Общество, индивид и социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:11, контрольная работа

Описание

При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. Страна - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии. Общество - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.

Содержание

Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция………......стр.2
Общество и индивид…………………………………………….……………..…стр.10
Социальные институты (политика, экономика, образование, религия)….…...стр.14
Список литературы…………………………...……………………………..……стр.17

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 49.66 Кб (Скачать документ)

В доиндустриальном обществе (его называют также традиционным) определяющим фактором развития выступало  сельское хозяйство, а главными социальными  институтами были церковь и армия. Помимо аграрного сектора в традиционном обществе развиваются такие привязанные к природному сырью отрасли, как добыча металлов, рыболовство, простейшая лесообработкэ. Продукт производится небольшими партиями, как правило, для собственных нужд натуральных хозяйств или для малых локальных рынков. Во всей деятельности люди опираются на привычку, традицию, "здравый смысл", передаваемый из поколения в поколение опыт. Общество состоит из множества относительно изолированных локальных структур. Основная часть населения проживает вне городов. Образование и использование культурных достижений являются уделом тонкого слоя элиты.

Индустриальное общество своим определяющим фактором имеет  промышленность, прогресс которой стимулирует  социальные перемены, связанные с  освоением новых профессий и  видов занятий. Исходным ресурсом являются уже не земля и природное сырье  как в традиционном обществе, а материалы, обработанные человеческими руками. Машинное производство вытесняет ручной труд и повышает производительность труда. Система начального и среднего образования становится всеобщей. Производство продукции приобретает массовый и стандартизированный характер. Оно ориентировано на рынок, который, разрастаясь, выходит за национальные границы. Во всей своей деятельности люди все меньше опираются на традицию, все больше полагаются на эксперимент, используют метод проб и ошибок. Укрепляется ориентация на экономический рост, интенсивно формируются демократические институты. Индустриализация требует все больше и больше работников, к тому же хорошо подготовленных. Поэтому неотъемлемым спутником индустриализации является урбанизация как расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни. Индустриальное общество утверждается в результате промышленной революции, начавшейся в XVIII в. в Англии.

Подчеркнем, что в отличие  от традиционного общества, внутренне статичного и развивающегося за счет внешних толчков в виде угрозы завоевания или изменения природных условий, индустриальное общество уже использует "внутренний мотор", поскольку появляются стимулы, заключенные в недрах самого производства. Зарождается предпринимательский дух, подталкивающий общество к непрерывному и интенсивному развитию. Это движение продолжается и в постиндустриальном обществе, но двигателем уже становится познавательно-теоретический процесс. На передний план выдвигаются наука и культура, а центром общественной жизни становятся университеты. Основными ресурсами становятся человеческое знание и информация. Бурно развивается производство, основанное на новейших компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и обрабатывать гигантские массивы данных.

Сильные изменения переживает структура хозяйства: объем производства и численность занятых в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности падает в относительном, а иногда и в абсолютном выражении. Резко сокращаются масштабы производства и численность занятых в добывающих отраслях, металлургии, сельском хозяйстве. Опережающими темпами растет сфера услуг; развиваются производственные услуги (финансовые, банковские, страховые, торговые, научно-консультационные) и непроизводственные (наука, образование, здравоохранение, культура, туризм). Дезиндустриализация сопровождается оттоком жителей из крупных городов в пригороды и сельскую местность - дезурбанизацией. Компьютеризация позволяет работать "на дому", что как-то восстанавливает одну из черт традиционного общества: место жительства и место работы соединено. Вспомним, где и как приходилось трудиться, например, крестьянину, ремесленнику, владельцу небольшой мастерской или торговой лавки. В индустриальном обществе работник отделен от места проживания. Отсюда возникли такие явления, как маятниковая миграция, проживание на квартирах, проживание в заводских общежитиях, что порождало свои формы социальности, свои проблемы для людей и для общества.

Итак, всемирная история  предстает как продвижение человечества от доиндустриального общества к  индустриальному и постиндустриальному. В современных условиях, когда начинается становление постиндустриального общества, возрастает значение научных знаний, информации, интеллектуального труда, досуга и творчества. Иначе постиндустриальное общество называют обществом досуга, что подчеркивает существенную характеристику -возросшую степень свободы действий человека.

Даже элементарное знакомство с историей формирует представление  об изменчивости, развитии общества. У  социолога это представление  перерастает в потребность вскрыть  основные тенденции социальной эволюции, разобраться в причинах, определить основные этапы. Так складывались и  складываются различные социологические  интерпретации изменения и развития общества.

В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального  развития. Если эволюция общества - естественноисторический  процесс, то роль ученого виделась в  выявлении основных параметров происходящих трансформаций, в поиске того решающего  звена, модификация которого влечет за собой изменение всего облика общества.

О.Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной, научной, считал он, обусловливают переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляющему благодаря человеческому разуму иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

Г.Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Движение общества от гомогенности к гетерогенности сопровождается ростом свободы индивидов, общество перестает жестко контролировать своих граждан и начинает все больше и больше обслуживать их интересы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятельности граждан, - таково понимание Г.Спенсером социального прогресса.

У Э.Дюркгеима содержание эволюции сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации. Благодаря последнему обеспечивается взаимозависимость людей на принципиально иной основе, происходит их интеграция в единый социальный организм, формируется чувство солидарности как высший моральный принцип общества.

