Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 22:31, курсовая работа
Проблема формирования этнического самосознания в практике
педагогической действительности наиболее острой стала в последние 10 – 15
лет. Это во многом связано с социальными факторами (распадом СССР,
вынужденной миграцией, вооруженными конфликтами и др.) и с процессами,
происходящими в системе образования. Исходя из этого, возникает
необходимость педагогического управления этнической социализацией
подрастающего поколения, формированием этнического самосознания.
1. Значение и функции взаимоотношений между сотрудниками в коллективе
2. Факторы, обуславливающие самосознание работника
3. Характеристика организации
4. Анализ межличностных отношений и уровня самосознания в трудовом коллективе
5. Задача
Список использованной литературы
Содержание
1. Значение и функции
2. Факторы, обуславливающие
3. Характеристика организации
4. Анализ межличностных
5. Задача
Список использованной литературы
1. Значение и функции
Взаимодействие - это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей - решения практических задач или реализации ценностей.
Психологический климат является одним из действенных факторов, влияющих на производительность труда. Сотрудник в коллективе подчиняется общественному мнению и очень важно, чтобы психологический климат коллектива создавал благоприятные условия для формирования у сотрудников высоких моральных качеств, развивал положительные мотивы деятельности и настраивал сотрудников на активное, творческое, добросовестное отношение к труду. Практическая значимость установившегося в коллективе психологического климата огромна. Всякие трудности значительно легче преодолеваются коллективом, где господствует хороший климат.
Руководитель располагает
Для формирования в коллективе благоприятного психологического климата особое значение имеют сложившиеся в нём формы общения (коммуникации) между сотрудниками, которые оказывают существенное влияние на формирование статуса каждого сотрудника, а этот статус в свою очередь во многом определяет их общее настроение. Вот почему важно добиваться того, чтобы повседневное общение сотрудников способствовало постоянному поддержанию в коллективе оптимального психологического настроя. Для формирования психологического климата важное значение имеет использование материального и морального стимулов к труду, которые вызывают удовлетворённость результатом труда и эмоциональным подъемом, эстетическое наслаждение как самим трудом, так и его результатом. Однако никакой коллектив не гарантирован от противоречий, а потому и самые дружеские отношения не исключают конфликтных ситуаций.
Задача руководителя состоит, в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть противоречия и напряжённость в коллективе, приводящие к конфликтам
Обратим внимание на классификацию
типов взаимоотношений в
Она основана на комбинации двух главных
параметров - внимании к человеку, степени
учета интересов людей и
1. Невмешательство: низкий
2. Теплая компания: высокий уровень
заботы о людях, стремление
к установлению дружеских
3. Задача: внимание руководителя
полностью сосредоточено на
4. Золотая середина: руководитель
в своей деятельности
5. Команда: наиболее предпочтител
Однако эта модель не является универсальной, так как конкретные ситуации могут существенно отличаться друг от друга.
Не менее интересное исследование динамики межличностных отношений в системе "руководитель - подчиненный", предложенное двумя американцами Херси и Блaнчapдoм Лобанова Т.Н., Михайлов Я.В. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 1995. - С. 22..
В рамках этого подхода предполагается,
что степень руководства
Такой подход к проблеме позволяет использовать четыре вида отношений в системе "руководитель - подчиненный": приказание, внушение, участие и делегирование.
Согласно предлагаемой схеме приказание оптимально в случае низкого профессионализма, когда исполнитель не готов к самостоятельному выполнению задачи и не хочет брать на себя ответственность. Задача руководителя - инструктировать сотрудника, много руководить и мало доверять.
Внушение рекомендуется
Участие наиболее эффективно на уровне зрелости от среднего до высокого. Сотрудник уже способен к самостоятельному выполнению задания и в такой ситуации требуется не столько руководство, сколько психологическая поддержка, совместное обсуждение проблемы и совместное принятие решения.
Высокий уровень профессиональной зрелости предполагает передачу полномочий исполнителю - делегирование что означает слабое управление и малую степень эмоциональной поддержки.
