Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:13, курсовая работа
Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей.
Тема моей курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день, так как применение положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, а это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
Содержание
Введение……………………………………………………… ...3
Глава 1.Понятие и цели опеки и попечительства……….. .6
Глава 2.Органы опеки и попечительства…………………..9
Глава 3.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.14
Глава 4.Права и обязанности опекунов и попечителей…22
Заключение…………………………………………………....27
Список используемой литературы…………………………31
Данный вывод основывается на следующих положениях гражданского законодательства.
1.
Договор – это сделка (ст. 153 ГК
РФ), то есть действие, направленное
на взаимное установление, изменение
или прекращение прав и
2. При выдаче такого «разрешения» орган опеки и попечительства в лице органа местного самоуправления в качестве самостоятельной стороны данной гражданско-правовой сделки не выступает и выступать не может, поскольку не имеет собственного интереса по поводу объекта сделки (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
2.1.
Ни в сделке со
2.2.
Ни в сделке со
3.
В качестве законного
Данная функция органами опеки и попечительства может осуществляться лишь при их отсутствии (п. 1 ст. 121 и п. 1 ст. 145 СК РФ).
4.
Таким образом, выдача такого
разрешения характеризует
Какой интерес, например, у администрации Козловского района к квартире, собственником которой является мой несовершеннолетний сын? Никакого. Их интерес ограничивается правильностью и законностью моих действий как родителя, опекуна.
Компетенция органа опеки и попечительства в вопросе совершения сделки от имени несовершеннолетнего ограничивается исключительно функциями надзора за действиями попечителя (опекуна) и не подлежит распространению на участников сделки. Оно ни к чему не обязывает иных лиц, имеющих какое-либо отношение к сделке (нотариусов или регистраторов).
Таким
образом, представляется не основанной
на законе выдача «разрешения» на совершение
сделки с возложением обязанности
одновременного приобретения на имя
несовершеннолетнего иного
Подобного рода «разрешения» приобретают характер несанкционированного возложения на опекуна или попечителя обязательств выполнения условий, выходящих за пределы рамок надзора.
Логическое исследование такого «разрешения» ставит, например, меня как юриста в тупик. Как определить характер данного обязательства? Должен ли я как нотариус требовать его обязательного исполнения? На каком основании? Имеет ли оно характер гражданско-правового, или следует признать его административным установлением? Каков характер ответственности за его неисполнение: административный, гражданско-правовой, уголовный? Кто будет нести эту ответственность? Я как нотариус? Или родитель? Или вместе?
По моему мнению, выдача административным органом разрешения гражданину на совершение гражданско-правовой сделки многими совершенно незаслуженно приравнивается почему-то к понятию «одобрения-неодобрения сделки заинтересованным лицом». Однако речь не может идти об одобрении или неодобрении сделки как таковой, речь может идти исключительно об одобрении или неодобрении действия представителя несовершеннолетнего. А это, согласитесь, не одно и то же.
Представительство осуществляется от имени несовершеннолетнего и в его интересах. А не от имени органа опеки и попечительства, и не в интересах чиновников местного самоуправления.
С моей точки зрения, правовое положение такого «разрешения» на совершение сделки следует определить исключительно как исполнение функции защиты гражданских прав в административном порядке, выраженное законодателем в форме «иного способа, предусмотренного законом» (п. 2 ст. 11 ГК РФ).
Отчасти подтверждением данному обстоятельству служит возможность обжалования отказа в выдаче такого разрешения в судебном порядке, установленном статьей 255 Гражданско-процессуального кодекса РФ, как решения, препятствующего осуществлению гражданином его прав и свобод.
Но административная защита по своему характеру не может возлагать обязанности на кого-либо. Она должна быть выражена в виде санкции, в виде одного из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).
Установление данного факта влечет за собой следующий вывод: исполнение или неисполнение опекуном или попечителем установленных органом местного самоуправления условий, отраженных в подобном «разрешении», само по себе не является существенным условием договора, влияющим на законность или незаконность его совершения.[9]
Действия органа опеки и попечительства в данном случае по содержанию фактически исчерпываются двумя способами:
1) разрешить опекуну (попечителю) совершение данной сделки;
2) запретить опекуну (попечителю) совершение данной сделки.
Без включения в них каких-либо дополнительных условий, возлагающих обязанности на третьих лиц или препятствующих им в осуществлении своих прав.
В случае если родитель (опекун, попечитель) своими действиями причинит вред имуществу несовершеннолетнего или иным способом нарушит его права, орган местного самоуправления может обжаловать его действия в установленном законом порядке. При наличии доказательств нарушения. При соблюдении сроков исковой давности. Данное условие должно быть доведено нотариусом или регистратором до покупателя в виде предупреждения его о возможных последствиях мошеннических действий продавца и отражено в соответствующем пункте договора.
Априори
же, прикрываясь юридическими основаниями,
допускать фактическое
Глава
3.Лица, назначаемые
опекунами и попечителями
Гражданский и семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.
Данный перечень требований
1) страдающие хроническим
2) ранее отстраненные от
3) у которых дети были отобраны
без лишения родительских прав,
т.е. ограниченные в
4) бывшие усыновители, если
5) которые по состоянию здоровья
не могут осуществлять
Рассматривая пункт 5 перечисленных
требований, нужно сказать, что
1 мая 1996 года постановлением
- туберкулез;
- заболевания внутренних
- злокачественные
- инфекционные заболевания, до снятия с диспансерного учета;
- психические заболевания,
- алкоголизм, наркомания, токсикомания;
- заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность3.
При выборе опекуна или
Особую роль личные качества опекуна играют при установлении опеки над душевно больными. Совместное проживание с человеком психически нездоровым создает множество житейских проблем, хлопотно в бытовом отношении и далеко не всегда бывает вполне безопасным. Кроме того, нужен известный навык в обращении с больным человеком, опыт применения психотропных лекарств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного врачебного вмешательства4. Естественно, что легче и лучше с проблемами ухода справляются ближайшие родственники больного, привыкшие к нему за время совместного проживания. Тем более что на их стороне бывают и личные симпатии подопечного, значительно облегчающие уход за ним.
В случаях, когда столь
При установлении опеки или
попечительства над
Немаловажное значение для
По общему правилу опека и
попечительство носят
Осуществление опекуном (попечителем)
своих обязанностей начинается
с момента вынесения органом
исполнительной власти