Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:47, реферат
В современных условиях, когда мир уже в достаточной степени взаимозависим и един, когда человечество столкнулось с необходимостью решать глобальные проблемы и социально-психологические коллизии, порожденные НТР, происходит процесс возникновения религиозных новообразований. Они формируются в результате взаимодействия различных духовных традиций, своеобразных гибридов, представляющих собой итог пересечения светской и религиозной мысли, «облучения» одной культурной почвы потоком символов, представлений и установок, порожденных другой культурой.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика «новых» религий………………………………...…4
2.Особенности и характерные черты «новых» религий….………………………………………..…………………………………...7
3.Классификация и особенности новых религиозных движений…………....10
4.Новые религиозные движения в России……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………...25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Общая характеристика «новых» религий………………………………...…4
2.Особенности и
характерные черты «новых» религий….………………………………………..…………
3.Классификация
и особенности новых
4.Новые религиозные
движения в России…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда мир уже в достаточной степени взаимозависим и един, когда человечество столкнулось с необходимостью решать глобальные проблемы и социально-психологические коллизии, порожденные НТР, происходит процесс возникновения религиозных новообразований. Они формируются в результате взаимодействия различных духовных традиций, своеобразных гибридов, представляющих собой итог пересечения светской и религиозной мысли, «облучения» одной культурной почвы потоком символов, представлений и установок, порожденных другой культурой. В ряде стран — Индии, Японии и др. — идет процесс создания новых религиозных движений и организаций (он начался еще в прошлом столетии): необуддизма, неоиндуизма и пр. Их обычно называют «новые религии» или «религиозно-реформаторские движения», причем они играют важную роль не только в породивших их странах, но и за их пределами, особенно в США и Западной Европе. Эти «новые религии* выражают тенденцию модернизации традиционных религий Востока и Запада, что позволяет вписать мистическую и мифомагическую традицию в духовную жизнь нашего времени1.
Что
такое «новые» религии? Большинство «новых»
религий возникли за рубежом во второй
половине ХХ в. Отметим, что в поле влияния
мировых религий всегда существовали
десятки и даже сотни различных объединений.
На Западе фиксировались не эпизодические
явления, а некое «взрывообразное» появление
множества похожих групп. В целом эти новации
были названы обобщающим термином «New
age» (религии «нового века») или обозначены
как новые или нетрадиционные
религиозные движения (объединения) —
НРД.
1.Общая
характеристика «новых»
религий
Понятие «новизны» религиозных объединений не несёт в себе исключительный акцент на возрастной характеристике какой-либо религии. Ведь в категорию «новых» попадают многовековые религиозные учения, представленные вне своей исконной территории распространения. «Новизна» последних заключается в том, что они выступают в качестве альтернативы, свойственной новым мировоззренческим исканиям. Определение «новые» религии может рассматриваться как синоним другого понятия — нетрадиционные религии. Последнее определение также весьма неоднозначно. Главная проблема в данном случае заключается в вопросе разграничения сфер традиционного и нетрадиционного в религиозной сфере.
В
России нетрадиционные черты религии
соседствуют с древними и традиционными
одновременно. Например, неоязычество
относится к разряду
За
термином «новые» стоит скорее символическое
содержание, а не строго понятийное, передающее
специфику «новых» религий. Своеобразной
границей между этими терминами могут
быть лишь условные размежевания, носящие
весьма общий характер. В качестве традиционных
определяются религиозные объединения,
передающиеся в конкретной общности людей
из поколения в поколение на протяжении
длительного времени. Они развиваются
в рамках этнических или государственных
границ.
Традиционные религии глубоко укоренены
в быту и культуре их носителей, мировоззрении,
психологии, вербальных символах. Под
нетрадиционными,
или «новыми», религиями подразумеваются
же религиозные воззрения, не унаследованные
в истории определённым сообществом, следовательно,
не укоренённые в быту, культуре и пр. «Новые»
религии могут быть созданы недавно отдельной
личностью или иметь длительную историю
и распространяться с их исторической
родины в результате деятельности миссионеров
и проповедников.
