Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей.
Тема моей курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день, так как применение положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, а это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Содержание

Содержание

Введение……………………………………………………… ...3
Глава 1.Понятие и цели опеки и попечительства……….. .6
Глава 2.Органы опеки и попечительства…………………..9
Глава 3.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.14
Глава 4.Права и обязанности опекунов и попечителей…22
Заключение…………………………………………………....27
Список используемой литературы…………………………31

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая Опека и попечительсво.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………… ...3 

Глава 1.Понятие и цели опеки и попечительства……….. .6 

Глава 2.Органы опеки и попечительства…………………..9 

Глава 3.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.14 

Глава 4.Права и обязанности опекунов и попечителей…22 

Заключение…………………………………………………....27 

Список  используемой литературы…………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

   

         Для обеспечения и защиты интересов  граждан, не обладающих дееспособностью  или обладающих ею частично, существует  институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей.

         Тема моей курсовой работы  является весьма актуальной на  сегодняшний день, так как применение положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, а это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

         В частности, опека над недееспособными  гражданами устанавливается редко,  хотя число пациентов соответствующих  лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные  и близкие берут на себя  заботу о лицах, страдающих  психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.

         Еще реже устанавливается попечительство  над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиеся в 80-е годы, как принудительное лечение от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободу употребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно. По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.

         Другая причина недостаточного  использования положений ГК РФ  об ограничении дееспособности  гражданина (ст. 30) коренится в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость выдачи согласия попечителя на получение дохода и распоряжение доходом, что не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться ими в его интересах.

         Целью работы является комплексный  теоретико-правовой анализ опеки  и попечительства. В связи с поставленной целью вытекают следующие задачи:

          - рассмотреть понятия опека, попечительство  и их разграничение;

         - привести органы опеки и попечительства;

         - определить права и обязанности  опекунов и попечителей.

         В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Кузнецова И.М., Михеева Л.Ю., Сергеев А. П., Толстой Ю. К., Сурков В.П. и ряда других авторов. Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.

         Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

     Объектом  научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория  и как правовое явление социальной действительности.

     Предметная  направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.

     Методологической  основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

     Общими  явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и  сравнения. В качестве общенаучных  методов, с помощью которых проводилось  исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.

     Данные  методы позволили наиболее последовательно  и полно рассмотреть различные  аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

     Эмпирическая  база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.

     Нормативную основу составили: Конституция РФ,[1] федеральное законодательство, затрагивающее  вопросы регулирования опеки  и попечительства.

     Научная новизна исследования заключается  в том, что оно представляет собой  одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области. 
 

     Глава 1. Понятие и цели опеки и попечительства 
 
 

     Каждый  гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

     До  принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные  с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при  этом признавалось, что опека и  попечительство тесно связаны с  институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву. Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

     В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ[4] (ст. 31 – 40), который  вместе с тем устанавливает, что  деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ[5]). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 – 38 ГК РФ. Таким образом, в курсе гражданского права предметом изучения являются гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.

     Опека устанавливается над детьми в  возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном.

     В литературе иногда высказывается мнение, что опека устанавливается над  полностью недееспособными гражданами. Эта формулировка является неточной, поскольку ГК РФ не считает детей в возрасте от 6 до 14 лет полностью недееспособными, а, напротив, определяет объем их частичной дееспособности.

     Попечительство  отличается от опеки содержанием  обязанностей, которые закон возлагает  на опекунов и попечителей. Оно устанавливается  над гражданами, которые частично дееспособны, – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

     Попечительство  состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Органы опеки и попечительства 
 
 

     Опека и попечительство находятся в  ведении органов местного самоуправления. Наиболее важные вопросы решает непосредственно  глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Выполнение остальных функций в области опеки и попечительства возлагается на соответствующие отделы (управления), являющиеся структурными подразделениями органа местного самоуправления: в отношении несовершеннолетних – на отделы (управления) народного образования; в отношении лиц, признанных недееспособными вследствие психического расстройства, – на отделы (управления) здравоохранения либо отделы (управления) социальной защиты населения.

     Орган опеки и попечительства подбирает  лиц, которых можно назначить  опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и  попечителей, в необходимых случаях  оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью.

     Статья 37 части I Гражданского кодекса РФ, «Распоряжение  имуществом подопечного», в пункте 2 предусматривает условие, согласно которому «опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного».

     Органом опеки и попечительства согласно установленному статьей 34 ГК РФ правилу  являются органы местного самоуправления. Функция органа опеки и попечительства определена законодателем как «надзор за деятельностью опекунов и попечителей» (п. 3 ст. 34 ГК РФ). Из чего напрашивается вывод, что, во-первых, подобная деятельность ограничена исключительно контролем за действиями опекунов и попечителей и не приобретает своего отдельного регулятивного характера; во-вторых, она не распространяется на действия иных лиц, тем более по отношению к участникам какого-либо договора.

Информация о работе Опека и попечительство