Одиночество подростков как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследовать феномен одиночества подростков.

Объект исследования: одиночество в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические подходы к проблеме одиночества;
2.Проанализировать причины возникновения подросткового одиночества;
3.Проанализировать мнения подростков об одиночестве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6

1.Феномен одиночества…………………………………………………...6
2.Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19

Заключение……………………………………………………………………..25

Список литературы………………………………………………………….....27

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_одиночество.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

     Одиночество изначально является психологической, личной проблей, она уже стала и социальной. А значит, причины и последствия одиночества также являются не только личными, но и социальными. У подростков же на этот счет мнение иное. Тем самым наша основная гипотеза о том, что причинами одиночества являются внешние факторы, такие как отсутствие круга общения близких людей и смена школы и места жительства в данном исследовании не нашла своего подтверждения. И наоборот, альтернативная гипотеза о том, что причины одиночества – это внутренние факторы, была полностью подтверждена.

     Полученные  результаты, в целом, дают ясное представление  о многоуровневости, многофакторности одиночество в подростковом возрасте. И проблема имеет большое значение для дальнейшего развития данного  направления, как в теоретическом, так и прикладном плане.

     В ходе курсовой  работы были решены следующие  задачи:

    1. Изучены теоретические подходы к проблеме одиночества;
    2. Проанализированы причины возникновения подросткового одиночества;
    3. Проанализированы мнения подростков об одиночестве.

В соответствии с этим цель работы достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Буянов М.И. От одиночества к общению, или контактология. - М., 1998.
  2. Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы.- М., 1993. – 30 с.
  3. Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. -№ 7.- 2000.
  4. Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. - № 4.- 2004.
  5. Дальто Ф. На стороне подростка.- СПб., 1997. 
  6. Данилец А.В. Одиночество в современном Мире//Психология и педагогика.-№4.-2005. 
  7. Драгунова Т.В. Подросток.- М.: Знание, 1978. – 92 с.
  8. Кон И.С. Многоликое одиночество //Знание – сила. – № 12. –1986.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  10. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков// Вопросы психологии.-. №2.-1998.
  11. Краковский А.П. О подростках. - М., 1980.
  12. Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. — М., 1989.
  13. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Политиздат, 1989. - 304 с.
  14. Мир детства: подросток. - М., 1995.
  15. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход //Лабиринты одиночества. - М., 1989.
  16. Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей. — М., 2003. 
  17. Оди Дж. Рэлф. Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества //Лабиринты одиночества.- М., 1989.
  18. Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночества и самооценка // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М., 1989.
  19. Покровский Н. Е. Лабиринты одиночества //Наука и религия. -№№4,5. -2007.
  20. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству /Д.Перлман, Л.Э.Пепло //Лабиринты одиночества. – М.: Пpoгpecc. – 1989. – С.152-168.
  21. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1999.
  22. Пузанова Ж.В. Проблема одиночества (социологический аспект) – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 58 c.
  23. Рубинов А. 3. Семья, одиночество, любовь. М.: Сов. Россия.- 1986. - 192 с.
  24. Рубинстайн К. Шейвер Ф. Опыт одиночества// Лабиринты одиночества. Пер. с англ. М.: Прогресс.- 1989.
  25. Старовойтова JI.И. Осмысление феномена одиночества в экзистенциализме//Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). - М.: Изд-во МГСУ, 1994. - № 3.
  26. Старовойтова T.И. Одиночество: социально-философский анализ. - М.: Союз, 1996.- 42с.
  27. Тулина Н.В. Одиночество //Вестник МГУ. Сер. 12: Социально - политические исследования.- №6.- 2008.
  28. Хамитов  Н.В. Освобождение от одиночества. – М.: Астрель, 2005.
  29. Хамитов Н. Одиночество в жизни и в тексте: опыт вживания в проблему. //Философская и социологическая мысль.- № 3.- 2010. 
  30. Хараш А.У. Психология одиночества // Педология - новый век. -№ 4.- 2000.
  31. Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут. -М., 1990.
  32. Швал Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. -Киев, 1991.
  33. Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - №6.- 2000.

    Приложение 1

    Социальная  ситуация:

      Изменения, происходящие в современном российском обществе, привели к разрушению традиционных ценностей, падению идеи их объективной обоснованности, что способствовало утрате регуляторов человеческих контактов. Кризисы многих сторон жизни (социальной, экономической) обострили вопрос о самостоятельном, индивидуально осуществляемом выборе жизненных приоритетов развивающейся личностью.

      Противоречия настоящего этапа общественного развития заключаются в  «разрыве» духовных ценностей предыдущих и нынешнего поколений; обособление индивидов друг от друга вследствие распада социальных и личностных взаимодействий между ними, характеризующееся появлением одиночек в подростковой среде, что вызывает серьезные  проблемы.

      Социальная проблема:

    В молодежной среде стали распространяться негативные социально-психологические явления ухода от социальной активности, проявляющиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и т.п.), вступлении в религиозные и преступные сообщества. Оказавшись в ситуации одиночества, подросток начинает искать смысл своего существования, строить собственную систему координат.

