Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:11, контрольная работа
При всей тесной взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как «общество», «страна» и «государство», их необходимо строго разграничивать. Страна - это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определенной границами независимого государства. Государство - понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории, прежде всего политологии. Общество - понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция………......стр.2
Общество и индивид…………………………………………….……………..…стр.10
Социальные институты (политика, экономика, образование, религия)….…...стр.14
Список литературы…………………………...……………………………..……стр.17
3) автономность (самодостаточность), то есть способность удовлетворять разнообразные потребности индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения;
4) универсальность, то есть наличие внутреннего механизма, который позволяет включить в сложившуюся систему социальные новообразования, например, общественные объединения, институты. Общество подчиняет их своей логике, заставляет действовать в соответствии с существующими социальными нормами и правилами;
5) большую интегрирующую силу, то есть способность включать новые поколения людей в сложившуюся систему общественных связей и отношений, норм и правил поведения;
6) развитую культуру, которая удовлетворяет потребности всех социальных слоев. Но во всех странах имеет место совокупность субкультур, например, в США, Индии, Югославии и других;
7) политическую независимость, означающую то, что данное общество не является элементом других социальных систем. В то же время такая независимость может носить ограниченный характер, например, Канада, Мексика политически независимы от США, но фактически зависят от них, так как доля американских инвестиций в экономику этих стран является очень значительной;
8) самообеспеченность, то есть платежеспособность, позволяющую той или иной стране своевременно уплачивать свои долги. Причем самообеспеченные страны могут производить не все потребляемые ими товары и услуги. Например, Англия, Норвегия и другие страны в значительной степени зависят от внешней торговли;
9) заключение браков между представителями данного общества;
10) пополнение общества за счет деторождения или иммиграции;
11) собственное название и свою историю.
Таким образом общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей. Оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей граждан, является самодостаточным, саморегулирующимся, самовоспроизводящимся организмом.
Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Сущность "особой личности" составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее социальное качество.
Человеческий индивид - это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть "единицей" человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть самим собой в рамках социальной системы.
Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, родовой жизни человека.
Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся 8 процессе динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни.
Развитие индивидуальности
играет важную роль в истории человечества
как одно из необходимых условий
его прогресса. Индивидуализация и
совершенствование личности неразрывно
связаны с преобразованием
Социальные институты (политика, экономика, образование, религия).
Предназначение социальных
институтов - удовлетворять важнейшие
жизненные потребности
• потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
• потребности 8 безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
• потребности 8 добывании средств существования (экономические институты, производство);
• потребности в передачи знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров {институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
• потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
У каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.
Одни выступают элементами. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата, относящихся к основному институту религии.
Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти.
Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имя наречения.
Вывод: внутри главных институтов скрываются неглавные, или неосновные институты - это частные социальные практики либо обычаи.
Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи.
В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет не фундаментальную потребность. Так, важнейший институт - собственность Т.Веблен возводил к потребности или склонности человечества к соперничеству.
Общая черта тех и других - выполняемые функции. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функционирование» означает очень простую вещь - приносить обществу пользу.
Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить всесторонние развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустит в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.
Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции его расшатывают. Еще в 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. В чем конкретно он выражается, понятно: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций.
Вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.
К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.
Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда.
Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида -явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией.
Социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Нормальное функционирование социальных институтов - благо для общества, а неправильное - колоссальное зло.
Внутри главных институтов скрываются неглавные, или неосновные институты - это частные социальные практики либо обычаи.
Список литературы:
1. Кравченко А.И. социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2005. - 9-е изд.
2. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1995
3. Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов. Челябинск, 1995.
4.Кравченко, А.И. Введение в социологию: учебник, 2-е изд./А.И.Кравченко. - М.: Просвещение, 1997. - 190с.:ил.
5. Пискунов, Г.М. Социальные институты общества [\лмлл^оз.ги]. - БКД, [2005-2009].- режим доступа: свободный //
п11р://у™л/у.*оз.ги/зосю1оду/