Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:00, реферат
Цель работы – показать особенности общества как предмета социологического анализа.
Задачи: рассмотреть понятия: «общество», «социальные связи», «социальные взаимоотношения», «социальные отношения», системный анализ общественной жизни; и т. д
Введение
1 Понятие общества социальных связей , Социальных взаимодействий, социальных отношений, системный анализ общественной жизни
2 Общество с позиции структурного анализа: теория социального конфликта
3 Теория социального взаимодействия
4 Гражданское общество. Проблемы взаимосвязи государства и общества
церковь, семья и т.д.Исходя из идеи «единства» общества как предпосылки его равновесия и
стабильности функционалисты называют в качестве решающего средства, обеспечивающего социальное «единство», наличие у членов общества единых ценностей. Это могут быть правовые установки, нравственные нормы, религиозные заповеди. Данные ценности составляют основу жизни общества и
определяют практическую деятельность, как отдельных индивидов, так и социальных групп и организаций. Это, естественно, односторонний и узкий подход к рассмотрению происходящих в обществе явлений.В середине XX в. в социологии оформилось направление, которое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных конфликтов. Вопрос о конфликте как норме социальных отношений был обстоятельно проанализирован в работах Л.Козера, Р.Дарендорфа, Л.Крисберга и других представителей того направления
в социологии, которое получило название социологии конфликта. Так Ральф Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, противопоставляет свой подход парсианской парадигме, которая была положена в
основу методологии
структурно-функционального
1. Каждое
общество – относительно
2. Каждое
общество – хорошо
3. Каждый
элемент общества имеет
нечто в поддержание устойчивости системы.
4. Функционирование
социальной структуры
консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.
Р.Дарендорф
1. Каждое
общество изменяется в каждой
своей точке, социальные
вездесущи.
2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и
конфликтом, социальный конфликт вездесущ.
3. Каждый
элемент в обществе вносит
свой вклад в его
изменение.
4. Каждое
общество основано на том, что
одни члены общества
подчинению других.
Однако Р.Дарендорф не считает, что одна позиция является более верной в сравнении с другой. Строго говоря, обе предложенные модели полезны и необходимы для социального анализа. Они различаются тем, что первая делает акцент на сотрудничестве и интеграции, а вторая – на конфликте и изменении. Но оба компонента взаимодействия – сотрудничество и конфликт – постоянно присутствуют в общественной жизни в тех или иных сочетаниях.
Более внимательный подход к теоретическим работам социологов позволяет утверждать, что представители социологии конфликта анализировали вопросы консенсуса и стабильности, равно как и теоретики «консенсуального» направления отнюдь не игнорировали проблематики, связанной с социальной
напряженностью, конфликтами, причинами социальных взрывов и возмущению.
3Теория социального взаимодействия
Многообразие
Концепция |
Автор |
Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как: |
1. Социального обмена |
Дж. Хоманс |
Обмен материальными и |
2. Символический интеракционизм |
Дж. Мид, Герберт Блумер |
Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей |
3.
Управление впечатлениями (соци |
Эрвин Гоффман |
Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ. |
Концепция социального обмена
Основные идеи концепции социального обмена:
· В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.
· Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")
Концепция символического интеракционизма
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.
Личностное я - человек может служить объектом для своих действий.
Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.
Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.
С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения.
Концепция управления впечатлениями
С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама
Культура - это явления, свойства, элементы
человеческой жизни, которые качественно
отличают человека от природы. Это качественное
отличие связано с сознательной
преобразующей деятельностью
Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).
Понятие "культура" может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.
1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.
1. Функционализм
· (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с т.з. их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
2. Символизм
(Т. Парсонс, К. Гирц)
Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)
3. Адаптивно-деятельностный подход
(Э. Маркарян)
Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.
1. Язык
Язык рассматривается как
2. Ценности
Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).
Различают ценности:
терминальные (ценности цели)
инструментальные (ценности средства)
3. Нормы
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).
Различают следующие виды норм:
формализованные правила (все, что официально записано)
правила морали (связаны с представлениями людей)
образцы поведения (мода)
Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.
3. Функции культуры
1. Коммуникативная
Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
2. Регулятивная
Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
3. Интегрирующая
Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры
позволяет определить культуру как
механизм ценностно-нормативной
4. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
Культурные универсалии
(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
совместный труд
спорт
образование
наличие ритуалов
системы родства
правила взаимодействия полов
язык
и т.д.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Этноцентризм и релятивизм
- крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.
Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".
В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
Элитарная культура
Ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.
Народная культура
Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.
Массовая культура
(феномен общества XX века) Это кино,
печать, поп-музыка, мода. Она создается
профессионалами, однако
Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:
прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)
индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)
прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)
Субкультуры
Части культуры, присущие определенным
соц. группам, или связанные с
определенными видами деятельности
(молодежная субкультура). Язык принимает
форму жаргона. Определенные виды деятельности
порождают специфические
5. Процессы изменений в культуре
1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культуре
стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)
развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)
планомерное развитие
2. Изменение культур, связанное
с их взаимодействием,
заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).
Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст