Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей.
Тема моей курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день, так как применение положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, а это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Содержание

Содержание

Введение……………………………………………………… ...3
Глава 1.Понятие и цели опеки и попечительства……….. .6
Глава 2.Органы опеки и попечительства…………………..9
Глава 3.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.14
Глава 4.Права и обязанности опекунов и попечителей…22
Заключение…………………………………………………....27
Список используемой литературы…………………………31

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая Опека и попечительсво.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Данный  вывод основывается на следующих положениях гражданского законодательства.

     1. Договор – это сделка (ст. 153 ГК  РФ), то есть действие, направленное  на взаимное установление, изменение  или прекращение прав и обязанностей  его участников (п. 1 ст. 420 ГК РФ).

     2. При выдаче такого «разрешения» орган опеки и попечительства в лице органа местного самоуправления в качестве самостоятельной стороны данной гражданско-правовой сделки не выступает и выступать не может, поскольку не имеет собственного интереса по поводу объекта сделки (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

     2.1. Ни в сделке со множественностью  сторон (п. 2 ст. 420 ГК РФ, п. 3 ст. 154 ГК  РФ).

     2.2. Ни в сделке со множественностью  лиц (п. 3 ст. 420 ГК РФ, п. 1 ст. 308 ГК  РФ).

     3. В качестве законного представителя  несовершеннолетнего орган опеки  и попечительства выступать не может, поскольку непосредственная защита прав несовершеннолетних возложена законом исключительно на родителей, опекунов или попечителей (п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ.

     Данная  функция органами опеки и попечительства может осуществляться лишь при их отсутствии (п. 1 ст. 121 и п. 1 ст. 145 СК РФ).

     4. Таким образом, выдача такого  разрешения характеризует собой  наличие правоотношения, субъектом  которого, с одной стороны, выступает  административный орган (местное  самоуправление), с другой – попечитель или опекун (родитель). Содержанием правоотношения является порядок осуществления родителями (опекунами, попечителями) своих прав (п. 1 ст. 65 СК РФ, п. 2 ст. 31 ГК РФ).[8]

     Какой интерес, например, у администрации  Козловского района к квартире, собственником которой является мой несовершеннолетний сын? Никакого. Их интерес ограничивается правильностью и законностью моих действий как родителя, опекуна.

     Компетенция органа опеки и попечительства в  вопросе совершения сделки от имени несовершеннолетнего ограничивается исключительно функциями надзора за действиями попечителя (опекуна) и не подлежит распространению на участников сделки. Оно ни к чему не обязывает иных лиц, имеющих какое-либо отношение к сделке (нотариусов или регистраторов).

     Таким образом, представляется не основанной на законе выдача «разрешения» на совершение сделки с возложением обязанности  одновременного приобретения на имя  несовершеннолетнего иного жилого помещения.

     Подобного рода «разрешения» приобретают характер несанкционированного возложения на опекуна или попечителя обязательств выполнения условий, выходящих за пределы рамок надзора.

     Логическое  исследование такого «разрешения» ставит, например, меня как юриста в тупик. Как определить характер данного  обязательства? Должен ли я как нотариус требовать его обязательного исполнения? На каком основании? Имеет ли оно характер гражданско-правового, или следует признать его административным установлением? Каков характер ответственности за его неисполнение: административный, гражданско-правовой, уголовный? Кто будет нести эту ответственность? Я как нотариус? Или родитель? Или вместе?

     По  моему мнению, выдача административным органом разрешения гражданину на совершение гражданско-правовой сделки многими  совершенно незаслуженно приравнивается почему-то к понятию «одобрения-неодобрения сделки заинтересованным лицом». Однако речь не может идти об одобрении или неодобрении сделки как таковой, речь может идти исключительно об одобрении или неодобрении действия представителя несовершеннолетнего. А это, согласитесь, не одно и то же.

     Представительство осуществляется от имени несовершеннолетнего  и в его интересах. А не от имени  органа опеки и попечительства, и  не в интересах чиновников местного самоуправления.

     С моей точки зрения, правовое положение такого «разрешения» на совершение сделки следует определить исключительно как исполнение функции защиты гражданских прав в административном порядке, выраженное законодателем в форме «иного способа, предусмотренного законом» (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

     Отчасти подтверждением данному обстоятельству служит возможность обжалования  отказа в выдаче такого разрешения в судебном порядке, установленном  статьей 255 Гражданско-процессуального  кодекса РФ, как решения, препятствующего  осуществлению гражданином его прав и свобод.

     Но  административная защита по своему характеру  не может возлагать обязанности  на кого-либо. Она должна быть выражена в виде санкции, в виде одного из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).

     Установление  данного факта влечет за собой следующий вывод: исполнение или неисполнение опекуном или попечителем установленных органом местного самоуправления условий, отраженных в подобном «разрешении», само по себе не является существенным условием договора, влияющим на законность или незаконность его совершения.[9]

     Действия  органа опеки и попечительства в  данном случае по содержанию фактически исчерпываются двумя способами:

     1) разрешить опекуну (попечителю) совершение  данной сделки;

     2) запретить опекуну (попечителю) совершение  данной сделки.

     Без включения в них каких-либо дополнительных условий, возлагающих обязанности  на третьих лиц или препятствующих им в осуществлении своих прав.

     В случае если родитель (опекун, попечитель) своими действиями причинит вред имуществу  несовершеннолетнего или иным способом нарушит его права, орган местного самоуправления может обжаловать его действия в установленном законом порядке. При наличии доказательств нарушения. При соблюдении сроков исковой давности. Данное условие должно быть доведено нотариусом или регистратором до покупателя в виде предупреждения его о возможных последствиях мошеннических действий продавца и отражено в соответствующем пункте договора.

     Априори же, прикрываясь юридическими основаниями, допускать фактическое злоупотребление  своим правом в отношении родителей при распоряжении имуществом несовершеннолетних органы местного самоуправления, я считаю, не вправе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Лица, назначаемые опекунами и попечителями 
 
 

     Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.

       Данный перечень требований расширен  в п. 3 ст. 146 СК РФ, где сказано,  что опекунами или попечителями  не могут также стать лица:

      1) страдающие хроническим алкоголизмом  или наркоманией;

      2) ранее отстраненные от выполнения  обязанностей опекунов или попечителей;

      3) у которых дети были отобраны  без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских  правах;

      4) бывшие усыновители, если усыновление  было отменено по их вине;

      5) которые по состоянию здоровья  не могут осуществлять воспитание  ребенка.

       Рассматривая пункт 5 перечисленных  требований, нужно сказать, что  1 мая 1996 года постановлением Правительства  РФ №542 был утвержден специальный  перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную семью. К их числу относятся:

      - туберкулез;

      - заболевания внутренних органов,  нервной системы, опорно-двигательного  аппарата в стадии декомпенсации;

      - злокачественные онкологические  заболевания;

      - инфекционные заболевания, до  снятия с диспансерного учета;

      - психические заболевания, вследствие  которых больной был признан  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

      - алкоголизм, наркомания, токсикомания;

      - заболевания и травмы, приведшие  к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность3.

       При выборе опекуна или попечителя  должны учитываться и его личные  качества, способность выполнения  им данных обязанностей, отношения,  существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа.

       Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства4. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним.

       В случаях, когда столь близких  родственников из числа возможных  кандидатов на опекунство нет, предпочтительнее выбирать опекуна из числа социально положительных людей, имеющих определенный медицинский опыт и изъявивших желание взять на себя подобные обязанности.

       При установлении опеки или  попечительства над несовершеннолетними  к опекунам и попечителям также предъявляется ряд дополнительных требований. Так как основная задача подобной опеки и попечительства - это создание для несовершеннолетнего условий, максимально приближенных к семейному воспитанию, предпочтение при выборе опекуна или попечителя отдается семейным парам. Также желательно, чтобы ребенок знал своего опекуна (попечителя) до установления опеки или попечительства, что способствовало бы установлению между ними теплых, доверительных отношений. Поэтому при наличии малейшей возможности, опекуна или попечителя для несовершеннолетнего стараются подбирать из числа его родственников или людей, с которыми ребенок хорошо знаком.

       Немаловажное значение для регулирования  правового статуса опекунов и  попечителей имеет положение  о необходимости согласия гражданина на выполнение подобных обязанностей. Данное правило отсутствовало в отечественном законодательстве вплоть до 1967 года, когда был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. Объясняется это тем, что Кодекс законов о браке семье и опеке был принят в 1927 году, когда еще сохранялся высокий процент детской беспризорности. Основной задачей стоявшей перед институтом опеки и попечительства было спасение детей от голода и смерти, с чем вполне мог справиться любой гражданин. Однако на практике случаи, когда гражданина назначали опекуном или попечителем без его согласия, были крайне редки.

       По общему правилу опека и  попечительство носят безвозмездный  характер. Содержание подопечного  осуществляется за счет его  имущества, пенсии или пособия.  Это позволяет защитить интересы подопечного и избежать согласия на назначение опекуном или попечителем из корыстных побуждений.

       Осуществление опекуном (попечителем)  своих обязанностей начинается  с момента вынесения органом  исполнительной власти местного  самоуправления решения о назначении опекуна (попечителя). Ему выдается опекунское удостоверение. Являясь законным представителем подопечного, опекун может совершать все действия, которые мог бы совершать подопечный, если бы был полностью дееспособным. Закон предусматривает и определенные исключения из этого правила, имеющие целью оградить подопечного от возможных злоупотреблений со стороны опекуна. Так, в соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе совершать, а попечитель - давать соглашение на совершение ряда сделок, таких как дарение, обмен, сдача в аренду имущества подопечного и т.д., влекущих уменьшение имущества подопечного без согласия органов опеки и попечительства.

Информация о работе Опека и попечительство