Общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение общественного мнения.
Задачи исследования:
Дать определение общественному мнению;
Изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения;
Дать определение мониторингу;

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 45.36 Кб (Скачать документ)
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы: на данном этапе развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране, в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из-под влияния партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Формирование общественного мнения - это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации. Изучение общественного мнения и проведения исследований сегодня стоит на первом плане.

Объектом  исследования в данной работе является средства массовой информации.

Предмет исследования: общественное мнение.

Цель  исследования: изучение общественного  мнения.

Задачи  исследования:

Дать  определение общественному мнению;

Изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;

Ознакомиться  с методами изучения общественного  мнения;

Дать  определение мониторингу;

Выяснить, что такое контент-анализ СМИ;

Провести  контент-анализ СМИ (газет) г. Азова.

Гипотеза  исследования: предположить, что средства массовой информации (СМИ) могут формировать  как положительный имидж властей, так и отрицательный, и во многом это - не объективная передача данных, а отражение личного отношения  редакции к действующей власти.

Практическая  значимость данной курсовой работы заключается  в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в учебном  процессе студентами и преподавателями  ФРГСУ в г. Азове.

Структура курсовой работы подчинена логике исследований и состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе 5 параграфов, заключения, списка литературы и использованных источников и приложения. 
 
 

1 Общественное мнение  как социальный  феномен.

Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания,

выражающееся в оценках (как в устной,  так и в письменной форме) и

характеризующее явное (или скрытое) отношение больших  социальных групп (в

первую  очередь большинства  народа) к  актуальным  проблемам действительности,

представляющим  общественный интерес.  Социология общественного мнения -

область социологических исследований,  где  предметом  анализа выступают

содержание  высказываний  общественного  мнения,  активность его

функционирования  и всеобщие (характеризующие данный тип общества) и

специфические (связанные  с  развитостью демократических  гарантий) мнения. В

официальном советском обществоведении выдавалось за то общественное мнение,

которое в условиях развитых демократий функционирует в качестве

самостоятельного  института общественной жизни.7 Так, в «Рабочей книге

социолога»  общественное мнение рассматривалось  всего лишь как «отношение

населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации

Вопрос  о том, высказывается ли это отношение  публично или это некое

молчаливое  отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано

социологами в ходе анонимного опроса, зачастую оставался непроясненным. А в

некоторых работах (как, например, в «Философском энциклопедическом словаре») и

прямо говорилось, что общественным мнением  считается не только явное, но и

скрытое отношение людей к событиям и  фактам социальной деиствительности

Такая подмена понятий, с одной стороны, позволила включить проблематику

общественного мнения в сферу исследований советского обществоведения и

способствовала  созданию серьезного методологического  задела в этой области а с другой - внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих   пор.

Дело  в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как

оно не есть просто сумма тех частных  мнений, которыми люди обмениваются в

узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое

состояние общественного сознания, которое  выражается публично и оказывает

влияние на функционирование общества и его  политической системы. Именно

возможность гласного, публичного высказывания населения  по злободневным

проблемам общественной жизни и влияние  этой высказанной в слух позиции  на

развитие  общественно-политических отношений  отражает суть общественного

мнения  как особого социального института.

Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е.гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер.

Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе

сложился  и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально

значимые  проблемы путем высказывания по ним  суждений заинтересованными слоями

населения. Такая реакция населения носит  не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия».

Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует

гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых,

где власть считается с позицией общества. В  этом смысле мы говорим об

общественном  мнении как об институте гражданского общества.

Научная традиция, связывающая существование  в обществе института общественного

мнения  со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в

частности, писал в «Философии права»: «Формальная  субъективная свобода,

состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое

собственное мнение, суждение о всеобщих делах  и подают совет относительно них,

проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением»

Подобная  свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не

зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов,

т.е. сфера  отношений, составляющих гражданское  общество.

Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с

развитием буржуазного строя и формированием  гражданского общества как сферы

жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность

человека  к тому или иному сословию имела  непосредственное политическое

значение  и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением

буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из

формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных,

независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это

собственность только на свою рабочую силу) – необходимая  предпосылка

формирования  гражданского общества и общественного  мнения как его особого

института.

В условиях тоталитарного режима, где все  социальные отношения жестко

политизированы, где нет гражданского общества и  частного индивида как

субъекта  независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей

идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного

мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности,

имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы

перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение. 

Вопрос 2. Социологический  анализ общественного  мнения. Социологический подход к изучению общественного мнения основывается как на понимании его в качестве структурного элемента общественного сознания, так и на анализе социальной природы общественного мнения, осознании его места в социальной системе, функций и дисфункций в обществе.

С позиций  социологического подхода общественное мнение интерпретируется в двух смыслах. Во-первых, как специализированная деятельность и результат этой деятельности. С позиций данного подхода общественное мнение можно определить как совместную заинтересованно-ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов и их (деятельностей) результат . Во-вторых, как социальный институт, когда общественное мнение понимается как сложившаяся, устойчивая практика реагирования населения на социально значимые события, принимаемые решения, а также учет этих реакций при осуществлении управленческой деятельности.

Принято говорить о том, что в современной  социологической науке сформировалась самостоятельная специальная социология теория – социология общественного мнения, которая включает как теоретический, так и эмпирический уровень анализа предмета.

Предмет социологии общественного мнения определяется Г. В. Осиповым еще в «Рабочей книге  социолога» как закономерности формирования общественного мнения под воздействием различных субъективных и объективных факторов общественного развития, его воздействие на жизнь общества на различных уровнях Энциклопедия социологии определяет предмет социологии общественного мнения как закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, классов, народа в целом к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Общественное  мнение является предметом изучения различных отраслей социологической науки – социологии коммуникаций, политической социологии, социологии управления, социологии духовной жизни, электоральной социологии, социологии потребления и ряда других.

В рамках социологии коммуникаций исследуются  особенности и способы межличностной  и межгрупповой коммуникации в процессе формирования общественного мнения, также возможности манипуляции общественным мнением с помощью средств массовой коммуникации. Социология управления рассматривает общественное мнение как один из социальных институтов управления, как фактор социального управления и способ манипуляции социумом. Электоральная социология концентрирует внимание на процессах формирования общественного мнения электората, особенностях жизненного цикла общественного мнения в предвыборный период. Наконец, значительное место общественному мнению в контексте анализа возможных способов его изучения отводится в рамках курса «Методика и техника социологических исследований». Здесь обсуждаются процессы выявления и изучения общественного мнения, анализируются познавательные возможности различных методов изучения массовых оценок, определяются методика и техника обработки результатов исследований общественного мнения. 

Информация о работе Общественное мнение