Наиболее
распространенной и важной с позиций
активной политики занятости следует
назвать профессиональную подготовку
и повышение квалификации безработных
и незанятого населения по направлению
службы занятости или работодателей. Профессиональное
обучение осуществляется на основе классификации
профессий, имеющихся в банке вакансий
и на рынке образовательных услуг, в зависимости
от особенностей предмета (природа, техника,
человек, знаковая система, художественный
образ) и характера (исполнительский или
творческий) труда.
При
организации учебного процесса необходимо
учитывать, что безработные и незанятые
люди разного возраста, образования, профессиональной
подготовки, физического и психологического
состояния, имеющие разный жизненный опыт,
а также экономические предпосылки, необходимо
выделить несколько групп, для которых
необходимо разработать и предлагать
различные курсы формы и методы обучения.
1 группа – лица 16–25 лет, имеющие
хорошую теоретическую базу, профессиональное
или высшее образование, но не имеющие
опыта работы (выпускники школ не поступившие
в учебные заведения, окончившие ПТУ, техникумы,
вузы).
2 группа – безработные и незанятое
население в возрасте свыше
25 лет, имеющие определенные профессиональные
навыки, направленные на обучение
работодателем, службой
занятости или поступившие
самостоятельно на обучение, ориентированные
для работы государственных или смешанных
предприятиях.
3 группа – граждане, стремящиеся
открыть собственное дело (предприниматели
малых и средних фирм, фермеры), и граждане,
готовящие себя к самозанятости.
4 группа – граждане, чье состояние
здоровья не позволяет найти
работу на общем открытом рынке труда,
граждане с ограниченной трудоспособностью.
Важным
направлением деятельности региональных
служб занятости стала организация
профессионального обучения граждан,
уволенных с военной службы. Уволенные
в запас офицеры, на наш взгляд, представляют
значительный потенциал для формирования
среднего класса. Офицеры представляли
в советском обществе его элитную часть
как в плане уровня образования, так и
в плане общей культуры. Специфика службы
в армии формирует качества, столь важные
для предпринимателя: умение принимать
решения, решать задачи и предвидеть последствия
своих действий.
-
Повышение квалификации
Повышение
квалификации – вид профессионального
обучения работников, имеющий целью повышение
уровня их теоретических знаний, совершенствование
практических навыков и умений.
Повышение
квалификации рабочих — это обучение,
направленное на последовательное совершенствование
их профессиональных и экономических
знаний, умений и навыков, рост мастерства
по имеющимся профессиям.
Для
повышения квалификации рабочих
организуются производственно-экономические
курсы; курсы целевого назначения; школы
передовых приемов и методов труда; курсы
бригадиров.
Целью
повышения квалификации специалистов
является обновление их теоретических
и практических знаний в соответствии
с постоянно повышающимися требованиями
государственных образовательных стандартов.
Повышение квалификации проводится по
мере необходимости, но не реже 1 раза в
5 лет в течение всей трудовой деятельности
работников. Если говорить о повышении
квалификации безработными гражданами,
то здесь они получают направление от
службы занятости.
Периодичность
прохождения специалистами повышения
квалификации устанавливается работодателем.
Повышение
квалификации включает в себя виды
обучения: краткосрочное (не менее 72 часов)
тематическое обучение по вопросам конкретного
производства, которое проводится по месту
основной работы специалистов и заканчивается
сдачей соответствующего экзамена, зачета
или защитой реферата; теоретические и
проблемные семинары (от 72 до 100 часов)
по научно-техническим, технологическим,
социально-экономическим и другим проблемам,
возникающим на уровне отрасли, региона,
организации; длительное (свыше 100 часов)
обучение специалистов в образовательных
учреждениях повышения квалификации для
углубленного изучения актуальных проблем
науки, техники, технологии, социально-экономических
и других проблем по профилю профессиональной
деятельности.
