Опека и попечительство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание

Для обеспечения и защиты интересов граждан, не обладающих дееспособностью или обладающих ею частично, существует институт опеки и попечительства. Он позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей недееспособными или не полностью дееспособными лицами с помощью опекунов и попечителей.
Тема моей курсовой работы является весьма актуальной на сегодняшний день, так как применение положений законодательства об опеке и попечительстве показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, а это влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

Содержание

Содержание

Введение……………………………………………………… ...3
Глава 1.Понятие и цели опеки и попечительства……….. .6
Глава 2.Органы опеки и попечительства…………………..9
Глава 3.Лица, назначаемые опекунами и попечителями.14
Глава 4.Права и обязанности опекунов и попечителей…22
Заключение…………………………………………………....27
Список используемой литературы…………………………31

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая Опека и попечительсво.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Обязанности опекуна или попечителя рассматриваются  как почетные, основанные на чувстве  гражданского, а часто и родственного долга. В соответствии с этим выплата какого-либо вознаграждения опекунам и попечителям не предусмотрена; они, как сказано в п. 1 ст. 36 ГК РФ, исполняют свои обязанности безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

     Некоторые особые обязанности предусмотрены  для опекунов и попечителей несовершеннолетних. В частности, они обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании, об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (ч. 2 п. 3 ст. 36 ГК РФ, п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ).

     Время нахождения гражданина под опекой или  попечительством зависит от обстоятельств, связанных с личностью подопечного  и личностью опекуна (попечителя), а также от некоторых других обстоятельств, указанных в законе. Законом допускается освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей и отстранение от их исполнения.

     Освобождение  происходит в силу определенных объективных  обстоятельств, при отсутствии у  органов опеки и попечительства каких-либо претензий к деятельности опекуна или попечителя. Освобождение происходит, во-первых, если несовершеннолетний возвращается родителям или кто-либо его усыновил и, во-вторых, если подопечный помещен для постоянного пребывания в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение.

     В указанных случаях отпадают основания  для продолжения опеки или попечительства.

     Освобождение  от выполнения обязанностей опекуна  или попечителя возможно по их просьбе. Однако для удовлетворения такой просьбы необходимо доказать, что она обоснована уважительными причинами: болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение места жительства и т.п. Решение об освобождении принимает орган опеки и попечительства.

     Наряду  с освобождением законом (ст. 39 ГК РФ) допускается отстранение опекуна  или попечителя от исполнения им своих  обязанностей и замена его другим лицом. Отстранение применяется  при ненадлежащем выполнении опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. При этом органы опеки и попечительства могут принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности, в том числе уголовной. Возможно отстранение опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей и при отсутствии его вины, например, если недостатки в его деятельности обусловлены отсутствием опыта, навыков, педагогических знаний и т.д.

     Помимо  освобождения опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей или отстранения от их выполнения, опека или попечительство прекращаются и по другим основаниям. Так, опека  над совершеннолетним гражданином, который ранее был признан недееспособным, прекращается, если судом вынесено решение о признании подопечного дееспособным. Равным образом и попечительство прекращается, если в отношении гражданина, ранее ограниченного в дееспособности, судом будет отменено это ограничение. 

     Опека прекращается также по достижении малолетним подопечным 14 лет. В этом случае гражданин, выполняющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего  без дополнительного решения  об этом. По достижении несовершеннолетним 18 лет прекращается и попечительство над ним, причем без особого решения, в силу самого факта достижения совершеннолетия. Если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ), то попечительство над ним также прекращается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 
 

     Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки  и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.

       Наряду с этими общими гражданско-правовыми  нормами в СК имеются правила  об опеке и попечительстве  в отношении несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.

       В большинстве случаев опека  и попечительство применяется  к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет  важную роль в создании условий  для воспитания в семье детей,  лишенных родительской заботы. Благодаря установлению опеки (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

        Законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая «центр тяжести», бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).

     Однако  очевидно, что в современной России при условии безвозмездности  исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется (и весьма активно) определенный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В большинстве случаев (к счастью) этот интерес расположен в рамках закона и носит неимущественный характер. Речь идет о стремлении лица удовлетворить потребность в общении, заботе о ближнем, в особенности – удовлетворить потребность в поддержке родственника, в исполнении отеческого (сыновнего) долга.

     Психологи утверждают, что люди обладают «сильнейшей  потребностью в присоединенности. Существование  тесных, проверенных временем личностных взаимоотношений повышает жизнеспособность индивидуумов и групп» Вопреки всему современное российское общество по-прежнему зиждется на семье. «В 90-е годы заметной особенностью российского общества стала концентрация людей на семейно – ориентированном образе жизни, связанная у большинства с необходимостью выживания в условиях кризиса...».

