Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования: изучение общественного мнения.
Задачи исследования:
Дать определение общественному мнению;
Изучить каналы воздействия власти на формирование общественного мнения;
Ознакомиться с методами изучения общественного мнения;
Дать определение мониторингу;
Предельная погрешность свидетельствует, в каких пределах может отклоняться реальное мнение всех вероятных респондентов относительно какого-либо вопроса. Предельная погрешность обозначается в процентах, например, ±5%.
Большая
по размеру выборка дает возможность
с большей степенью надежности оценить
даже небольшие расхождения в мнениях
и намерениях избирателей. Еще одно правило
- результаты изучения общественного мнения
фиксируют его состояние лишь на момент
проведения опроса респондентов.
4 Функции общественного мнения
Функции общественного мнения: результативно- воспитательная (моральная, контрольная, нормативная, аналитическая, консультативная, оценочная и др.)
Функции общественного мнения различаются
в зависимости от характера взаимодействия
мнения тех или иных социальных институтов
или отдельных лиц в первую
очередь от характера влияния, воздействия
первого на вторых, от содержания высказываемого
мнения, от его формы. Для общественного
мнения характерны следующие функции:
экспрессивная (в более узком
смысле контрольная); консультативная;
директивная.
Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.
Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
И, наконец, директивная
функция общественного мнения -проявляется
в том, что общественность выносит решения
по тем или иным проблемам социальной
жизни, имеющие императивный характер,
например, волеизъявление народа во время
выборов, референдумов. Народ в данных
случаях не только дает мандат доверия
тому или иному лидеру, но и высказывает
свое мнение. Императивные высказывания
занимают в политике весьма значительное
место.
В зависимости от содержания суждений,
сформированных общественностью, мнение
может быть оценочным, аналитическим,
конструктивным и регулятивным. Оценочное
мнение выражает отношение к тем или иным
проблемам или фактам. В нем больше эмоций,
чем аналитических выводов, умозаключений.
Аналитическое и конструктивное общественное
мнение тесно связаны между собой: принятие
какого-либо решения требует глубокого
и всестороннего анализа, для чего необходимы
элементы теоретического мышления, а порой
и напряженной работы мысли. Но по своему
содержанию аналитическое и инструктивное
мнения не совпадают. Смысл регулятивного
общественного мнения состоит в том, что
оно вырабатывает и внедряет определенные
нормы общественных отношений и оперирует
целым сводом не писанных законом норм,
принципов, традиций, обычаев, нравов и
т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил,
который закреплен в нравственном сознании
людей, групп, коллективов. Общественное
мнение может также выступать в форме
позитивных или негативных суждений.
истинность и ложность высказываний общественности
зависят прежде всего от самого рассуждающего
субъекта, а также источников, из которых
он черпает знания.
степень истинности мнения, основанного
на личном опыте (пропущенного через призму
личного опыта), зависит от способности
суждения говорящего. В жизни довольно
часто встречаются в высшей степени зрело
рассуждающие “юнцы” и совсем “зеленые”
старцы, точно так же, как и далекие от
непосредственной практики, но тем не
менее обладающие истиной “теоретики”
и впавшие в самые грубые ошибки деятели
“от сохи”. Природа этого явления проста:
люди, независимо от непосредственного
опыта, бывают более и менее грамотными,
образованными, более и менее компетентными,
способными к анализу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Общественное мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять.
При формировании
общественного мнения граждан очень
важна степень влияния
В последнее время в России наблюдается положительная тенденция со стороны властей к созданию и совершенствованию механизма взаимодействия власти с общественностью. Достаточно заметными являются службы, подобные службам РR, в Администрации президента, в Правительстве России, в силовых структурах и в ряде других федеральных ведомств и в субъектах федерации, отделы по связям с общественностью.
Важнейшими РR-технологиями являются создание положительных образов (имиджей) представителей власти, их политическая реклама. Как разновидность информационных маркетинговых технологий политическая реклама власти воплощает в себе постоянную заинтересованность рекламодателя не столько в информировании граждан, сколько в формировании желательного для власти общественного мнения.
Каждый специалист по public relations (паблик рилейшнз - связей с общественностью) должен хорошо разбираться в технологии изучения общественного мнения. Это необходимо для самостоятельного выполнения исследовательской работы, и для контроля и критического подхода к информации социологического содержания, распространяемой по другим каналам.
Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа PR-исследований:
- Социологические исследования,
- Коммуникационный аудит,
- Неформальные исследования.
Результаты изучения общественного мнения фиксируют его состояние лишь на момент проведения опроса респондентов.
Один из методов изучения общественного мнения - это мониторинг СМИ и последующий контент-анализ информации из СМИ.
Мониторинг - это отслеживание публикаций по конкретной тематике в СМИ.
Контент-анализ
- исследовательская техника для
получения выводов путем
Применение метода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенно эффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейся информации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результаты контент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов и PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.
Средства
массовой информации (СМИ) являются инструментом
информационного воздействия, существенно
влияющим на формирование общественного
мнения. СМИ могут формировать
как положительный имидж
Все изученные издания имеют свой круг читателей, и, как выяснилось, могут оказывать существенное влияние на общественное мнение азовчан, формируя абсолютно различное отношение к действующей власти в Азове.
Анализируя результаты проведенного исследования, несложно заметить, что в отличие от других азовских газет, редакция издания «Читай-теленеделя» с помощью своих публикаций скорее не ведет борьбу за права и благополучие граждан, а ведет свою агитационную политику против действующих органов муниципального управления. Особенно это заметно сейчас, в связи с предстоящими выборами в городскую Думу и выборами мэра г. Азова.
Газета в этом случае выступает как средство для накапливания своих политических баллов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования подтвердилась.
Вывод:
каждый специалист по
public relations (паблик рилейшнз -
связей с общественностью)
должен хорошо разбираться
в технологии изучения
общественного мнения.
Это необходимо для
самостоятельного выполнения
исследовательской
работы, и для контроля
и критического подхода
к информации социологического
содержания, распространяемой
по другим каналам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон
РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1
«О средствах массовой
2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях и политических партиях (ч. 1, ст. 16)»
3. Алешина И.В. Паблик Релейшнз для менеджеров. Учебник. - М.:ИКФ «ЭКМОС», 2003г. - 480с.
4. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 318 с.
5. Буари Ф. Паблик рилейшнз, или Стратегия доверия. - М.: ИНФРА-М, ИМИДЖ-Контакт, 2001. .-178с.
6. Верецкая
А.И., Дьяков А.П. Социологические
проблемы изучения
7. Грушин
Б. А. "Четыре жизни России
в зеркале опросов
8. Даг Ньюсом и др. Все о PR. Теория и практика Паблик Рилейшенз. Издание 7. М., «Инфра-М», 2001г., ст. 111
9. Кара-Мурза С.Г.. Краткий курс манипуляции сознанием/ Кара-Мурза С. Г. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.С. 619.
10. Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ.- Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С105
11. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2000. - 528 с.
12. Короткова
Л. Н., Социология общественного
мнения. (Серия "Высшее
13. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. М: - .Центр, 1998. 352с.
14. Соловьев
А.И. Политология:
15. Википедия
[электронный ресурс] http://
16. http://wciom.ru/
17. http://www.public.ru/
18. http://www.romir.ru/
19. http://www.public-relations-
20. http://www.prnews.ru/
21. http://www.ecro.ru/