Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования: исследовать феномен одиночества подростков.
Объект исследования: одиночество в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические подходы к проблеме одиночества;
2.Проанализировать причины возникновения подросткового одиночества;
3.Проанализировать мнения подростков об одиночестве.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6
1.Феномен одиночества…………………………………………………...6
2.Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….....27
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра
социологии и социальной
работы
Курсовая работа
по дисциплине «Методология и методика социологических исследований» на тему:
ОДИНОЧЕСТВО
ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ
ПРОБЛЕМА
студентка группы З85
Руководитель: Кокина
Т. А.
Курган
2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем человечества. Оно связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, но одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Часто одиночество - ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу, или желательность этого, или потребность просто быть в контакте с кем-либо, т.е. отсутствие духовного единства - будет переживаться, как одиночество. Ведь одинокие люди, как правило, чувствуют себя покинутыми, отверженными, забытыми, обделенными, ненужными. Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, значит и разочароваться в ней. Но те, кто считает так, глубоко ошибаются. Одинокими могут быть и подростки. И, пожалуй, именно в подростковый период это состояние впервые осознается наиболее остро. Одиночество, перенесенное в этот период, может привести к серьезным психологическим и социальным проблемам в будущем.
Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону дестабилизации и негатива. Одним из наиболее острых ощущений становится одиночество.
Актуальность исследования связана с изменениями, происходящими в современном российском обществе, которые привели к разрушению традиционных ценностей, падению идеи их объективной обоснованности, что способствовало утрате регуляторов человеческих контактов. Кризисы многих сторон жизни (социальной, экономической) обострили вопрос о самостоятельном, индивидуально осуществляемом выборе жизненных приоритетов развивающейся личностью.
Противоречия настоящего этапа общественного развития заключаются в «разрыве» духовных ценностей предыдущих и нынешнего поколений; обособление индивидов друг от друга вследствие распада социальных и личностных взаимодействий между ними, характеризующееся появлением одиночек в подростковой среде, что вызывает серьезные проблемы. Как следствие, в молодежной среде стали распространяться негативные социально-психологические явления ухода от социальной активности, проявляющиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и т.п.), вступлении в религиозные и преступные сообщества.
Оказавшись в ситуации одиночества, подросток начинает искать смысл своего существования, строить собственную систему координат. Переживание бессмысленности своего существования актуализирует у него чувства одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то он обращается к таким же, которых «не поняли» окружающие. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что никому не удастся его обидеть и притеснить. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации своего «Я» и компенсации тех неудач, которые постигли его в обществе. При этом максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности.
Цель исследования: исследовать феномен одиночества подростков.
Объект исследования: одиночество в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Значительный интерес для понимания сущности одиночества представляют труды таких авторов, как Коломенский Я. Л., Петровский А. В., Лебедев В. И., Хорицкая Ю. Г., Шевченко С. Н.
Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С.Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии, Н.Е. Покровский - автор одной из первых значительных работ по изучению взаимосвязи одиночества и аномии, Ж.В. Пузанова, представляющая современное социологическое направление в исследовании одиночества.
Интересны
в области изучения подросткового
одиночества труды Драгуновой Т. В., Якобсона
П. М., Фельдштейна Д. И., Кона И. С.
Глава
1. Теоретические подходы
к изучению одиночества
Проблема одиночества является
предметом разностороннего
Признание приоритета прав
Начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня, в разных культурах и в разных философских системах мы находим различные формы одиночества, различные формы отношения к нему и его переживания. Для древности были характерны три формы: во-первых, испытание, воспитание одиночеством через различные обряды и ритуалы; во-вторых, наказание одиночеством, выражавшееся в изгнании из рода или общины или в заключении; в-третьих, появившееся, по-видимому, позже первых двух форм добровольное уединение, отшельничество. [15, С. 147-148]
Все
эти формы связаны с
Очевидно,
есть большая разница между
В современном понимании проблема никак не вписывается в традиционные формы. В мире остается мало места пространственно- временному одиночеству. В то же время, всё больше возрастает роль духовного и психологического одиночества. Можно сказать, что оно из явления в большей степени объективного превратилось преимущественно в социально-психологическое и личностное. Проблемой стало, в сущности, не само одиночество, а отношение к нему и его переживание.
Одиночество — одно из самых значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем думает - никто не сможет пережить так, как он.
Одиночество — субъективно ощущаемое явление, эмоциональное состояние человека, возникающее чаще всего по причине отсутствия положительных отношений с другими лицами и, как правило, имеющее негативные последствия. Также — изоляция или уединение, то есть недостаток контакта с другими людьми.
Одиночество — характеристика, связанная со временем: может быть хроническим или временным — в случае разрыва отношений с близким человеком или его смерти. Одиночество не следует путать с теми случаями, когда человек периодически нуждается в «отдыхе» от общения. [8, С.40-42]
Одиночество — распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии. [31, С. 46-53]
Проблема одиночества наиболее полно разработана зарубежными исследователями. Достаточно широко ими представлены теоретические и экспериментальные исследования. Среди известных теоретических подходов можно выделить: интеракционистский (Р. Вейс); коснитивный (Э. Пепло); социологический (Д. Рисмен); психодинамический (X. С. Салливан); феноменалогический (К. Роджерс); экзистенциональный (К. Мустаскас); мотивационный (Д. Эйсендорф), общесистемный (Д. Фландерс).
Общим для всех вышеперечисленных подходов является присутствие следующих составляющих:
1) выделение феномена «одиночества», как психологическое состояние;
2) определение возникновения причин одиночества;
3) характеристика личности, испытывающей состояние одиночества, и определение основных проблем, связанных с одиночеством.
Информация о работе Одиночество подростков как социальная проблема