Марксизм определяющим фактором социального развития считает производительные силы, рост которых ведет к смене способа производства, провоцирующего соответствующие изменения всего общества и обеспечивающего смену общественно-экономических формаций. Эволюционистским по своей сути был подход сторонников теорий индустриального и постиндустриального общества. В основе движения к новой стадии здесь также лежат качественные сдвиги в науке, технике, характере производства, в социальной структуре, в знаниях и т.д.

Отличительной чертой марксизма  стало настоятельное стремление соединить эволюцию с революцией, придать последней легитимный характер, то есть доказать ее крайне важное значение для поступательного развития общества. К.Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства. Революция должна была выполнить роль повивальной бабки, помочь родиться новым экономическим и политическим структурам. Без нее общество не сможет избавиться от причин, вызывающих гниение. Именно поэтому революция по Марксу - это локомотив истории, обеспечивающий обновление и ускорение общества.

Для других представителей эволюционизма революции были лишь эпизодом, кровавым и жестоким, в  развитии обществ, причем эпизодом скорее случайным, возникающим под воздействием экстремальных факторов, чем закономерным. А. де Токвиль, говоря о Великой французской революции, отмечал, что все, что революция сделала, было бы сделано и без нее.

Значение эволюционизма  заключается прежде всего в признании объективности развития. Ход истории неотвратим, и общество изменяется во времени. Последовательно, но неуклонно преобразуются социальные структуры, институты, нормы, ценности, а, следовательно, и сам индивид со своими интересами, идеалами и ориентациями. И наоборот, возвышение потребностей, активизация мышления, приращение знаний толкают человека к целенаправленным действиям по изменению своей социальной среды.

 

Общество и  индивид.

Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести  социальную группу, социальную организацию  и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а взаимодействуя с окружающей средой в целом, и с другими индивидами, в частности. Социальная среда систематически влияет на индивида, а он, в свою очередь, оказывает обратное влияние на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, обладающей системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Социальная система может  быть представлена в пяти аспектах; 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, имеющее своим следствием становление  социальных отношений и образование  социальной группы; 3) как групповое  взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (место жительства, трудовой коллектив); 4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; 5) как совокупность норм и ценностей определяющих характер и содержание деятельности (поведение) элементов данной системы.

Первый аспект, характеризующий  социальную систему связан с понятием индивидуальности, второй - социальной группы, третий - социальной общности, четвертый - социальной организации, пятый - социального института и культуры.

Общество является социальной суперсистемой, так как включает в себя названные аспекты во всем многообразии их взаимосвязей и взаимодействий.

В широком смысле термин "общество" означает часть материального  мира, который в свое время обособился от природы. Следствием этого явилась  исторически сложившаяся форма  жизнедеятельности людей.

В узком смысле под "обществом" можно понимать:

а) общество - это исторически конкретный тип социальной организации, соответствующий    определенному этапу

человеческой истории, например, феодальное, капиталистическое и  другие общества;

б) общество - это конкретный социальный организм, имеющий определенные пространственно-временные координаты,

например, российское, американское общества;

в) общество - это самое  большое объединение   людей, живущих  на общей территории и взаимодействующих  друг с другом, например, империя.

Для понимания    специфики  общества необходимо установить каким образом люди выделяются из природы. Этому способствуют три фактора:

1) общественно-историческая практика, или труд, с помощью которого человек приспособился к окружающей среде, изменил ее и создал искусственную среду, так называемую "вторую природу". Осуществленные преобразования создали дополнительные средства для жизни людей;

2) коллективный характер деятельности людей. Человек является существом общественным, не способным в одиночку обеспечить свою жизнь. Поэтому каждый индивид стремится к общению, взаимодействию с другими индивидами. Это не исключает формирование в коллективе неповторимой личности, ее индивидуальных качеств;

3) сознание, интеллект, духовность, которые создают основу самосохранения общества. К ним относятся нормы, идеалы, лежащие в основе той или иной цивилизации. Если духовная культура разрушается, то изменяются и общественные отношения, что ведет к изменению самой цивилизации.

Таким образом, общество отличается от космически-природных    явлений  тем, что обладает социальным началом, фундаментом которого является организованный сознательный труд и    взаимодействие людей с целью    создания

условий, необходимых для  их жизни и развития.

Структуру общества определяют исходя из разных основополагающих факторов. Если за основу берут уже указанные факторы - совместный труд, общение, духовность, то выделяют три основные сферы жизни общества; экономическую, социально-политическую (правовую, нравственную), духовно-культурную (религия, наука, искусство).

Природный фактор разделяет  людей по полу, возрасту, расовым  признакам. Социально-территориальный  фактор делит людей на жителей  города и села. Социально-демографический - на мужчин, женщин, детей. Социально-этнический - на род, племя, народность, нацию, этнос.

К признакам общества целесообразно  отнести:

1) территорию, то есть географическое пространство, на котором складываются социальные связи, отношения, взаимодействия между людьми;

2) устойчивость (самореализацию), то есть способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи. Этому способствует контроль и реализация всей совокупности социальных связей. Они осуществляются с помощью таких институтов, как мораль, нормы, принципы, право, государство, религия, идеология;

Информация о работе Общество, индивид и социальный институт