Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования: исследовать феномен одиночества подростков.
Объект исследования: одиночество в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические подходы к проблеме одиночества;
2.Проанализировать причины возникновения подросткового одиночества;
3.Проанализировать мнения подростков об одиночестве.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6
1.Феномен одиночества…………………………………………………...6
2.Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….....27
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Одиночество изначально является психологической, личной проблей, она уже стала и социальной. А значит, причины и последствия одиночества также являются не только личными, но и социальными. У подростков же на этот счет мнение иное. Тем самым наша основная гипотеза о том, что причинами одиночества являются внешние факторы, такие как отсутствие круга общения близких людей и смена школы и места жительства в данном исследовании не нашла своего подтверждения. И наоборот, альтернативная гипотеза о том, что причины одиночества – это внутренние факторы, была полностью подтверждена.
Полученные результаты, в целом, дают ясное представление о многоуровневости, многофакторности одиночество в подростковом возрасте. И проблема имеет большое значение для дальнейшего развития данного направления, как в теоретическом, так и прикладном плане.
В ходе курсовой работы были решены следующие задачи:
В соответствии
с этим цель работы достигнута.
Список литературы
Приложение 1
Социальная ситуация:
Изменения, происходящие в современном российском обществе, привели к разрушению традиционных ценностей, падению идеи их объективной обоснованности, что способствовало утрате регуляторов человеческих контактов. Кризисы многих сторон жизни (социальной, экономической) обострили вопрос о самостоятельном, индивидуально осуществляемом выборе жизненных приоритетов развивающейся личностью.
Противоречия настоящего этапа общественного развития заключаются в «разрыве» духовных ценностей предыдущих и нынешнего поколений; обособление индивидов друг от друга вследствие распада социальных и личностных взаимодействий между ними, характеризующееся появлением одиночек в подростковой среде, что вызывает серьезные проблемы.
Социальная проблема:
В молодежной среде стали распространяться негативные социально-психологические явления ухода от социальной активности, проявляющиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и т.п.), вступлении в религиозные и преступные сообщества. Оказавшись в ситуации одиночества, подросток начинает искать смысл своего существования, строить собственную систему координат.
Социальное противоречие:
Несмотря на то, что одиночество подростков является социальной проблемой, общество все еще считает его личной проблемой.
Цель исследования: изучить отношение подростков к феномену одиночества.
Задачи исследования:
Объект исследования: подростки в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования: мнение подростков об одиночестве.
Интерпретация понятий:
Одиночество — субъективно ощущаемое явление, эмоциональное состояние человека, возникающее чаще всего по причине отсутствия положительных отношений с другими лицами и, как правило, имеющее негативные последствия. Также — изоляция или уединение, то есть недостаток контакта с другими людьми.
Подросток — юноша или девушка в возрасте от 12—14 до 15—17 лет.
Общественное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит.
Социальный процесс — последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы.
Причина — явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
Сверстник — человек одинакового с кем-либо возраста, ровесник.
Последствие - результат, следствие чего-нибудь.
Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.
Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.
Суицид — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное.
Наркомания — социальное явление, выражающееся в относительно распространенном (массовом), статистически устойчивом потреблении частью населения наркотических средств или психотропных веществ, влекущем определенные медицинские (заболевания) и социальные последствия.
Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.
Гипотезы:
Приложение 2
Уважаемые ребята!
Просим вас принять участие в исследовании на тему «Одиночество подростков как социальная проблема». Цель данного исследования заключается в изучении Вашего мнения по поводу данной проблемы. Пожалуйста, внимательно читайте вопросы и кружками обводите цифры тех вариантов ответов, которые в наибольшей степени соответствуют Вашему мнению. Опрос носит анонимный характер, полученные данные будут рассматриваться в обобщенном виде.
Заранее благодарим за участие в опросе!
1.
Что Вы понимаете
под словом «одиночество»? (напишите
свой
вариант ответа)_______________
2. Считаете ли Вы одиночество проблемой?
2.1 Да, считаю, что это личная проблема;
2.2 Да, это социальная проблема;
2.3 Да, это и социальная, и личная проблема;
2.4 Нет, это не проблема;
2.5
Затрудняюсь ответить.
3.
Как Вы думаете,
является ли одиночество
главной проблемой
в аспекте общественного
благополучия?
3.1 Да, является;
3.2 Нет, не является;
3.3 Затрудняюсь
ответить.
4. Как Вы считаете, приводят ли сложные процессы социального
развития общества к состоянию одиночества?
4.1 Да, приводят;
4.2 Нет, не приводят;
4.3 Затрудняюсь
ответить.
5. Что по Вашему мнению является причиной одиночества?
5.1 Особенности личности;
5.2 Отсутствие круга общения близких людей;
5.3 Смена школы, места жительства;
5.4 Другой
вариант_______________________
6. Как вы представляете себе одинокого сверстника?
(замкнутый, домосед, тот у кого нет друзей)_______________
______________________________
7. Как Вы относитесь к одинокому сверстнику?
7.1 Никак не отношусь;
7.2 С сочувствием;
7.3 Считаю, что
в своем одиночестве виноваты
сами.
8. Возникало ли у вас когда- либо чувство одиночества?
8.1 Да;
8.2 Нет,
никогда.
9. Считаете ли вы времяпрепровождение в одиночестве
нормальным?
9.1 Да, это нормально;
9.2 Нет, это не нормально;
9.3 Не
знаю.
10. Какие способы по Вашему мнению помогут наиболее эффективно
справится с одиночеством? (выберите несколько вариантов ответа)
10.1 Интернет;
10.2 Прослушивание музыки;
10.3 Просмотр телевизора;
10.4 Занятие домашними делами;
10.5 Прогулка;
10.6 Завести домашнее животное;
10.7 Записаться в секцию (спортивную, танцевальную, музыкальную и т. п.)
10.8 Сходить на развлекательное мероприятие;
10.9
Ваш вариант___________________
11. Какие по Вашему мнению возможны последствия одиночества?
11.1 Уход в субкультуры(эмо, панк, готы);
11.2 Депрессия;
11.3 Суицид;
11.4 Наркомания, алкоголизм;
11.5
Другой вариант________________
12. Ваш пол?
12.1 Мужской
12.2 Женский
Информация о работе Одиночество подростков как социальная проблема