Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 20:47, реферат
В современных условиях, когда мир уже в достаточной степени взаимозависим и един, когда человечество столкнулось с необходимостью решать глобальные проблемы и социально-психологические коллизии, порожденные НТР, происходит процесс возникновения религиозных новообразований. Они формируются в результате взаимодействия различных духовных традиций, своеобразных гибридов, представляющих собой итог пересечения светской и религиозной мысли, «облучения» одной культурной почвы потоком символов, представлений и установок, порожденных другой культурой.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика «новых» религий………………………………...…4
2.Особенности и характерные черты «новых» религий….………………………………………..…………………………………...7
3.Классификация и особенности новых религиозных движений…………....10
4.Новые религиозные движения в России……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………...25
По
содержанию вероучительных доктрин новые
нетрадиционные религии могут быть отнесены
к следующим направлениям.
1. Неохристианские
течения - "Церковь
Христа", "Новоапостольская церковь",
многочисленные группы харизматической
направленности. Лидеры этих групп заявляют
о "новом прочтении" христианства,
полученном ими в результате озарения
или откровения.
2. Неориенталистские
объединения
- "Международное общество Сознания
Кришны", "Брахма Кумарис", "Миссия
Божественного Света", "Ананда Марг".
Объединения такого типа ведут свою родословную
с Востока, модернизируя различные варианты
индуизма, буддизма.
3. Синкретические
и универсалистские движения
- "Церковь объединения", "Вера
Бахай", "Саентологическая церковь",
"Аум Синрике". Одни из данных движений
призывают к объединению всех церквей
и всего человечества, другие претендуют
на открытие тайн психики.
4. Оккультно-мистические
учения и школы Нью Эйдж (Нового века). Они представлены внушительным
конгломератом самых разнородных групп,
вероучительные доктрины которых не имеют
жестких формулировок и обязательных
ритуалов. Последователи движения "Нового
века" разделяют представления восточных
религий о безличности Бога, божественности
человека. Особое место занимает учение
о близости рождения "Нового века",
которое связывается с приходом Спасителя.
5. Неоязычество. К новым религиозным
движениям данного типа принадлежат группы,
выступающие за возрождение дохристианских
верований как основы гармонического
взаимодействия с природой и обществом.
Ближе всего к язычеству стоит направление,
у истоков которого - Порфирий Корнеевич
Иванов.
6. Сатанинские
группы - "Церковь
сатаны", "Зеленый орден", "Южный
крест", "Общество сатаны". В центре
доктрины сатанинских культов находится
поклонение силам зла. Сатана понимается
как личностное существо или как символ,
олицетворяющий все темные силы человеческой
природы.
В отношении к мирским порядкам новые религиозные движения разделяются на три типа: миротерпимые, мироотвергающие и мироисцеляющие (мироисправлюящие).
Миротерпимые движения в достаточной мере удовлетворены существующим миром или безразличны к нему. К данной разновидности движений относится разнообразные тантрические группы. Тантрическая религиозная и мировоззренческая доктрина провозглашается надсоциальной, стоящей выше всех мировых законов и социально-политических установлений. Истинная тантра (от санскритского - хитросплетение, сокровенный смысл) свободна от утопических идей построения идеального общества.
В качестве центрального мотива вероучения мироотвергающей направленности выступает дуалистическая доктрина, согласно которой в мире существуют и борются две силы - светлая и темная, добра и зла. Для движений такого типа характерны "эсхатологическая лихорадка" - постоянная актуализация библейского повествования о событиях, предшествующих наступлению конца света. Демонизируя греховный мир, теология "Белого Братства" осуждает существующие власти, не верящие в миссию "живого Бога" - Марину Цвигун. Мироотрицание также являлось характерной чертой первых лет существования "Церкви последнего завета". Ее основатель - Виссарион - заявлял о нарастании противоречий между царством силы и царством добра. Умножаются свидетельства торжества дикости и ничтожества. И спасение возможно через восприятие учения Виссариона.
Новые религиозные движения с мироисправляющим (мироисцеляющим) типом отношения к земным реалиям в целом и конкретным порядкам в отдельности обычно акцентируют внимание на устранении различных проявлений насилия, эгоизма, стяжательства. Предлагаются методики повышения интеллектуальных способностей, избавления о наркологической зависимости (Церковь объединения, Саентологическая церковь).
