Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования: изучение общественного мнения.
Задачи исследования:
Дать определение общественному мнению;
Изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения;
Дать определение мониторингу;
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
2.1 Социологические методы изучения общественного мнения.
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека», ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике администрации президента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа, социологические центры ряда ведущих университетов и т.д. А кто не слышал о таких всемирно известных американских службах опроса общественного мнения, как службы Харриса или Геллапа? Существует множество менее известных исследовательских групп, осуществляющих маломасштабные исследования, в частности, маркетинговые.
Каждый специалист по public relations должен хорошо разбираться в технологии изучения общественного мнения. Это необходимо для самостоятельного выполнения исследовательской работы, и для контроля и критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой по другим каналам.
Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:
- Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.
- Коммуникационный
аудит, проводимый с целью
- Неформальные
исследования. К ним относятся
накопление фактов, анализ различных
информационных материалов и
др., то есть методы, не требующие
непосредственного
Рассмотрим социологические исследования. Различают два общих типа социологических исследований:
1. Описательные
исследования. Они дают возможность
сделать моментальный снимок
определенной конкретной
2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.
Социологические исследования состоят из таких элементов как: выборки, опросы (анкеты интервью), анализа результатов.
Выборка - отбор группы единиц опроса, которая должна представить совокупность людей (объект исследования), мнение которых стремится узнать исследователь. В процессе отбора выборки нужно учитывать два фактора:
- определение метода вероятностного отбора выборки;
- соблюдение принципа объективности.
С учетом этих факторов можно использовать два основных метода отбора респондентов: случайный и неслучайный. Первый метод является более научным, второй - менее формальным. Случайный отбор дает каждому представителю населения возможность быть включенным в выборку. Существуют четыре типа случайных выборок.
1. Простая
случайная выборка.
2. Систематизированная
случайная выборка. Она похожа
на простую случайную выборку.
Но здесь присутствует
3. Стратифицированная
случайная выборка. Она
4. Выборка,
сформированная путем
Неслучайный отбор. Такие выборки делятся на две разновидности - пригодные и квотные.
1. Пригодные
выборки формируются по
2. Квотные
(целевые) выборки
ОПРОСЫ
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.
Для исследователя
надо в первую очередь уяснить, что
в опросе участвует не “средний
респондент”, а живой, реальный человек
одаренный сознанием и
Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.
Разновидности опросов.
Существуют
два больших класса опросных методов:
интервью и анкетные опросы.
Анкета. Правила построения анкеты:
1. В
анкету необходимо включать
2. Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, где указано, кто и с какой целью к нему обращается, подчеркнуть конфиденциальность информации.
3. В
анкете пользоваться
4. Вопросы
необходимо составлять так,
5. Не
следует формулировать
6. Не следует объединять два разных вопроса в один.
7. Задавать следует вопросы, охватывающие проблему целиком.
8. Анкету
всегда необходимо
Интервью. Существует несколько видов интервью: персональные, телефонные, групповые (фокус-группы).
Групповые
интервью являются в практике PR наиболее
распространенной формой исследовательской
работы. С помощью техники фокус-
При организации фокус-группы следует придерживаться условий:
1. Определение
задачи и аудитории. Чем
2. Укомплектованность
группы. Подбор участников
3. Опытный
координатор (модератор). Профессионал-координатор
должен уметь быстро
4. Достаточное число фокус-групп. Четыре-шесть позволяют лучше выявить весь спектр интересующих идей и мнений.
5. Наличие
плана дискуссии. План
6. Наличие
соответствующего помещения.
7. Сдерживание
вмешательства наблюдателей. Наблюдателям
только в редких случаях можно
позволить находиться в
8. Возможность
помощи со стороны других. Чтобы
подобрать фокус-группу
Метод
фокус-групп применяется для того, чтобы
прозондировать, как люди будут реагировать
на запланированную акцию или предложение,
и собрать информацию для разработки социологической
анкеты, которая будет использована для
более формализированных научных методов
исследования.
Анализ. На этой стадии вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы. Здесь актуален вопрос о надежности предлагаемых рекомендаций. Надежность всех предложенных рекомендаций зависит от обоснованности и надежности собранных данных. Они, в свою очередь, зависят от погрешностей, которые зависят от:
- степени репрезентативности;
- объема выборки;
- удачной формулировки вопросов анкеты;
- корректного
и непредвзятого выполнения
Погрешность выборки - это погрешность, возникающая вследствие того, что опрашиваются только избранные лица, а не все возможные по списку. Чем меньше объем выборки, тем большей будет погрешность. Анализируя полученные данные, всегда нужно определять величину предельной погрешности.