Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:11, контрольная работа
При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. Страна - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии. Общество - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция………......стр.2
Общество и индивид…………………………………………….……………..…стр.10
Социальные институты (политика, экономика, образование, религия)….…...стр.14
Список литературы…………………………...……………………………..……стр.17
Содержание:
Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция………......стр.2
Общество и индивид………………………………
Социальные институты (политика, экономика, образование, религия)….…...стр.14
Список литературы…………………………...
Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция.
Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определённые географические границы, общую законодательную систему и определённую национальную идентичность».
При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. Страна - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии. Общество - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
Разработка общей теории общества сопровождалась формированием различных концептуальных подходов к определению общества .
Существует, например, «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. Все обществе, в конце концов, - считает Дж. Дэвис, - можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно - со всем миром .
Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические желания, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, с другим, против другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, т. е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, к их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество» .
В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория, основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Или в более общей форме: эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.
Если в «атомистической»,
или «сетевой», концепции существенным
компонентом в определении
Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество - большая совокупность людей, совместно осуществляющих социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающуюся систему действия.
На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция -общество как относительно самостоятельное или самообеспечивающееся население, характеризуемое «внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством». В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.
Социологические категории
(более низкого порядка, чем категория
«общество», такие как «группа»,
«объединение»), которые включаются
представителями различных
Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу);
1) объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
2) браки заключаются между представителями данного объединения;
3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
5) у него есть собственное название и своя история;
6) оно обладает собственной системой управления;
7)объединение существует
дольше средней
8)его объединяет общая
система ценностей (обычаев,
Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещавшиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное — они не являются частью другого целого.
Марш также пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
1) постоянная территория - например, Франция в своих государственных границах;
2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
3) развитая культура — модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
4) политическая независимость -- общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием такие колониальные общества, как бельгийское Конго, до получения независимости нельзя считать таковыми.) Как отмечал Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным.
В общем и целом признавая,
что общество есть продукт взаимодействия
людей, социологи, как в прошлом,
так и сегодня нередко по-
А вот определение понятия общества, которое даёт «Социологическая энциклопедия» - устойчивая группа людей, проживающая на общей территории и совместно решающая проблемы своей жизни; исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями.
Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
Общество как систему рассматривали многие видные социологи. Однако сопоставление их исследований и выводов ставят в недоумение из-за слишком разноречивости и разноплановости. Главная же причина разноголосицы -- в неоднозначности методологии. Известно, система — это такое целое, которое не сводимо к. сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Во многом исследование системы начинается с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия, определяя выбор основного системообразующего элемента лежащего в основе теоретической конструкции.
Задача социологии состоит
в том, чтобы исследовать общество
как систему, его структуру, функции,
подсистемы и элементы. Социология
исходит из понимания общества как
сложноорганизованного
Чтобы разъяснить суть системного подхода к обществу, мы должны прежде всего уточнить значение термина «система».
Система представляет собой
целостный комплекс взаимосвязанных
элементов, находящихся в функциональных
отношениях и связях друг с другом.
Существует целая иерархия систем:
одна система может быть элементом
системы более высокого порядка;
элементы любой системы, в свою очередь,
выступают как системы более
низкого порядка. Система обладает
особыми системными качествами: порядок,
организация системы как целого
выше, чем ее отдельных элементов.
Любая система « от атома до
общества » всегда представляет собой
нечто большее, чем простая сумма
составляющих ее элементов и подсистем.
Подобная взаимозависимость частей
и целого проявляется в интегральных
свойствах системы: механические часы
или телевизор, к примеру, обладают
особыми свойствами, которые отсутствуют
у частей (деталей, из которых они
состоят). Каждый системный элемент,
свойство и отношение зависят
от места внутри целого. Важными
системными принципами также являются
структурность — возможность
описания системы через установление
ее структуры, т. е. сети связей и отношений
системы, обусловленность
Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложноорганизованную систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией .
Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция. Первое понятие (целостность) фиксирует объективную форму существования явления, т. е. его существование как целого, а второе (интеграция) — процесс и механизм объединения его частей. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживает некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные качества.
Специфика социальной системы
состоит в том, что она складывается
на базе той или иной общности людей
(социальная группа, социальная организация
и т. д.), а ее элементами являются
люди, чье поведение детерминируется
определенными социальными
В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы. Для поддержания устойчивости социальных систем в меняющихся условиях внешней среды необходимо внутреннее регулирование самых различных процессов, которое приводит к взаимной подстройке этих процессов и их подчинению единому порядку. Все социальные системы способны к саморегуляции и являются самоорганизующимися системами высокой функциональной сложности .
Типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
Человеческое общество постоянно изменяется и развивается, т.е. на каждом историческом этапе добавляет себе не только новое, но и лучшее, добывая прежде неизвестные и более сложные научные знания, разрабатывая невиданные раньше орудия труда и технологии, готовя все более квалифицированные кадры специалистов. Как же ориентироваться во всем многообразии обществ, существовавших раньше и существующих теперь? Американский социолог Данией Белл (р. 1919) подразделили всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Стадии отличаются технологической основой, формами собственности, доминирующими социальными институтами, культурой, численностью населения, образом жизни, социальной структурой общества. Каждой стадии соответствует определенный тип общества.