Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:13, курсовая работа
Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей.
Тема моей курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день, так как применение положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, а это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Содержание
Введение……………………………………………………… ...3
Глава 1.Понятие и цели опеки и попечительства……….. .6
Глава 2.Органы опеки и попечительства…………………..9
Глава 3.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.14
Глава 4.Права и обязанности опекунов и попечителей…22
Заключение…………………………………………………....27
Список используемой литературы…………………………31
Содержание
Введение………………………………………………………
...3
Глава
1.Понятие и цели опеки
и попечительства………..
.6
Глава
2.Органы опеки и попечительства…………………..9
Глава 3.Лица,
назначаемые опекунами
и попечителями.14
Глава 4.Права
и обязанности опекунов
и попечителей…22
Заключение………………………………………………….
Список
используемой литературы…………………………31
Введение
Для обеспечения и защиты
Тема моей курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день, так как применение положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, а это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
В частности, опека над
Еще реже устанавливается
Другая причина недостаточного использования положений ГК РФ об ограничении дееспособности гражданина (ст. 30) коренится в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость выдачи согласия попечителя на получение дохода и распоряжение доходом, что не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться ими в его интересах.
Целью работы является
- рассмотреть понятия опека,
- привести органы опеки и
- определить права и
В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Кузнецова И.М., Михеева Л.Ю., Сергеев А. П., Толстой Ю. К., Сурков В.П. и ряда других авторов. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.
Научная
новизна исследования заключается
в том, что оно представляет собой
одну из попыток комплексного теоретико-правового
анализа опеки и попечительства как института
гражданского права в свете последних
изменений законодательства в данной
области.
Глава
1. Понятие и цели
опеки и попечительства
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
В
настоящее время
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.
В
литературе иногда высказывается мнение,
что опека устанавливается над
полностью недееспособными
Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).
Попечительство
состоит в том, что специально
назначенное лицо – попечитель помогает
частично дееспособному либо ограниченно
дееспособному лицу осуществлять принадлежащие
им права и исполнять обязанности своими
советами и дает либо не дает свое согласие
на совершение такими лицами сделок и
других юридических действий (кроме сделок,
которые несовершеннолетний или ограниченно
дееспособный вправе совершать самостоятельно).
Попечитель, таким образом, не заменяет
полностью лицо, над которым установлено
попечительство, а лишь помогает ему принимать
разумные решения, восполняя недостающий
жизненный опыт несовершеннолетнего либо
удерживая от неправильных действий гражданина,
ограниченного в дееспособности вследствие
злоупотребления спиртными напитками
или наркотическими средствами. Наряду
с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений
со стороны третьих лиц.
Глава
2. Органы опеки и попечительства
Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, – на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.
Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.
Статья 37 части I Гражданского кодекса РФ, «Распоряжение имуществом подопечного», в пункте 2 предусматривает условие, согласно которому «опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного».
Органом опеки и попечительства согласно установленному статьей 34 ГК РФ правилу являются органы местного самоуправления. Функция органа опеки и попечительства определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК РФ). Из чего напрашивается вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера; во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.