Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 19:44, контрольная работа
Понятие и структура общества. Общество как социальная система. Культура как ценностно-нормативный механизм
социальной регуляции
ВВЕДЕНИЕ
Общество – наиболее общая система связей и отношений между людьми, которая составляется в процессе их жизнедеятельности ("человеческое общество"); исторически определенный тип социальной системы (первоначальное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество); специфическая форма социальной организации, которая сложилась в процессе исторического развития данной страны.
Общество (социум) можно определить как совокупность всех форм и способов взаимодействия и объединение людей. В таком широком значении общество включает в себя все, что отличает эту систему от естественно-космических явлений, разрешает рассмотреть созданную человеком реальность как особую форму движения материи. Общество, как система взаимодействия людей, определяется определенными внутренними разногласиями - между природой и обществом, между разными социальными сообществами, между обществом и личностью.
Основная цель данной работы состоит в исследовании общества как социальной системы.
Поставленная
цель обусловила необходимость решения
ряда взаимосвязанных задач:
• рассмотреть общество как социальную
систему;
• исследовать культуру как целостно-нормативный
механизм социальной регуляции;
• проанализировать глобальные проблемы
общественного развития человечества.
Предметом
моей работы являются проблемы функционирования
социальных отношений.
На
протяжении всей истории социологии
одной из важнейших проблем была
проблема: что представляет собой
общество?
Что является исходной клеточкой общества?
Что лежит в его основе?
При
решении этого вопроса в
Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.
Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.
Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?
Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.
Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.
Поэтому
в интерпретации общества недостаточно
указать на то, что оно состоит
из индивидов, но следует подчеркнуть,
что важнейшим элементом
Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
Эти
связи, взаимодействия и отношения
людей, образуются на какой-то общей
основе. В качестве такой основы
в различных школах социологии рассматриваются
«интересы», «потребности», «мотивы»,
«установки», «ценности» и т. д.
При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
Основные понятия системного подхода:
Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов2.
Социальная
система – это целостное
Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.
Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
С точки зрения сторонников системного подхода к анализу общества – общество это не суммативная, а целостная система. На уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество.
Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.
Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.
Целостной
системе присуще множество
Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.
Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.
Итак, общество – это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.
Вследствие
своих интегральных качеств социальная
система приобретает
На
каких принципах происходит организация
элементов общества, какой характер
связей устанавливается между
При ответе на эти вопросы системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским подходами.
Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из них можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти системы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи, то есть системы находятся в причинно – следственной зависимости.
В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. На основе детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение следующее определение общества.
Общество – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
Наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения в социологии, развивающие политический и культурный детерминизм.
Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение власти, авторитета.
Примером политического детерминизма является концепция общества американского социолога Эдварда Шилза. Он вычленяет ряд признаков, совокупность которых дает представление о том, что такое общество3.
Социальная система является обществом только в том случае, если:
Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаков могут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам, государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества: «Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своим собственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, она должна иметь свою собственную культуру». Упоминанием о культуре как дополнительном факторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э. Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру».
Детерминистский подход дополняется в социологии функционалистским. С точки зрения функционализма, общество объединяет свои структурные элементы не путём установления между ними причинно следственных связей, а на основе функциональной зависимости.
Функциональная зависимость – это то, что придаёт системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.
Функционализм
интерпретирует общество как целостную
систему согласовано
Развитие
органической системы состоит в
саморасчленении, дифференциации, которые
можно охарактеризовать как процесс
формирования новых функций или
соответствующих элементов
Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей Маркс и Энгельс назвали первой предпосылкой человеческого существования. На основе этого развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает известные функции, без которых оно не сможет обойтись. Люди приобретают особые интересы. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфические функции.