Одним
из разделов учебного плана при повышении
квалификации может быть стажировка.
Она проводится с целью формирования
и закрепления на практике профессиональных
знаний, умений и навыков, полученных в
результате теоретической подготовки.
Стажировка осуществляется также в целях
изучения передового опыта, приобретения
профессиональных и организаторских навыков
для выполнения обязанностей по занимаемой
или более высокой должности. Стажировка
специалистов может проводиться как в
РФ, так и за рубежом на предприятиях (объединениях),
в ведущих научно-исследовательских организациях,
образовательных учреждениях, консультационных
фирмах и федеральных органах исполнительной
власти. Продолжительность стажировки
устанавливается работодателем, направляющим
работника на обучение, исходя из ее целей,
по согласованию с руководителем организации,
где она проводится.
Повышение
квалификации специалистов осуществляется
на основе договоров, заключаемых образовательными
учреждениями с федеральными органами
исполнительной власти, организациями
всех форм собственности, органами по
вопросам занятости. К образовательным
учреждениям повышения квалификации относятся:
академии (за исключением академий, являющихся
образовательными учреждениями высшего
профессионального образования); институты
повышения квалификации (институты усовершенствования)
отраслевые, межотраслевые, региональные,
организованные в (при) образовательных
учреждениях высшего профессионального
образования; курсы (школы, центры) повышения
квалификации, учебные центры органов
по вопросам занятости, в которых специалисты,
безработные граждане, незанятое население
и высвобождаемые работники организаций
проходят обучение в целях получения новых
знаний и практических навыков, необходимых
для профессиональной деятельности. Образовательные
программы повышения квалификации специалистов
могут осуществлять также структурные
подразделения повышения квалификации
образовательных учреждений высшего профессионального
образования (факультеты повышения квалификации
преподавателей и специалистов, межотраслевые
региональные центры и др.) и образовательных
учреждений среднего профессионального
образования — курсы повышения квалификации
специалистов организаций. Типовые положения
о структурных подразделениях повышения
квалификации, образовательных учреждений
высшего и среднего профессионального
образования, разрабатываются и утверждаются
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим проведение единой государственной
политики в области дополнительного профессионального
образования.
Слушатели
образовательного учреждения повышения
квалификации имеют право: участвовать
в формировании содержания образовательных
программ и выбирать по согласованию с
соответствующими учебными подразделениями
учреждения дисциплины для факультативной
и индивидуальной форм обучения; пользоваться
имеющейся на факультетах, кафедрах и
в других структурных подразделениях
учреждения нормативной, инструктивной,
учебной и методической документацией
по вопросам профессиональной деятельности,
а также библиотекой, информационным фондом,
услугами других подразделений в порядке,
определяемом уставом этого учреждения;
принимать участие в конференциях и семинарах,
представлять к публикации в изданиях
учреждения свои рефераты, аттестационные
работы и другие материалы; обжаловать
приказы и распоряжения администрации
учреждения в порядке, установленном законодательством
РФ.
