Общество как субъект социальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:25, реферат

Описание

Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). [1, с. 59]
Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Работа состоит из  1 файл

repherat.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный  технический университет 

Кафедра автоматизированных систем

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Реферат

На  тему: «Общество как  субъект социальной жизни»

по  дисциплине: «Социология» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил студент группы АСУ-08-2           ________         Фунг Тхань Конг

                                                  подпись                Ф.И.О 
 

      Проверил                                 ____________   ____________        Кузьмичева А.А.

                                                    подпись                Ф.И.О.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011 г.

 

План

 

1. Общество как социальная  система: социальные  связи и взаимодействия

     В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение, чем в быту. Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать три разных понятия – «страна», «государство», «общество».

     Страна – часть света или территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. [1, с. 59]

     Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). [1, с. 59]

     Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. [1, с. 59]

     В самой социологии имеются различные  трактовки понятия «общество», но во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее емко и образно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды. Самодостаточность же, в свою очередь, означает стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.

     Основная  задача системного подхода в исследовании общества – объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества.

     С точки зрения системного подхода социальная система – целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Под социальным действием (взаимодействием) в социологии понимается осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное и (или) воздействующее на их поведение и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других. Основными  элементами социальной системы являются люди, социальные общности и институты, находящиеся в определенной (социальной) связи, взаимодействии и отношениях. [1, с. 60]

     Существенными чертами любой системы, в том  числе социальной, являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Основу социальных систем обычно составляют типы социальных связей (СС), под которыми мы понимаем социальное действие, выражающее зависимость людей и их групп. Социальные связи включают в себя следующие основные элементы: субъекты СС; предмет СС; содержание СС; механизм СС и его сознательное регулирование. С развитием общества социальные связи усложняются.

     Основные формы социальных связей – социальный контакт, т. е. неглубокая, поверхностная связь единичного характера; социальное взаимодействие; социальное отношение. Социальные связи и взаимодействия составляют основу образования социальных групп, общностей, социальных институтов и социальных организаций, социальных ценностей и норм, социального контроля и др. В том случае, когда при классификации социальных систем за основу берутся социальные связи, выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи).

     Рассмотрим  понятия «социальные институты», «социальная группа» и «социальная  общность» ниже.

 

2. Типология социальных  систем

      Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию. [2, с. 111]

      В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на открытые и закрытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, индустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные.

      Если  в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делится на письменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

        Согласно второй типологии, общества  также делятся на два класса  – простые и сложные. Критерием  выступает число уровней управления  и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

      Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с письменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

     В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний – охота и собирательство. Первобытное существо, состояло из локальных родственных групп (трип). По времени оно было самым продолжительным – существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели – бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него – земледелие. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу.

       Сделаем выводы: развитие человеческого  общества последовательно проходит  три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первообразной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неологической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией.

 

      3. Социальные группы  и общности

     Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого организма на отдельные структурные составляющие.

     В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни ученые трактуют социальную группу как  часть более крупных социальных общностей, по мнению других, социальная группа есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.[1, с. 80]

     Что же представляют собой социальная общность и социальная группа? Чем же они отличаются?

     Трудности разделения понятий «социальная группа» и «социальная общность» объясняются тем, что, во-первых, возникнув из социальной реальности, они долгое время трактовались по-разному, а во-вторых, в процессе функционирования общества люди представляют собой огромное количество видов сообществ, рассматриваемых по огромному количеству оснований.

     Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения. [1, с. 81]

     Общность, основу которой составляют связи  типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) с целью объединения, солидарности, согласования совместных условий, можно  назвать социальной группой. [1, с. 82]

3.1.Виды  социальных общностей

     Различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. В строгом научном смысле такие общности нельзя назвать социальными группами. Они определяются обычно как квазигруппы или агрегации, социальные круги, в которых людьми осуществляются определенные, неглубокие социальные контакты, общение. Отличительными чертами квазигруппы являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.

     Основные виды квазигрупп – аудитория, толпа, социальные круги.

     Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социальное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следовательно аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные групп в зависимости от отношения к той или иной информации.

     Толпа – это собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто больше, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно являются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.

     В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа – наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа – заранее планирующееся и относительно структурированное собрание людей; экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом; действующая толпа – форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый характер. [3, с. 175]

     Наиболее  близкими к социальным группам являются квазигруппы, называемые социальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.

     В соответствии с классификацией Я. Щепаньского  существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные – постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, оснований (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональные — объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские — основанные на совместном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее между общей компанией и группой друзей); статусные — образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.

     Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как некоторые переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социальных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.

3.2. Классификация социальных групп

     Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в  которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования. В социологической литературе существует множество классификаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для проведения классификации социальных групп: этническая или расовая принадлежность; уровень культурного развития; типы структуры, существующей в группе; задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях; преобладающие типы контактов между членами группы; различные виды связей, существующих в группах; другие принципы.

Информация о работе Общество как субъект социальной жизни