  механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая - оказывает различные  виды консультирования и коррекции  межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает  помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Специфика функций социального  работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом  и профессиональном кодексе.

 

 

 

2.3 Профессиограмма социальной работы

Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

Профессиограмма специальности "Социальная работа"

1. Общая характеристика специальности.  Социальная работа - это современная,  чрезвычайно востребованная в  обществе область деятельности. Специалист в области социальной  работы ведет профессиональную  практическую деятельность с  отдельными лицами, семьями, группами  населения и общностями, нуждающимися  в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

2. Содержание профессиональной  деятельности. Специалист проводит  исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки социальных проектов и программ.

В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными  возможностями.

Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграции деятельности различных государственных  и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и  помощи населению.

В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных  заведениях (при условии получения  дополнительного образования в  этой области).

3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе  должен быть достаточно широко  образован в различных областях.

Кроме знания общих гуманитарных и  социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.

Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности  и с различными лицами и группами населения.

В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения  социальной работы.

Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации  и управлении в социальных учреждениях  и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и  мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.

В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской  работы.

4. Требования к личности специалиста.  Деятельность специалиста по  социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.

Для того чтобы успешно работать в организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпением и коммуникабельностью. Профессионально важными качествами специалиста являются доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая  устойчивость.

Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом  информации.

5. Трудоустройство. Сферами профессиональной  деятельности специалиста по  социальной работе являются государственные  и негосударственные социальные  службы, организации и учреждения  системы социальной защиты населения,  образования, здравоохранения, армии,  правоохранительных органов и  т.п.

Социальный работник должен владеть  немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими  знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

 

Глава 3. Личностные черты социального работника 

 

3.1 Профессиональный  портрет социального работника

Социальная работа - это сложный  процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Раскрывая личностные качества социального  работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:

первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности  к данному виду деятельности;

вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование  социального работника, как личности;

Информация о работе Нормативные требования к социальному работнику