Обучение, переобучение, повышение квалификации безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 21:59, контрольная работа

Описание

Негарантированная занятость становится ведущим фактором, определяющим особенности поведения человека не только в трудовой сфере, но и в широко понимаемой системе сфер социальной и культурной жизни. Задача оптимальной интеграции индивида в сферу труда не является новой. Она возникла как ответная реакция на усложнение сферы труда, связанное, с одной стороны, с дифференциацией и специализацией профессиональной деятельности, а с другой стороны, с усложнением содержания труда, технологий и социальных условий. Эти процессы стали формировать определенные требования к работнику как в аспекте его профессиональной подготовленности, так и в смысле требуемого поведения, регламентируемого профессиональными нормами и стандартами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОБУЧЕНИЕ, ПЕРЕОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ КАК ЧАСТЬ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……................5
1. Система профессионального обучения и переобучения безработных граждан…………………….…………………………………………..……5
1.2. Повышение квалификации……………………………….………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....14

Работа состоит из  1 файл

Переобучение, Обучение, повышение квалификации.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ

Институт  Социологии и Управления Социальными  Процессами

Кафедра теории и практики социальной работы 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа 

     ОБУЧЕНИЕ, ПЕРЕОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ  КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ 
 
 

                     Выполнил:

                     студентка IV курса, гр.3505

                     Калабанова Л.Л.

                     Проверил:

                     доц., Дейкина Л.И.

                     Оценка  преподавателя:____ 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     Санкт-Петербург

     2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

Глава 1. ОБУЧЕНИЕ, ПЕРЕОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ КАК  ЧАСТЬ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ……................5

    1. Система профессионального обучения и переобучения  безработных граждан…………………….…………………………………………..……5

1.2. Повышение  квалификации……………………………….………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...12

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Настоящее состояние российского общества характеризуется сложным и противоречивым процессом формирования рыночных отношений, одним из реальных результатов которого стал системный кризис, включая и недавний экономический, затронувший практически все сферы производства и услуг. Наиболее существенным моментом формирования рыночных отношений стало повышение динамичности и неопределенности сферы трудовой деятельности на фоне сокращения производства, высвобождения рабочей силы, уменьшения инвестиций в реальный сектор экономики. Если динамичность характеризует изменение пространства профессиональной деятельности по структуре и качеству рабочих мест, форм занятости, соотношения спроса и предложения рабочей силы, то неопределенность характеризует степень устойчивости работника на рынке труда, его профессиональные перспективы.

     Негарантированная занятость становится ведущим фактором, определяющим особенности поведения человека не только в трудовой сфере, но и в широко понимаемой системе сфер социальной и культурной жизни. Задача оптимальной интеграции индивида в сферу труда не является новой. Она возникла как ответная реакция на усложнение сферы труда, связанное, с одной стороны, с дифференциацией и специализацией профессиональной деятельности, а с другой стороны, с усложнением содержания труда, технологий и социальных условий. Эти процессы стали формировать определенные требования к работнику как в аспекте его профессиональной подготовленности, так и в смысле требуемого поведения, регламентируемого профессиональными нормами и стандартами.

     В этих условиях проблема развития человеческих ресурсов становится актуальной, так как именно уровень их развития остается фактором социально-экономического развития общества. В то же время развитие человеческих ресурсов определяется двумя взаимосвязанными процессами. С одной стороны, это формирование качественной рабочей силы через систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а с другой – обеспечение условий эффективного использования трудового потенциала.

     Исследования      показали,   что     безработица     характеризуется драматическим последствием социального, финансового, семейного и даже медицинского характера. К ним относятся алкоголизм, нервные стрессы, сокращение продолжительности жизни, повышение уровня смертности, конфликты     в    семье,    психологические    патологии.     Установлена непосредственная связь между безработицей и преступностью, убийствами и насилием. Занятость и безработица в системе взаимосвязей личности и общества выступают в качестве оценочных критериев, характеризующих сложившийся в обществе процесс реализации личностных качеств человека, обеспечение его сознательной и активной деятельности. В условиях командно-административной системы государство, с одной стороны, гарантировало возможность приложения трудовых усилий, а с другой –привычно выравнивало всех работающих.

     В связи с отсутствием серьезной  методологической базы профессионального образования государственные структуры, призванные разрабатывать и реализовывать активную и гибкую политику занятости, нередко принимают решения без учета проблем, возникающих в ходе становления и развития образовательных структур. К ним, в частности, относятся учебные центры служб и департаментов занятости, имеющие значение в деле осуществления политики занятости.

     Одним из эффективных путей реализации этой политики как раз и выступает создание системы профессионального обучения и переобучения безработных и незанятого населения России. Процессы становления и развития этой системы, динамика социальных изменений позволяют представить эту проблему, с одной стороны, как противоречие между потребностью общества во всестороннем развитии системы профессионального обучения и переобучения безработных и, с другой стороны, ее современным реальным состоянием.    По существу, речь должна идти о формировании механизма, ориентированного на последовательную реализацию звеньев единой системы содействия занятости: профориентация – обучение – трудоустройство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. ОБУЧЕНИЕ, ПЕРЕОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ КАК  ЧАСТЬ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 

     Согласно  ФЗ "О занятости населения в  РФ" от  19.04.1991 г. безработным считается  трудоспособный гражданин, который  не имеет работы и заработка, зарегистрирован  в органах службы занятости в  целях поиска работы, ищет работу и готов приступить к ней.

     В соответствии с Законом безработные  граждане имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение  квалификации. За три года на дополнительные программы господдержки занятости в общей сложности будет потрачено около 108 млрд руб. (в 2009 г. было зарезервировано 43,7 млрд, в 2010 г. — 36,3 млрд, а на 2011 г. — 27,8 млрд руб.).  