Проблема выбора оптимального поведения руководителя не имеет "кабинетного" решения, но можно выделить типичные ситуации, возникающие в случае неадекватности поведения руководителя. У подчиненных возникает чувство досады, создается почва для недовольства и сопротивления в тех случаях, когда:
за ошибки одного отвечает другой;
решение принимается без участия сотрудника;
разнос, разбирательство устраиваются при третьих лицах или в отсутствие работника;
руководитель не способен признать свою ошибку, пытается найти виновного среди подчиненных;
от исполнителя скрывается важная для него информация;
работник, профессионально пригодный занять более высокую должность, не продвигается по службе;
руководитель жалуется на подчиненного вышестоящему начальнику;
поощрения за труд одного работника достаются другому;
уровень требовательности не одинаков для всех сотрудников, в коллективе есть любимчики и отверженные и т.д.
2. Факторы, обуславливающие
Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала.
Если обратиться к различным авторам, рассматривающим периодизации профессионального развития, то многие выделяют такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития, как изменение ценностного отношения к самому себе как представителю профессии и члену общества вообще.
Профессиональное самосознание имеет одну важную общую характеристику - это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающим себя в качестве полноценного члена данного общества. Иными словами, профессиональное самосознание - это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность - главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности.
Если обратиться к культурно-исторической
традиции развития и специального формирования
профессионального
Важную роль в понимании профессионального
самосознания играет профессиональная
идеология. Профессиональная идеология
- это система утверждений, находящихся
вне категорий истины и направленных
на обоснование общественного
Применительно к конкретному человеку (работнику) важно еще разобраться, о чем идет речь, о его соотнесенности себя с представителями конкретной профессии (или конкретного трудового коллектива) или о соотнесенности себя с данной социально-профессиональной группой. Дело в том, что соотнесенность себя с социальной группой предполагает видение себя в качестве носителя определенных ценностей и образа жизни, не всегда связанных с самой профессиональной деятельностью.
Важно разобраться, чем в большей степени обусловлено развитие профессионального самосознания, особенностями предшествующего обучения (и тогда уместнее было бы говорить об учебно-профессиональном самосознании) или особенностями самой работы, что ближе к собственно профессиональному самосознанию. Иными словами, кем в большей степени осознает себя человек - выпускником такого-то учебного заведения или профессионалом, работающим в такой-то организации и выполняющим такие-то профессиональные и общественные функции. Например, если самосознание больше определяется предшествующим обучением, то это может выражаться в таких позициях, как "бывший студент" (или "вечный в душе студент"), или в позиции "бывший отличник учебы в таком-то заведении" (известно, что не всегда отличники становятся потом отличными профессионалами). И тогда вся его реальная профессиональная деятельность воспринимается (и осознается) как нечто внешнее, постороннее по отношению к бывшей учебе.
Можно было бы выделить и другие интересные линии анализа данной проблемы. Например, определить соотношение профессионального самосознания с выполняемой профессиональной ролью (или ролями). Или же определить соотношение профессионального самосознания и целей, условий, предмета труда (например, в какой степени сам работник отождествляется с теми клиентами, с которыми он работает, что в итоге лучше позволяет понять и причины многих профессиональных деструкций в "человековедческих" профессиях). Или же рассмотреть, в какой степени работник осознает себя в качестве деградирующего субъекта труда (или деградирующей личности), ведь это также важный аспект профессионального самосознания, поскольку давно признано, что не каждый труд способствует развитию личности и т.п. Так или иначе, проблема профессионального самосознания оказывается достаточно комплексной (многоаспектной), что не позволяет решить ее вне рассмотрения других проблем, связанных с развитием субъекта труда.
Можно также увязать профессиональное самосознание с развитием профессионализма. Среди прочих условий, влияющих на становление профессионала, можно выделить и такие, как адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке своего уровня профессионализма, представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.
Выделяют также противоречивые (амбивалентные) тенденции, влияющие на становление профессионала:
противоречие между
противостояние порой результатов и процесса труда (например, несовпадение объективных результатов и его "психологической цены");
несовпадение в ряде случаев
предметных, социальных эталонов, норм
труда с индивидуальными
несогласованность становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной). Например, профессиональная компетентность может у кого-то сильно опережать социальную;
рассогласование темпов развития у отдельных людей мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности;
разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах развития;
неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности;
противопоставление в сознании человека стремления к узкой специализации и потребности узнать что-то о смежных профессиях, быть "универсалом";
несовпадение порой проявлений у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и в непрофессиональной сферах;