При
направлении работников для повышения
квалификации с отрывом от производства
за ними сохраняется место работы (должность)
и производятся выплаты, предусмотренные
законодательством (ст.112 КЗоТ). Так, за
работниками организаций независимо от
форм собственности, направленным на курсы
повышения квалификации с отрывом от производства,
сохраняется средняя заработная плата
по основному месту работы на время их
обучения. Иногородним слушателям, направленным
на обучение с отрывом от работы, сохраняется
средняя заработная плата по основному
месту работы и выплачиваются в течение
первых 2 месяцев суточные по нормам, установленным
при командировках на территории РФ, а
в последующий период — стипендии в размере
минимальной оплаты труда, утвержденной
в установленном порядке, если иная оплата
не предусмотрена договором между руководителем
организации и лицом, направленным на
обучение. Оплата проезда слушателей к
месту учебы и обратно, суточных за время
нахождения в пути, а также выплата стипендии
осуществляются за счет средств организаций
по месту основной работы. На время обучения
слушатели обеспечиваются общежитием
гостиничного типа с оплатой расходов
за счет направляющей стороны. В случае
невозможности предоставления жилого
помещения работникам при направлении
на курсы повышения квалификации расходы
по найму жилого помещения возмещаются
по фактическим расходам, подтвержденным
соответствующими документами, но не более
установленной нормы расходов по найму
жилого помещения при командировках на
территории РФ. При отсутствии подтверждающих
документов по найму жилого помещения
расходы возмещаются по норме расходов
по найму жилого помещения, установленной
при командировках на территории РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное
российское общество находится в
новых социально-экономических условиях,
придающих социальной политике новые
ориентиры. Реформирование общественной
жизни глубоко затрагивает не только механизм
управления обществом, но и весь комплекс
интересов людей. Во все периоды истории
человечества решающую роль в социально-экономическом
прогрессе играли трудящие массы – главная
производительная сила общества.
Успех
рыночных преобразований во многом зависит
от эффективности системы социальной
защиты и социальной работы с различными
слоями и группами населения.
Современная
ситуация в Российской Федерации
характеризуется продолжающимся сокращением
численности занятого населения, ростом
скрытой безработицы, увеличением
продолжительности безработицы, а
в отдельных территориях наблюдается
тенденция к массовой безработице.
Численность незанятых, но активно ищущих
работу, составляет около 9,0 миллионов
человек. В соответствии с методологией
Международной Организации Труда (МОТ),
классифицируемых как безработные. В последние
годы в России резко возросла так называемая
«профессиональная» миграция: ежегодно
десятки миллионов человек по тем или
иным причинам меняют место своей работы.
Основными
факторами, определяющими особенности
российского рынка труда, являются:
1)
продолжающееся уменьшение общего
количества экономически активного
населения;
2)
постоянный рост числа «самозанятых»
граждан;
3)
несоответствие предложений рабочей
силы по профессионально-квалификационной
структуре требованиям работодателей,
в том числе несоответствие
предложения и спроса на рынке
труда по профессиям, требующим высокого
уровня квалификации работников;
4)
неадекватность структуры и качества
профессионального образования
кадров потребностям рынка труда;
5)
насыщение рынка труда незанятыми
выпускниками общеобразовательных
и профессиональных учреждений;
6)
снижение численности населения,
занятого экономической деятельностью;
7)
численность выбывающих с предприятий
и организаций преобладает над
численностью принимаемых работников.
Существенным
фактором воздействия на рынок труда
становятся выпускники общеобразовательных
школ и подростки, прекратившие обучение
по разным причинам.
Необходимо
принимать меры, чтобы молодежь выходила
на рынок труда социально защищенной,
имея профессии, специальности, полученные
в профессиональных образовательных
учреждениях.
Напряженность
на рынке рабочей силы усиливается
также несоответствием объемов
и профилей подготовки рабочих и
специалистов в профессиональных образовательных
учреждениях разного уровня, все
еще ориентированных, в основном,
на отраслевой принцип подготовки кадров,
что входит в противоречие с кадровыми
потребностями территорий. В связи с этим
около 30 процентов выпускников учреждений
профессионального образования не могут
своевременно найти работу по полученным
профессиям, специальностям, а многие
из них вовсе ее не находят.
Безработица
обязательный элемент рыночной экономики.
В случае же превышения допустимой
нормы безработица влечет за собой
негативные социальные последствия: ухудшение
отношений в семье; рост преступности;
увеличение заболеваний сердца и
др.
Исследователи
отмечают формирование специфических
психологических качеств безработных:
невысокий уровень социальной смелости;
уступчивость; пессимизм; недоверчивость
и скептизм; стойкое маргинальное
эмоциональное состояние. Именно поэтому
«безработица» и безработные стали
объектом внимания и изучения психологов,
социологов, социальных работников.