    Социальное  противоречие:

    Несмотря  на то, что одиночество подростков является социальной проблемой, общество все еще считает его личной проблемой.

    Цель  исследования: изучить отношение подростков к феномену одиночества.

    Задачи  исследования:

  1. проанализировать мнение подростков об одиночестве;
  2. выявить причины подросткового одиночества;

    Объект  исследования: подростки в возрасте 15 – 17 лет.

    Предмет исследования: мнение подростков об одиночестве.

    Интерпретация понятий:

    Одиночество — субъективно ощущаемое явление, эмоциональное состояние человека, возникающее чаще всего по причине отсутствия положительных отношений с другими лицами и, как правило, имеющее негативные последствия. Также — изоляция или уединение, то есть недостаток контакта с другими людьми.

    Подросток — юноша или девушка в возрасте от 12—14 до 15—17 лет.

    Общественное благополучие это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит.

    Социальный  процесс — последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы.

    Причина — явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.

    Сверстник — человек одинакового с кем-либо возраста, ровесник.

    Последствие - результат, следствие чего-нибудь.

    Субкультура  — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.

    Депрессия  — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

    Суицид  — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное.

    Наркомания  — социальное явление, выражающееся в относительно распространенном (массовом), статистически устойчивом потреблении частью населения наркотических средств или психотропных веществ, влекущем определенные медицинские (заболевания) и социальные последствия. 

    Алкоголизм  заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.

    Гипотезы:

    1. Главными причинами, приводящими к одиночеству, по мнению подростков являются внешние факторы, такие как смена школы и места жительства.
    2. Главными причинами, приводящими к одиночеству, по мнению подростков являются внутренние факторы, такие как особенности личности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Уважаемые ребята!

Просим  вас принять участие  в исследовании на тему «Одиночество подростков как социальная проблема». Цель данного исследования заключается в изучении Вашего мнения по поводу данной проблемы. Пожалуйста, внимательно читайте вопросы и кружками обводите цифры тех вариантов ответов, которые в наибольшей степени соответствуют Вашему мнению. Опрос носит анонимный характер, полученные данные будут рассматриваться в обобщенном виде.

Заранее благодарим за участие  в опросе!

1.     Что Вы понимаете  под словом «одиночество»? (напишите  свой           вариант ответа)_________________________________________________ 

2.     Считаете ли Вы  одиночество проблемой?

2.1   Да, считаю, что это личная проблема;

2.2   Да, это социальная проблема;

2.3   Да, это и социальная, и личная  проблема;

2.4   Нет, это не проблема;

2.5   Затрудняюсь ответить. 

3.   Как Вы думаете,  является ли одиночество  главной проблемой  в аспекте общественного благополучия?                                           

3.1  Да, является;

3.2  Нет,  не является;

3.3  Затрудняюсь  ответить. 

4.   Как Вы считаете, приводят ли сложные  процессы социального     

       развития общества к состоянию одиночества?

4.1  Да, приводят;

4.2  Нет,  не приводят;

4.3  Затрудняюсь  ответить. 

5.    Что по Вашему  мнению является  причиной одиночества?

5.1  Особенности  личности;

5.2  Отсутствие  круга общения близких людей;

5.3  Смена  школы, места жительства;

5.4  Другой вариант_________________________________________ 

6.    Как вы представляете  себе одинокого  сверстника?

       (замкнутый, домосед,  тот у кого нет  друзей)_______________

       _______________________________________________________

    
 
 

7.   Как Вы относитесь к одинокому сверстнику?

7.1  Никак не  отношусь;

7.2  С сочувствием;

7.3  Считаю, что  в своем одиночестве виноваты  сами. 

8.    Возникало ли у  вас когда- либо  чувство одиночества?

8.1  Да;

8.2  Нет,  никогда. 

9.   Считаете ли вы  времяпрепровождение в одиночестве

      нормальным?                       

9.1  Да, это нормально;

9.2  Нет,  это не нормально;

9.3  Не  знаю. 

10.   Какие способы  по Вашему мнению  помогут наиболее  эффективно     

   справится с одиночеством? (выберите  несколько вариантов ответа)

10.1  Интернет;

10.2  Прослушивание музыки;

10.3  Просмотр телевизора;

10.4  Занятие домашними делами;

10.5  Прогулка;

10.6  Завести домашнее животное;

10.7  Записаться в секцию (спортивную, танцевальную, музыкальную и т. п.)

10.8  Сходить на развлекательное мероприятие;

10.9  Ваш вариант____________________________________________ 

11. Какие по Вашему  мнению возможны  последствия одиночества?

11.1  Уход в субкультуры(эмо, панк, готы);

11.2  Депрессия;

11.3  Суицид;

11.4  Наркомания, алкоголизм;

11.5  Другой вариант__________________________________________ 

12.   Ваш пол?

12.1  Мужской  

12.2  Женский 

Информация о работе Одиночество подростков как социальная проблема