     
    1. Система профессионального  обучения и переобучения безработных граждан

     В основе деятельности региональных и  межрегиональных учебных центров службы занятости лежит стратегия, которая нацелена на практическую реализацию основных направлений развития человеческих ресурсов, содействие эффективной занятости населения через осуществление эффективных образовательных технологий с учетом новых требований к качеству подготовки кадров. Особое значение имеет подготовка преподавателей, мастеров производственного обучения, специалистов учебных центров и служб занятости, обобщение и распространение эффективных технологий, участие в международных образовательных проектах и программах, организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований проблем развития человеческих ресурсов, направленных на обеспечение высокого качества подготовки кадров, повышения их социальной и профессиональной компетентности и конкурентоспособности.

         Назовем основные подходы, принципы  активной политики занятости:

  1. принцип комплексного подхода в содействии занятости населения, предполагающий неразрывную взаимосвязь и непрерывность процесса профориентации,      финансового    обеспечения     и    трудоустройства безработных;
  2. единство деятельности структур с различной правовой основой, осуществляющих профориентацию и профобучение безработных;
  3. принцип единого информационно-программного обеспечения службы занятости, качественно повышающего оперативность информирования и трудоустройства населения.

     Большое значение приобретает государственная  поддержка местных инициатив, оказание организационно-финансовой помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации первоочередных региональных программ и проектов в области содействия занятости.

     В настоящее время созданы специализированные учебные центры службы занятости в 75 субъектах Российской Федерации, составляющих ядро системы. Кроме того, более 3,5 тыс. профильных учебных заведений предоставляют образовательные услуги безработным на договорных условиях. Численность безработных, прошедших обучение ежегодно возрастает. Если в 1993 году объем подготовки составлял 120 тыс. человек, в 1996 году – 350 тыс. человек, то в течение 1998–2000 годов планируется обучить около 1 400 тыс. человек. Эффективность системы подтверждается показателем трудоустройства, который во многих регионах достигает 90 %.

     Сегодня службы занятости имеют возможность  взаимодействовать на договорной основе более чем с тремя тысячами образовательных учреждений и предприятий, на базе которых возможно обучение более миллиона человек в расчете на год при односменных учебных занятиях. Для учебных целей службе занятости, в соответствии с ее потребностью, было предоставлено более 230 630 учебных мест, в том числе около 83 700 мест (35 %) – в учреждениях профессионального образования, около 35 000 (16 %) – на предприятиях и в организациях, более 40 000 (18 %) – на курсах, факультетах институтов повышения квалификации, более 53 000. (23 %) учебных мест – в других учебных заведениях, в том числе негосударственных.

          При существующем в России  уровне и характере безработицы  в некоторых регионах складывается ситуация избытка учебных мест, когда потребности в обучении безработных и незанятого населения пока таковы, что имеющиеся учебные мощности перекрывают их. Так, банк службы занятости Архангельской области имеет 88 образовательных учреждений, предприятий, Челябинский – около 500, Московский областной – более 150.

     Учебные заведения службы занятости –  звенья в системе социальной работы, одной из важнейших задач которой является повышение собственных резервов у человека, оказавшегося в числе ее клиентов. Для безработного этот путь состоит в овладении новой профессией, пользующейся спросом на рынке труда. В целях решения указанной проблемы в составе государственной службы занятости России сформирована в качестве головной организации образовательной структуры Академия труда и социального развития, межрегиональные учебные центры в г. Саратове (Поволжский межрегиональный учебный центр Минтруда РФ), в г. Екатеринбурге (Межрегиональный центр обучения), в г. Новосибирске и 75 региональных учебных центров дополнительного образования.

     Учет  перечня профессий, входящих в банк данных, и спрос на них на рынке труда позволяют вести целенаправленную работу с различными категориями незанятого населения. С точки зрения многих исследователей интерес представляют граждане, ориентированные на самозанятость, особенно женщины, военнослужащие, уволенные в запас, и люди с ограниченной трудоспособностью. В учебных центрах службы занятости эти направления подготовки и переподготовки безработных должны занимать важнейшее место.

     Комплекс  учебных центров службы занятости  представлен в настоящее время несколькими структурно-функциональными группами:

  1. межрегиональные учебные центры;
  2. территориальные учебно-методические центры;
  3. модельные центры;
  4. территориальные учебные центры.

         Профессиональная подготовка требует  планирования и организации различных курсов форм и методов обучения: групповое, индивидуальное, смешанное, предусматривающее интенсивные методы обучения с использованием блока модулей, с различными вариантами чередования проведения теоретического и практического обучения; организации дополнительных     знаний    по   отдельным    предметам,   вопросам, консультировании с различными сроками обучения, – и, конечно, наличия квалифицированных преподавателей, хорошо оснащенной учебно-производственной базы и отлаженной системы информации населения о проводимых     курсах.    Назовем   основные    компоненты     системы профессионального образования:

  1. профориентационная работа в школе как предварительный этап подготовки к выполнению будущей профессиональной деятельности;
  2. начальная     профессиональная   подготовка    в   рамках    системы профтехобразования по конкурентоспособным профессиям на современном рынке труда;
  3. среднее профессиональное образование, полученное на базе средних специальных учебных заведений или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования;
  4. повышение квалификации или переобучение с возможным получением свидетельства или удостоверения государственного образца в учебных центрах по перспективным специальностям, выявленным на основе мониторинга региональных потребностей в профобразовании;
  5. высшее     профессиональное образование на базе вузов, а также дополнительное профессиональное образование в учебных центрах (или других образовательных учреждениях) с получением диплома о переподготовке государственного образца.

Информация о работе Обучение, переобучение, повышение квалификации безработных