Одиночество подростков как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследовать феномен одиночества подростков.

Объект исследования: одиночество в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические подходы к проблеме одиночества;
2.Проанализировать причины возникновения подросткового одиночества;
3.Проанализировать мнения подростков об одиночестве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6

1.Феномен одиночества…………………………………………………...6
2.Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19

Заключение……………………………………………………………………..25

Список литературы………………………………………………………….....27

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_одиночество.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

       Интеракционистский подход

    Р. Вейс определяет одиночество как продукт интерактивного влияния фактора личности и фактора ситуации. Он выделяет два типа одиночества:

  • эмоциональная изоляция (отсутствие привязанности к отдельному человеку);
  • социальная изоляция (отсутствие доступного крута социального общения).

      Выделяют следующие причины возникновения одиночества: ситуативные и характерологические. К ситуативным относятся личностные обстоятельства, например, смена места жительства. К характерологическим причинам относят то, что человек сосредоточивается на своем внутреннем мире, у него низкая самооценка, он застенчив. Для одиноких людей при эмоциональной изоляции характерна тревожность, беспокойство, пустота: при социальной изоляции люди испытывают ощущение бессмысленно своего существования. Они также испытывают тоску, собственную незначительность - чувство социальной маргинальности. [22, С. 26-29]

    Экзистенциальный  подход

    Экзистенциалисты  принимают в качестве точки отсчета  тот факт, что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить  с нами наши чувства и мысли: разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредотачиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими. К. Мустакас подчеркивал значение различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. Первая - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности. Второе проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены), переживаемые в одиночку. Одиночество может иметь болезненный эффект, но это продуктивное творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. [25, С. 103-107]

    Социологический подход

    К. Боумен, Д. Рисмен, Д. Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. Они считают одиночество нормативным — общим статистическим показателем, характеризующим общество. Ими выдвигается гипотеза о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе:

  1. ослабление связей в первичной группе;
  2. увеличение семейной мобильности;

    3) увеличение социальной мобильности.

    Они говорят, что личности, «направленные  вовне», ориентированные на других обособленные от своего истинного «Я», от своих чувств и своих ожиданий, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение, чтобы определить линию своего поведения. [10, С. 136-142]

    Когнитивный подход

    Энн Пеппло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Этот подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает несоответствие между двумя факторами - желанным и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Одиночество - субъективное переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием. Они считают, чем более одинок человек, тем труднее ему осознавать свои чувства, тем менее он способен спонтанно выражать свои мысли, тем нетерпимее он к гневу и агрессивности в самом себе и тем труднее ему установить личные, близкие контакты с другими людьми. [18, С. 152-168]

    Феноменологический  подход

    Карл  Роджерс является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Его анализ основан на «Я-теории» личности. Одиночество — проявление слабой приспособляемости личности, отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств.

    Противоречие  между внутренним, истинным «Я» и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми может быть одной из причин возникновения одиночества. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных ролей и поэтому испытывает опустошенность. Роджерс считает, что причина одиночества внутри индивида. Одинокие по этой теории, как правило, личности уязвимые, испуганные, уверенные в том, что будут отвергнуты всем остальным миром. [12, C, 157-164]

    Мотивационный подход

    Согласно  мотивационной теории возникновение различных типов отклонений в социальном развитии детей рассматривается через механизм мотивации приближения и избегания. Нарушения во взаимодействии указанных мотивов приводят к возникновению трудностей в общении подростков, к низкой психосоциальной адаптации. Дж. Эйсендорф выделяет три возможных варианта таких нарушений.

    Первый  характеризуется низкой мотивацией приближения. Дети, имеющие такую мотивацию, предпочитают находиться отдельно от других людей. Этот вариант поведения проявляется в раннем возрасте в одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка и не связан с плохой социальной адаптацией: наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса маленьких детей к предметному миру. Ее чрезмерная выраженность в более старших возрастах, особенно в школьные годы, свидетельствует о нарушениях в сфере социальных взаимоотношений детей.

    Второй  вариант связан с конфликтом мотиваций  приближения и избегания. Он выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Такой конфликт может привести к поведенческому компромиссу, к такому, например, как наблюдение за другими издалека. Дети, переживающие этот конфликт, отличаются осторожностью и относятся к тому типу, который в литературе описывается как «скованный» по отношению к незнакомым или «застенчивый». Причина возникновения конфликта мотивов может лежать как в психологической природе ребенка, так и в определенных условиях воспитания (негативные оценки, обиды, сверхконтроль взрослых).

    Третий  вариант нарушений во взаимодействии мотивов проявляется в сочетании  высокого мотива социального приближения  и низкого мотива избегания. Дети, имеющие этот мотивационный профиль, очень социабильны, но им незнакома мера во взаимодействии с другими людьми, они не чувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости. Характерным для таких детей является агрессивное поведение.[22, С. 26-27]

    Таким образом, согласно мотивационной теории, одиночество в подростковый период может быть связано с нарушениями во взаимодействии различных мотивов.

    Психодинамический подход

    Ярким представителем является Г. Салливан. Он усматривает корни одиночества в детстве. Салливан установил движущую силу в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству. Для одиноких людей, исходя из этой теории, свойственна мания величия, враждебность, нарциссизм. Одиночество - реакция на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях. [17, С. 147-148]

      Общесистемный подход

      Среди теоретических подходов к проблеме одиночества можно также выделить общесистемный подход, разработанный Д.Фландерсом. Основное положение его концепции состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до социального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

      Рассуждения Д.Фландерса об одиночестве не имеют  эмпирического источника; они свидетельствуют  о дальнейшем распространении системной  теории. При этом Д.Фландерс расценивает  одиночество как потенциально патологическое состояние, но одновременно считает  его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория пытается соподчинить оба мотива поведения индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры. [22, С. 39-40] 
 
 

1.2. Специфика подростков как особой социальной группы 

    Состояние одиночества переживается человеком по-разному на протяжении всей жизни. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковый период. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту.[10, C. 43]

    Подростковый  период - это этап онтогенеза, находящийся  между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 12-14 лет до 15-17 лет. Исследователи подросткового возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают, что переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и со сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Основная особенность подросткового периода - резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, в чем-то опережают их. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики.[33, С. 69-78]

    Кроме того, в данном возрасте стабилизируются  черты характера и 
основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это  самопознание, самовыражение, самоутверждение. Становление нового уровня самосознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие, уникальность и неповторимость - это становится центральным личностным новообразованием данного периода. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд «изнутри». [2, С. 10-12]

    В подростковом возрасте формируются  новые взаимоотношения со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы в нем найти поддержку, прежде получаемую, внутри семьи. В этот период наиболее значимо групповое общение. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Подростки - особая социально-психологическая группа, имеющая свои собственные нормы, специфические формы поведения, одежду, моду - все это образует особую подростковую субкультуру. Группа создает особое чувство - «чувство мы». Они защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляет к нему определенные требования. Желание добиться признания со стороны сверстников порождает у подростка стремление соответствовать их требованиям. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков, поэтому разрыв дружеских отношений переживается подростками как личная драма, которая может привести к серьезным психологическим проблемам, одной из которых является одиночество. [7, С. 36-39]

    Существует  несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них - отрицание  самого факта наличия подросткового  одиночества как особенности возраста: «Изображение подростка как одинокого существа… - это романтическое видение».[5, с 36]. Романтическое - значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.

    Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе: «Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества детьми в возрасте 11-14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях».[33, с 160].

    Третья  точка зрения принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении».[9, С. 62]. А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность».[9, С. 129].

Информация о работе Одиночество подростков как социальная проблема