Новые религиозные движения характеризуются наличием центральных фигур - основателей этих движений или их лидеров. Создатели движений могут принадлежать к различным социальным и возрастным группам, быть обладателями университетских дипломов или иметь всего лишь школьное образование. Но при всем разнообразии статусных характеристик все они заявляют о своих особых отношениях с божественным миром. Основатели религиозных движений провозглашают себя божествами или их посланцами (мессиями), принесшими в мир новое единственно истинное учение. Признавая за основателями движения эти качества и способности, члены движения признают и их право диктовать своим последователям веру и взгляды на жизнь.
Е.А.
Балагушкин, определяя новые религии
как социокультурный и
По его мнению, любое религиозное явление представляет собой динамичный элемент духовной жизни общества. Следовательно, для понимания религиозных новаций в первую очередь важно проследить их взаимодействие с окружающей их социокультурной системой. При этом необходимо учитывать различные уровни их спиритуальной4 активности. Такая стратегия в исследовании новых религиозных движений означает стремление найти ряд характерных для них морфологических состояний, образующих определенную последовательность.
Инструментом решения подобных теоретических задач является синергетика —новое теоретико-методологическое направление в изучении сложных самоорганизующихся систем.
Синергетика позволяет представить религиозные новации разного социокультурного характера как последовательный ряд новационных состояний (типов) религии, возникновение которых обусловлено изменением доминирующего внутреннего фактора (параметра порядка)5.
Новые религиозные движения предлагают не просто новое осмысление социальных проблем, они претендуют на качественно иное участие в их разрешении. В зависимости от ситуации (реальной или воображаемой) устанавливаются различные типы спиритуализации окружающего мира, характеризующиеся модальностями религиозно-практического освоения действительности.
Эти типы новаций противопоставляются исходному, статуарному состоянию религии, так называемому «религиозному истэблишменту», к которому принадлежат официальные, господствующие религии и их церковные организации. Для них характерно либо апологетическое отношение к существующему социальнополитическому строю, либо «нейтральное», с подчеркнутым дистанцированием от всех форм общественного устройства и государственной власти. Свойственные им
религиозные идеи и настроения обладат разной степенью значимости и активности и могут быть представлены в порядке усиления их модальности как некая последовательность новационных типов новых религиозных движений.
Самая
слабая модальность спиритуального
обновления мира выражается
новационным типом, названная социально-антропологическим
Религиям этого типа свойственна фетишизация определенных условий и факторов реальной действительности (от физического здоровья и духовного развития индивида до совершенствования хозяйственно-экономических и политических структур общества). Совершенствование этих сторон человеческого существования рассматривается как панацея глобального улучшения состояния общества, как средство его чудодейственного освобождения от угрожающих ему проблем и противоречий. К этому новационному типу относятся широко распространенные аскетические и физиопсихотерапевтические культы, техники интеллектуального развития, принятые Обществом трансцендентальной медитации, семинарами Эрхарда, макробиотикой Осавы и многими другими новыми религиозными движениями. В Подмосковье, на базе оздоровительного комплекса «Космос», в течение нескольких лет под руководством Я. Колтунова функционировали «Группы коммунистического самопрограммирования», имевшие аналогичный характер и направленность. Сюда же можно отнести объединения, культивирующие у нас в стране карате в паре с религиозными настроениями дзэн-буддизма. Они ориентируются на обретение их адептами несокрушимой силы и мужества, непоколебимости духа и строгости жизни. Примыкают сюда и полурелигиозные методики достижения «совершенного образа жизни», подобные древнеяпонской «чайной церемонии», модной во многих странах мира, или современному гербалайфу.
Данный тип религиозных новаций — качественное обновление всей религиозной системы, чего, кстати, недостает обычному религиозному модернизму, который расширяет круг задач, решаемых традиционной религией,отчасти меняет их трактовку, но вовсе не призывает жить по-новому в соответствии с радикально обновленными социокультурными ориентациями.
Спиритуализация действительности — более «сильный» новационный тип новых религиозных движений. Для него характерна не фетишизация реальных факторов земной жизни, а их трактовка в духе оккультизма и спиритуализма.
