Общество и целостная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:00, реферат

Описание

Цель работы – показать особенности общества как предмета социологического анализа.
Задачи: рассмотреть понятия: «общество», «социальные связи», «социальные взаимоотношения», «социальные отношения», системный анализ общественной жизни; и т. д

Содержание

Введение
1 Понятие общества социальных связей , Социальных взаимодействий, социальных отношений, системный анализ общественной жизни
2 Общество с позиции структурного анализа: теория социального конфликта
3 Теория социального взаимодействия
4 Гражданское общество. Проблемы взаимосвязи государства и общества

Работа состоит из  1 файл

социология контр.docx

— 42.03 Кб (Скачать документ)

Тема№3

 Общество и целостная система

Введение 

1 Понятие  общества социальных связей , Социальных взаимодействий, социальных отношений ,     системный анализ общественной жизни.

2 Общество  с позиции структурного анализа:  теория социального конфликта 

3 теория социального  взаимодействия 

4 Гражданское  общество. Проблемы взаимосвязи  государства и общества.

5 Список используемой  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет,  раскрываемый в  содержании, системе  теорий, законов, категорий, принципов  и т. п. и выполняет особые  функции по отношению  к  практике, исследует определенную  сферу общественных отношений,  те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

 Что же  и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности  предпринимателей — от  умения и использования знаний о конкретных  социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью   рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

Тема «Общество  и целостная система», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – показать особенности общества как предмета социологического анализа.

Работа состоит  из введения, четырех  разделов, заключения и списка литературы.

Задачи:

Рассмотреть понятия: «общество», «социальные связи», «социальные взаимоотношения», «социальные  отношения», системный анализ общественной жизни; и т. д

 

 

 

 

 

1 Понятие общества социальных  связей, социальных взаимодействий, социальных отношений ,     системный анализ общественной жизни.

Общество  есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно  в которой возможна и реально  происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших из природы и неотделимых  от нее людей. Генетически общество «происходит» из природы и не может  игнорировать законы, но, однажды выделившись  из нее, развивается затем на собственной  основе и согласно собственной логике.

Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере  деятельности.

 Ученые выделяют четыре сферы общественной жизни.

1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения.

2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.

3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.

4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)

5)Правовое.

Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между  собой взаимосвязаны и дают нам  целостную картину о том или  ином обществе.

Общество бывает:

1)До письменные, письменные.

2)Простые и сложные общества: (в простых - нет руководителей и подчинённых; нет бедных и богатых).

Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:

1)Общество  первобытных охотников и собирателей.

2)Обычное (аграрное) – традиционное общество.

3)Индустриальное общество.

4)Постиндустриальное общество.

Ученые выделили в классификации  общества следующие этапы или  виды обществ:

1)Первобытное общество.                                                                                                                                 2)Рабовладельческое общество.                                                                                                       3)Феодальное общество.                                                                                                                             4)Капиталистическое общество.                                                                                        5)Социалистическое общество - переходное.                                                                  6)Коммунистическое.

Любое общество формируется  и развивается с помощью социальных институтов общества:

1)Институт семьи и брака.                                                                                                                             2)Экономические (работа) институты.

3)Политические институты (законы, правила, флаги государства).

4)Религиозные институты (вера, церковь, святая книга (библия)).

5) Духовные, социальные институты (наука, образование, культура).

В ходе деятельности человек вступает в разнообразные  и многомерные отношения с  другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают  ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей  неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно  определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в  процессе деятельности между социальными  группами, а также внутри них. Эти  отношения — и материапьные, и духовные — обладают высокой степенью абстрактности.

И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены, прежде всего, на устойчивое жизнеобеспечение, во всех его многообразных измерениях, т.е. на создание необходимых и достаточных  условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития.

Поскольку философский  смысл и понимание общества состоят  в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа и сущность наиболее зримо раскрываются в понятии  система.

Системный характер общества есть проявление системности  окружающего мира. Он не оспаривался  и не оспаривается никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, развитие представлений о социальной системе можно считать одним  из теоретических достижений XIX—XX вв.

Общество  как система есть упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся  совокупность связей и отношений, которые  образуют качественную целостность  и носителями которых являются действующие  люди и образуемые ими группы. Представляя  собой систему, общество обладает, во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни; во-вторых, интегративным  системообразующим качеством — отношениями деятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы. Общество представляет собой открытую систему. Это означает, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. способно не только приспособиться к окружающей среде, но и изменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам.Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.

Социализация  есть процесс интегрирования, «встраивания»  субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному опыту — символико-семиотическому, коммуникативному, культурному. Феноменология  социализации включает множество процедур и приемов, однако за исключением  элементарного подражания иные ее формы  «поставляют» истины, которые, как правило, не декларируются, не демонстрируются, не выставляются. Они вытекают из способа  жизни, принятого людьми мироотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Общество  с позиции структурного анализа:  теория социального конфликта 

     Конфликт - это столкновение противоположных  целей, позиций,взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт  всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов членов тех или иных социальных групп  с интересами других субъектов.

Обостренные противоречия порождают открытые или  закрытые конфликты. Противоречия пронизывают все сферы жизни общества - экономическую политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает «зоны кризиса». Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт. Большинство социологов склонны считать, что существование общества без конфликтов невозможно, ибо конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздействием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее социальный конфликт, тем заметнее его влияние на течение социальных процессов и темпы их осуществления. Конфликт, понимаемый как конкуренция, поощряет творчество, инновации и, в конечном счете, содействует прогрессивному развитию. Определенный уровень конкуренции делает общество или его ячейку более жизнеспособным, динамичным, восприимчивым к прогрессу. Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом – полезное и нужное дело. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а будут следовать определенным правилам, направленным на урегулирование конфликта.

    Истоки  исследования проблемы конфликта  восходят к глубокой древности.  Еще китайские философы в VII-VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли. В работах, посвященных римской истории, он рассматривает конфликты разного уровня и отмечает и положительную роль в общественном развитии. Однако более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом. В 1776 г. Вышла его работа «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества. Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. Одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом». Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт - это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог М. Вебер, австрийский социолог Л. Гумплович и др. С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс,считавшие, что конфликты порождаются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только не избежна,но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий ка­питалистического строя. Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, ибо конфликты рассматривались этим учением только как столкновение между антагонистическими классами. К тому же в марксистской концепции абсолютизировались экономические отношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами. Есть и иные объяснения социальных конфликтов. Так, немецкий мыслитель Г.Зиммель определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие взаимосвязанные стороны. Г. Зиммель писал, что «конфликт очищает воздух».Свое дальнейшее теоретическое обоснование проблема кон­фликта получила в XXвеке. При этом теория конфликта противостоит теории структурно-функционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества. Согласно взглядам сторонников этого направления, общество представляет собой«систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечи­ваются благодаря функциональному взаимодействию ее составных элементов, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы,

Информация о работе Общество и целостная система