Наиболее спорным является недавно появившийся у нас в стране, но юридически не формализованный в нормативной правовой практике ни одной страны мира (в том числе и России) термин «тоталитарные секты (культы)», который имеет нарицательное и негативное оценочное значение, служит обличению противников и иноверных. Предлагаемый для всего множества новых религиозных объединений одинаковый «тоталитарный характер» одиозно объединяет различные по своему воздействию и внутреннему характеру религиозные структуры с тоталитарными политическими режимами. Главным критерием возможной связи религии и феномена тоталитаризма является наличие в такой схеме политического фактора. В современных условиях примером такой связи может служить так называемый «исламский фундаментализм», опирающийся на политическое манипулирование исламом и верующими, а не на саму религиозную традицию. Такая подмена религиозной специфики политической никак не способствует адекватному пониманию сущности «новых» религий. Другая оценочная составляющая указанного понятия — «секта» — исторически в России несёт в себе отрицательную коннотацию, причём не только по отношению к религиозным организациям. В Российской империи «сектантством» клеймили религиозные меньшинства, лишая иноверцев своей страны всех атрибутов свободы и гражданства: от невозможности получения паспорта до лишения права на жизнь только на том основании, что они переставали верить в Бога так, как это делало большинство населения. С приходом советской власти «клеймо» сектантства получает новую «путёвку в жизнь» в трудах и речах В. И. Ленина, который употреблял это понятие только в отрицательном значении и подчёркивал, что марксизм чужд сектантству.
Итак,
применительно к современным
реалиям наиболее нейтральным и
в то же время несущим необходимую
смысловую нагрузку является термин
«новые» религии, а в институциональной
форме — новые религиозные
объединения (организации) .
2.Особенности
и характерные черты
«новых» религий
Догматика и культовая практика «новых» религий базируется на основе соединения элементов из различных религий, научных и философских теорий, а также собственных религиозных изобретений их лидеров. По этой причине большинству «новых» религий свойственна критическая трактовка всех традиционных религий как содержащих лишь частицы истины или не содержащих таковой вообще вследствие её деформации2.
Выделим общие черты, присущие «новым» религиям:
Несмотря на наличие общих черт, «новые» религии весьма несхожи друг с другом по историческим и социальным причинам, вызвавшим их возникновение, по характеру догм, религиозной практике, формам организации, степени адаптации в обществе.
Российские
специалисты различают «новые»
религии иностранного и отечественного
происхождения. Первые более многочисленны
и восходят как к западной (главным
образом христианской), так и к восточной
религиозной традиции (организации индийского,
китайского, японского, корейского и другого
происхождения). Вторых значительно меньше
как в количественном отношении, так и
по массе последователей, а значит, и влиянию
на окружающий мир. Они представляют собой
разнородные объединения от неоязыческих
до псевдоправославных или теософских,
уфологических и многих других.
3.Классификация
и особенности новых
религиозных движений
В отечественном и зарубежном религиоведении нет общепризнанной типологии новых религиозных движений. Во многом это объясняется трудностями, возникающими при выделении сущностных признаков огромного многообразия вероучений, способов их функционирования, отношения к миру новых религиозных образований.
Новые религиозные движения называются новыми, поскольку в своей настоящей форме большинство из них возникло после второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Европы. От традиционных верований новые религиозные движения отличаются нововведениями, существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий. Как правило, уже в первоначальных заявлениях основателей или авторитетных лидеров новых религиозных движений сообщается о радикальной новизне учения, видоизменяющего или отвергающего вовсе вероучительные доктрины традиционных религий. И даже если вероучения религиозного новообразования заимствовано из разных источников, оно провозглашается уникальным, никогда ранее не существовавшим. Приверженцы "Международного общества Сознания Кришны" считают себя последователями одного из направлений индуизма. В то же время отмечается, что "А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Праб-хупада) принес на Запад в 60-е годы нашего века древнюю традицию бхак-ти - служение Богу с любовью и преданностью"3.
Последователи новых религиозных движений - верующие первого поколения. В отличие от них традиционные религии исповедуют многие поколения народов данной страны, региона, нации и т.д.