Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования: изучение общественного мнения.
Задачи исследования:
Дать определение общественному мнению;
Изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения;
Дать определение мониторингу;
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: на данном этапе развития Россия находится в неком висячем положении: она пережила «перестройку», постепенно становилась демократической, сейчас идет по пути новых реформ. И, как и в любой демократической стране, в России стало «развиваться» свободное (вышедшее из-под влияния партий, общественных традиций и т.д.) общественное мнение. И именно сейчас оно получило свою значимость. Формирование общественного мнения - это многогранный и многослойный процесс. Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации. Изучение общественного мнения и проведения исследований сегодня стоит на первом плане.
Объектом исследования в данной работе является средства массовой информации.
Предмет исследования: общественное мнение.
Цель исследования: изучение общественного мнения.
Задачи исследования:
Дать
определение общественному
Изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения;
Дать определение мониторингу;
Выяснить, что такое контент-анализ СМИ;
Провести контент-анализ СМИ (газет) г. Азова.
Гипотеза
исследования: предположить, что средства
массовой информации (СМИ) могут формировать
как положительный имидж
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в учебном процессе студентами и преподавателями ФРГСУ в г. Азове.
Структура
курсовой работы подчинена логике исследований
и состоит из введения, двух глав,
объединяющих в себе 5 параграфов, заключения,
списка литературы и использованных
источников и приложения.
1 Общественное мнение как социальный феномен.
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания,
выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и
характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в
первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности,
представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения -
область социологических исследований, где предметом анализа выступают
содержание высказываний общественного мнения, активность его
функционирования и всеобщие (характеризующие данный тип общества) и
специфические (связанные с развитостью демократических гарантий) мнения. В
официальном советском обществоведении выдавалось за то общественное мнение,
которое в условиях развитых демократий функционирует в качестве
самостоятельного института общественной жизни.7 Так, в «Рабочей книге
социолога» общественное мнение рассматривалось всего лишь как «отношение
населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации
Вопрос о том, высказывается ли это отношение публично или это некое
молчаливое отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано
социологами в ходе анонимного опроса, зачастую оставался непроясненным. А в
некоторых работах (как, например, в «Философском энциклопедическом словаре») и
прямо говорилось, что общественным мнением считается не только явное, но и
скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной деиствительности
Такая подмена понятий, с одной стороны, позволила включить проблематику
общественного мнения в сферу исследований советского обществоведения и
способствовала созданию серьезного методологического задела в этой области а с другой - внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих пор.
Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как
оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в
узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое
состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает
влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно
возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным
проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на
развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного
мнения
как особого социального
Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е.гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер.
Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе
сложился
и стабильно функционирует
значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями
населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия».
Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует
гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых,
где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об
общественном мнении как об институте гражданского общества.
Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного
мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в
частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода,
состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое
собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них,
проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением»
Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не
зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов,
т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.
Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с
развитием
буржуазного строя и
жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность
человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое
значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением
буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из
формально
свободных и независимых
независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это
собственность только на свою рабочую силу) – необходимая предпосылка
формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого
института.
В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко
политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как
субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей
идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного
мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности,
имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы
перестройки
наше общество очень быстро прошло
путь от приказного единомыслия через
так называемые гласность и плюрализм
мнений к реальному политическому плюрализму
и свободе слова. За этот период сформировалось
и независимое в своих оценках и суждениях
общественное мнение.
Вопрос 2. Социологический анализ общественного мнения. Социологический подход к изучению общественного мнения основывается как на понимании его в качестве структурного элемента общественного сознания, так и на анализе социальной природы общественного мнения, осознании его места в социальной системе, функций и дисфункций в обществе.
С позиций социологического подхода общественное мнение интерпретируется в двух смыслах. Во-первых, как специализированная деятельность и результат этой деятельности. С позиций данного подхода общественное мнение можно определить как совместную заинтересованно-ценностную оценочную и вытекающую из нее практическую деятельность социальных субъектов и их (деятельностей) результат . Во-вторых, как социальный институт, когда общественное мнение понимается как сложившаяся, устойчивая практика реагирования населения на социально значимые события, принимаемые решения, а также учет этих реакций при осуществлении управленческой деятельности.
Принято
говорить о том, что в современной
социологической науке
Предмет социологии общественного мнения определяется Г. В. Осиповым еще в «Рабочей книге социолога» как закономерности формирования общественного мнения под воздействием различных субъективных и объективных факторов общественного развития, его воздействие на жизнь общества на различных уровнях Энциклопедия социологии определяет предмет социологии общественного мнения как закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, классов, народа в целом к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Общественное мнение является предметом изучения различных отраслей социологической науки – социологии коммуникаций, политической социологии, социологии управления, социологии духовной жизни, электоральной социологии, социологии потребления и ряда других.
В рамках
социологии коммуникаций исследуются
особенности и способы