     Потребность человека в заботе о ближнем сегодня  должна культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами и, безусловно, «эксплуатироваться», но, разумеется, в пределах допустимого. Это означает, что законодатель должен найти способы поддержки тех граждан, кто отважился взять на себя заботу об инвалидах или детях, и стимулировать тем самым остальных сограждан к подобному поведению. В то же время должны быть закреплены и соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

     Возможные изменения в содержании норм об опеке  и попечительстве должны строиться  исходя из принципа приоритета интересов личности, что, в свою очередь, обусловлено не только непосредственной ценностью человека как первоосновы социума, но и исключительно конъюнктурной в современных условиях задачей сохранения каждого индивидуума как социально – полезной единицы – потенциального налогоплательщика, военнообязанного, родителя, иного члена семьи. В решении обозначенных вопросов так называемые публичные и частные интересы как нельзя более тесно взаимосвязаны, однако преобладание последних совершенно очевидно.

     Итак, природа и цели института опеки  и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование  в следующих направлениях.

     1. Прежде всего, необходимо обратиться  к основанию возникновения отношений  по опеке и попечительству. Как  и ранее, по действующему законодательству таким основанием является акт органа опеки и попечительства – постановление о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем).

     Сегодня в действительности назначение опеки  или попечительства производится лишь в случаях, когда лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Это, безусловно, не означает автоматического назначения гражданина, поскольку при несоответствии его личностных характеристик требованиям закона орган опеки и попечительства обоснованно отказывает в установлении опеки (попечительства). Тем не менее, акцент в этих правоотношениях сместился в сторону опекунов (попечителей) и их волеизъявления, что в большей степени обусловлено отсутствием возможности выбора между несколькими кандидатурами.

     Отсутствие  выбора вызвано во многом тем, что  в современных условиях государство не создало предпосылок для требования от своих граждан исполнения такого общественного долга, как осуществление заботы о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах. Кроме того, отношения опекунов (попечителей) и их подопечных не могут возникать помимо воли опекуна (попечителя), поскольку носят в большей степени личный характер и их существование и длительность напрямую связаны с психологическим климатом в этой малой социальной группе. Мы бы хотели утверждать, что данные правоотношения, в сущности, являются лично – доверительными и должны прекращаться в любой момент при возникновении конфликта сторон и угрозы нарушения тем самым прав и интересов подопечного.

     Сложившаяся в действительности ситуация с назначением  опекунов (попечителей) показательна тем не менее тем, что в ней проявилось одно из основных начал гражданско-правового регулирования: «Граждане (физические лица)... приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе» (пункт 2 статьи 1 ГК РФ). Отношения по установлению опеки или попечительства приобрели сегодня характер скорее гражданско-правовых, нежели административных.

     В качестве одного из доказательств выдвинутого  тезиса может служить и широкое  распространение различных договорных форм как способов правового решения одной из острейших проблем современной России – устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Проникновение в это правовое поле (безусловно, публично – правовое) договоров о создании приемной семьи, патронатной семьи (см. выше), иных соглашений свидетельствует об объективной невозможности устроить физическое лицо для осуществления заботы о нем к гражданам, не имеющим с ним близких родственных или иных связей. 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 
 
 

1.   Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от                                                  25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2.   Гражданский Кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №      51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120.

3.   Гражданский Кодекс Российской  Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ  от 29.01.1996, № 5, ст. 410, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (1 ч.), ст. 3100.

4.   Семейный Кодекс Российской Федерации  от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // СЗ РФ от 01.01.1996, № 1, ст. 16, СЗ  РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 11.

5.   Веберс Я.Р. Соотношение гражданского  и семейного законодательства // Вопросы гражданского и трудового законодательства Советской Латвии. – Рига, 1965.

6.  Гражданское право: Учебник. Т. II. Полутом 1 / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: БЕК, 2002.

7.   Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.  Толстого. – М.: Проспект, 1997.

8.   Ершова Н.М. Опека и попечительство  над несовершеннолетними. – М., 1959. 

9.   Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю.  Российская семья на европейском  фоне (по материалам международного  социологического исследования). –  М., 1998.

10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М., 1995.

11. Майерс  Д. Социальная психология / Перев.  с англ. – СПб., 1999.

12. Пергамент  А.И. К вопросу о правовом  положении несовершеннолетних // Уч. зап. ВИЮН. Вып. 3. – М., 1955.

Информация о работе Опека и попечительство