Общество как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:29, реферат

Описание

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 45.00 Кб (Скачать документ)

     Общество  как социальная система

     В социологии все социальные явления  и процессы рассматриваются как  системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной  социальной системой является общество, а ее элементы — люди,  социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями,  которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).

     Социальная  система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Первый  аспект связан с понятием социальной организации, второй— с понятием социальной организации, третий — с  понятием культуры.

     Социальная  система, таким образом, выступает  как органическое единство трех элементов  — социальной общности, социальной организации и культуры. В социологии  под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.

     Общество  как естественноисторическая целостная  система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная система (общественная формация) отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой.

     Социальная  система представляет собой явление  или процесс, состоящий из качественно  определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Социальная структура - это сложное взаиморасположение устойчиво связанных элементов в социальной системе.

     Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.

     Самой большой системой является общество в  целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы — классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.

     В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).

     Рассмотрение  общества как системы различается  в работах разных социологов. Главная  причина — в неоднозначности  методологических позиций авторов. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных  компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного систематизирующего элемента, т.е. того кирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.

     Например, О. Конт, которого называют отцом социологии, первичной ячейкой общества считал не человека, а семью. Американский социолог Н. Смелзер рассматривает сначала статусы и роли человека, затем на основе статусов и ролей дает понятие социальных институтов (суд, медицина, образование, семья и т.д.), социальных групп, формальных организаций, общин и общественных классов, а затем — общества, объединяющего все это.

     Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества).

     Классификация обществ может быть составлена также  на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).

     Г. Ленски и Дж. Ленски составили следующую  классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

     Г. Спенсер сравнивал общества с  биологическими организмами, а отдельные  части общества (образование, государство  и др.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Г.Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные.

     Таким образом, считал Г.Спенсер,«естественный  отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых  приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции и в результате усугубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

     Наличие разных подходов объясняется сложностью самого феномена общества и его изучения. Каждый из компонентов общества (социальные связи и отношения, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли) привносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях. Каждый элемент выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Функциональная зависимость — это то, что придает системе такие свойства, которыми не обладают элементы.

     В современной социологии наиболее полную теорию общества как социальной системы  разработал американский социолог Т. Парсонс. Он попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать. Он считает, что система может функционировать только при выполнении следующих функций:

     * должна обладать способностью  к адаптации, т.е. приспосабливаться  к меняющимся условиям и возрастающим  материальным потребностям людей,  уметь рационально организовывать  и распределять внутренние ресурсы  (экономика);

     * должна быть способной к постановке  основных целей и задач и  к поддержанию процесса их  достижения (политика);

     * должна сохранять устойчивость  на основе общих норм и ценностей,  усваиваемых индивидами, и снимающих  напряжение в системе (родство);

     * должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений (культура).

     Определив основные функции, Т.Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.).

     Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы. Социальный порядок, под которым понимается упорядоченность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.

     Любая социальная система, и прежде всего  общество, должны обладать достаточным  уровнем внутренней упорядоченности, которая достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

     Пять  пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

     1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

     2. Общественные системы сохраняют  устойчивость, поскольку в них  существуют такие внутренние  механизмы контроля, как правоохранительные  органы и суд.

     3. Дисфункции, конечно, существуют, но  они преодолеваются или укореняются  в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды и поведения, однако сегодня, спустя время, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

     4. Нормальным считается, если изменения  имеют постепенный, а не революционный  характер.

     5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой  тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.

     Эта система ценностей представляет собой наиболее устойчивый остов  общественной системы. 
 

Информация о работе Общество как социальная система