Новые религиозные движения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:47, реферат

Описание

В современных условиях, когда мир уже в достаточной степени взаимозависим и един, когда человечество столкнулось с необходимостью решать глобальные проблемы и социально-психологические коллизии, порожденные НТР, происходит процесс возникновения религиозных новообразований. Они формируются в результате взаимодействия различных духовных традиций, своеобразных гибридов, представляющих собой итог пересечения светской и религиозной мысли, «облучения» одной культурной почвы потоком символов, представлений и установок, порожденных другой культурой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.Общая характеристика «новых» религий………………………………...…4

2.Особенности и характерные черты «новых» религий….………………………………………..…………………………………...7

3.Классификация и особенности новых религиозных движений…………....10

4.Новые религиозные движения в России……………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………24

Список используемой литературы……………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

рЕФЕРАТ.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

     4.Новые  религиозные движения в России 

     НРД отечественного происхождения, возникшие  или структурно оформившиеся в последнее десятилетие и по характеру близкие к религиям «Нового века». Наиболее крупными из них на сегодняшний являются Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое братство – Юсмалос, Бажовское движение, движение «Анастасия», последователи П.К. Иванова (ивановцы) и др.

     Помимо религиозных организаций, возникших в России в последние десятилетия, существует значительное количество внешне различных модификаций New Age, базирующихся на однотипных идеях и принципах. Одной из характерных особенностей нью-эйджевских движений, затрудняющих их религиозную идентификацию, является феномен их «социальной мимикрии». Сами представители такого рода объединений нередко представляют свое учение не религиозным, а общественно-гуманистическим (культурологическим, оздоровительным, просвещенческим, спортивным, образовательным и т.д.), при этом бóльшая часть такого рода объединений предпочитает не вступать с государством в правовые отношения7.

     В России за последние 11 лет с момента  вступления в силу нового законодательства общее количество впервые появившихся религиозных объединений представлено 48 официально зарегистрированными разновидностями, более 30 из них могут быть отнесены к категории религий «Нового века». Из столь большого количества разновидностей лишь 10–12 представлены действительно влиятельными, четко структурированными и активно расширяющими ареал своего присутствия объединениями (общее количество последователей составляет до 1% численности населения Российской Федерации). Среди зарубежных объединений это MOCK (Международное общество сознания Кришны), Сайентология – дианетика, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), а также Свидетели Иеговы, неохаризматы различных деноминаций.

     Многие из пришедших в Россию в начале 90-х гг. XX в. зарубежных неорелигиозных корпораций не смогли по-настоящему укорениться и сегодня находятся в состоянии стагнации или постепенного сокращения количества приверженцев.  
Так, Церковь объединения (Муна) несмотря на неоднократный приезд зарубежных эмиссаров, финансовые вливания, так и не смогла к концу своего десятилетнего пребывания в России сколько-нибудь заметно распространить и увеличить свое присутствие и количество активных членов. Группы последователей веры Бахай постепенно превратились в достаточно небольшие по численности (20–30 человек) кампании старых друзей и начали постепенно уменьшаться. Так, по данным Национального духовного собрания (НДС Бахай), ежегодный отток активных верующих последние два-три года составил порядка 4%. Так же застыли в численности приверженцев последователи Трансцендентальной Медитации (ТМ), Раджнеша, Сатьи-Саи-Баба и т.п. Причина может быть и в том, что их индивидуалистические практики, абстрактно-мистический характер учений, в некоторых случаях требование определенных дисциплинарных рамок [Церковь объединения (Муна)] не смогли на длительный срок удовлетворить потребности отечественных искателей истины.

     В противовес названным объединениям более успешными конкурентами являются организации, в которых гибкая работа с каждым верующим ведется хорошо подготовленными, укорененными в данной религиозной традиции профессионалами непосредственно. Одним из центральных моментов успеха таких объединений являются четкие организационные рамки, посредством которых направляется конкретная, осмысленная деятельность каждого члена организации, где каждый имеет свое «задание», «фронт работы», чувствует себя востребованным, постоянно вовлеченным в деятельность организации. Стандартным набором таких «работающих» программ обладают преуспевающие сегодня протестантские объединения, мормоны, кришнаиты, предлагающие программы личностного самосовершенствования (отказ от алкоголя, наркотиков, внебрачного секса), проведение концертов, совместных походов, поездок на конференции, семинары, активную предметную взаимопомощь, и моральную, и материальную, перспективу зарубежных поездок, возможности получения дополнительного образования.