Согласно религиозным представлениям этого типа, обращение к сверхъестественным силам природы, космоса или потустороннего мира гарантирует радикальное разрешение всех земных проблем человечества, позволит ему выйти из современного социокультурного кризиса. К этому новационному типу принадлежат многочисленные разновидности необуддизма и неоиндуизма, а также теософия и антропософия, Агни-йога Рерихов.
Следующие
типы новых религиозных движений
могут быть названы альтернативными
за их решительный отказ от
существующей социальной реальности
и от официальных церквей,
поддерживающих ее своим авторитетом.
Для этих религиозных новаций
неприемлемы никакие реформы
существующего строя, а любые
программы совершенствования
хозяйственно-экономических
Из двух типов новых религиозных движений, обладающих альтернативной модальностью, обратимся сначала к тому, который можно назвать спиритуальной трансформацией действительности, учитывая провозглашаемую цель. К нему принадлежат давно известные милленаристские движения и хилиастические сектантские коммуны. В первых тысячелетнее Царство Божие на Земле рассматривается как ближайшая, реально достижимая перспектива. Во вторых считается, что она уже осуществлена в узком кругу избранных, примеру которых должно последовать все человечество.
В конце XX века большое распространение и существенно различные формы получили ориентации на спиритуальную трансформацию действительности. Наблюдаются два уровня этих ориентаций. Начальным уровнем новаций этого типа являются неопределенные религиозно-мистические искания, аморфная богоискательская среда, основательно исследованные на примере американской и западноевропейской молодежной контркультуры. В этой среде популярны религиозные новации альтернативной направленности — «битнический дзэн», «революция Иисуса», психоделия, или «наркотическая революция».
Более высокий уровень активности и организованности присущ милленаристским сектам и культам, таким как «Дети Бога» в первые годы их активности в США, у нас — Богородичному центру и Истинно православной восточной небесной апокалиптической церкви Иоанна Богослова. Наблюдающийся здесь высокий уровень эсхатологических настроений с особой силой проявился в киевском выступлении членов Белого Братства, которые инсценировали своеобразный «милленаристский путч» в момент ожидаемого ими наступления Царства Божьего на Земле.
Религии, принадлежащие второму типу альтернативных новаций, провозглашают уход в сакральный мир. Этот трагический акт всегда является, в сущности, актом отчаяния и безрассудного фанатизма, но он возвещается как шаг к полному освобождению и окончательному спасению. Новые религиозные движения этого типа также обнаруживают два разных уровня активности. В первом случае чрезвычайно накаленные религиозные настроения выливаются в своеобразную «эсхатологическую панику»: люди бросают свои дома, имущество, родных, близких и иступленно ждут с минуты на минуту конца света. Эта модель поведения подходит под синергетическое понятие «детерминированный хаос», обозначающее состояние крайней возбудимости системы. Во втором случае новые религиозные движения моделируют апокалиптическую катастрофу: община совершает коллективное самоубийство (массовое отравление членов «Народного храма» в Гайане, самосожжение адептов «Храма Солнца» в Швейцарии и Франции). Вот так в реальности выглядит тот «фазовый переход», если для обозначения страшных трагедий ухода фанатиков в «иной, сакральный мир» воспользоваться бесстрастным синергетическим термином6.
Таковы
четыре типа религиозных новаций,
представляющих собой, разумеется,
только абстракции и идеальные модели
реальных религиозных явлений, всегда
достаточно неоднородных и противоречивых.
Поэтому у новых религиозных
движений, проделавших определенную
эволюцию и испытавших на
себе воздействия различных
социокультурных условий, обнаруживаются
(в форме тенденций) различные
типологические особенности. Они
связаны также с неоднородностью
контингента религиозных объединений:
различные группы верующих в пределах
одной религиозной организации (новички,
рядовые верующие, монахи, иерархи)
ориентируются на разные новационные
цели. Кроме того, новационные ориентации
обычно не остаются постоянными,
а претерпевают порой глубокие
изменения. Одни религиозные
настроения ослабевают и уходят
на задний план, другие усиливаются
и начинают доминировать. Поэтому
при изучении того или иного
нового религиозного движения
целесообразно составлять характеризующую
его состояние и динамику
типологическую карту, демонстрирующую
наличие признаков разных новационных
типов и их эволюционные изменения.