     Заметно расширяют поле своего влияния вновь  возникающие нью-эйджевские объединения отечественного происхождения. Так, Церковь последнего завета Виссариона (ЦПЗ) в своем последнем издании «Малой крупицы» за 2007 г. указывает контактные телефоны своих филиалов более чем в 50 городах на постсоветском пространстве, из них 36 – в России. Последние 2–3 года данное объединение не только продолжило наращивать свое присутствие в таких государствах, как Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдавия, страны Балтии, но и активно вербует сторонников в Германии, Болгарии, Соединенных Штатах (в Курагинский район Красноярского края последние два лета приезжают сотни иностранцев для ознакомления с этим новым религиозным течением)8
Одним из наиболее активных остается и движение последователей Рерихов, которое сегодня разделилось на несколько конкурирующих направлений. Одно, с культурологическим уклоном, возглавила Е. Шапошникова, директор Московского центра Рериховского общества; другое, с центром в Новосибирске, – Александр Ключников; духовным лидером и символом третьего направления стала некая Зиновия Душкова (Е. Бондаренко) из Приморья. Рериховцы не только проводят регулярные культурологические мероприятия (организация выставок картин Рериха, конференции его памяти и его духовного наследия), но и организуют широкое издание книг, периодики о своем философско-религиозном движении, опирающемся на произведения Е.И. Рерих «Живая этика», «Листы сада мории», «Письма Е.И. Рерих» и т.д.  
Рериховцы зачастую отвергают свою причастность к новой религиозности, но фактически они являются выразителями традиции нью-эйдж, восходящей к неомистике, теософии и антропософии. 
Еще двумя заметными феноменами отечественного нью-эйдж последних лет стали движения «Анастасийцев» некоего В. Мегрэ (В. Пузакова) и «Радостея» Евдокии Марченко. Так, последователи «Анастасии» Мегрэ уповают на переход русского населения к организации «родовых поместий» в 1 га, с помощью которых вся Россия превратится в один цветущий сад.  
Активизируются и неоязычники, например организация «Тропа Троянова», занимающаяся популяризацией «новой мифологии» на темы героико-мессианского славянского прошлого. Продолжают действовать последователи Порфирия Иванова, церковь «Инглии» (псевдорусское неоязычство из Омска) и многие подобные группы.  
Несколько в стороне от них находится «Радостея», которая в своих широко распространяемых среди единоверцев книгах дублирует основные идеи классического нью-эйдж – от «здорового образа жизни» – вегетарианства, «чисток», обливания, босохождения и т.д. до «контактерства»; ее «радасты» не афишируются, но собирают полные залы.

     Таким образом, как ни парадоксально, но в  отечественном нью-эйдже явно наметились тенденции антиглобалистского, русофильского  идейного движения. Интересно также и то, что в массе последователей подобного рода объединений крестятся в православную веру, носят крестики, почитают иконы, посещают православные церкви с ничуть не меньшим рвением, чем собственные объединения. Именно для нью-эйдж характерно такое странное на первый взгляд, но вполне естественное для самих верующих сочетание, в котором эти люди полагают возможным чтить корневые национально-религиозные традиции, воспринимая их в качестве общекультурного фона, который они «дополняют» эклектическим мировоззрением рассмотренного типа.  
Исходя из этого можно сделать вывод, что адепты НРД в России в массе своей не только не считают себя противниками русского православия, но и вполне искренне полагают себя горячими его последователями не по букве, но по духу.

     Все вышеуказанные разновидности НРД  не только кардинально изменили конфессиональный спектр, исторически характерный для России, но в определенной мере разбалансировали, дестабилизировали религиозную обстановку в государстве. С их появлением и бурным распространением в государственно-конфессиональных отношениях возникает принципиально новый блок вопросов и проблем, не имевших места в недавнем прошлом.

     Наиболее  сложными вопросами в связи с  деятельностью НРД как иностранного, так и отечественного происхождения стали вопросы соответствия их деятельности положениям Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О концепции национальной безопасности», в котором, в частности, обозначено требование «обеспечения национальной безопасности, включая в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров... культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств».

     Существование и продолжающийся активный рост НРД  зарубежного происхождения хотя и происходят формально в соответствии с конституционными положениями  и нормами действующего законодательства, вписываясь в рамки всемирных процессов глобализации, но все же несут угрозу размывания культурно-исторических, духовных ценностей и ориентиров, которые всегда цементировали государство, формировали национально-культурную самоидентификацию, а поэтому не могут не регулироваться государством.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     В заключении отметим, что новые религиозные  течения проявляются и распространяются потому, что на них существует реальный спрос. Как в былые времена, так и сейчас есть много людей, желающих изменить свое мироощущение, стремящихся к поиску истины, просветленному развитию. Тем более это понятно в наше трудное время, в период беспрецедентного культурно-морального кризиса. Особенно это касается молодежи с ее максимализмом и тягой к новому, экзотическому. А ведь нетрадиционные вероучения умело используют фрагменты различных древних культов и достижения современных наук. Здесь вера в Бога сочетается с ролью биоэнергетических полей, а в обрядах – оздоровительные комплексы с рок-музыкой. Служба сопровождается пением под гитару, причем использует современный разговорный язык.

     Официально  признанные религии (православие, ислам, иудаизм и др.) могут не отвечать внутренним потребностям новых верующих, и они идут в нетрадиционные организации. Такая практика не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях», принятому в 1997г. Однако следует различать религиозные организации и секты, которые в своей деятельности не нарушают законодательство, и секты тоталитарные, с криминогенной направленностью, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с иными посягательствами на права личности. Они социально опасны и подлежат запрету. Именно такой позиции придерживается наша общественность. 
 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. — 312 с.
  2. Е.Г. Балагушкин. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ―морфологический анализ. Москва 1999.
  3. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен //ОНС. 1996. № 5. С. 90-100.
 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 

  1. http://religio.rags.ru
  2. http://www.prosv.ru
  3. http://palsh.nm.ru

Информация о работе Новые религиозные движения в России