Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 08:19, реферат
Организация — это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени.
Введение 3
1. Понятие организационного конфликта 4
2. Причины организационных конфликтов 7
3. Классификация организационных конфликтов 12
4. Управление конфликтом в организации 18
Заключение 26
Список литературы 28
РЕФЕРАТ
Содержание
Организация — это сложное целое, которое включает в себя не только индивидов с различными статусами, социальными установками и интересами, но и различные социальные образования, стремящиеся занять более высокое место в структуре организации, изменить существующие нормы деятельности или систему отношений внутри организационной структуры. Кроме того, различные подразделения организации могут подвергаться управленческому воздействию в различной степени. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции. Все эти причины в конечном счете могут привести организацию и ее подразделения к состоянию напряженности и даже социального конфликта.
В
отечественной экономике в
Отметим,
что конфликты характеризуются
двойственностью, так как их результаты
могут быть и полезны, и вредны организации.
Более того, ученые полагают, что конфликты
не просто полезны организации, они формируют
ее оптимальную структуру управления.
Организационный конфликт - столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно целей друг друга. Обычно возникает в ситуации, когда нужно резко изменить привычный тип деятельности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и пр. Действия субъектов конфликта организационного регламентированы сложившимися нормами, отражают логику развития организации и имеют внеличностный характер.
Основные элементы конфликта:
1)
организационная ситуация
2) "первый" участник - воспринимающий данную ситуацию как препятствие для достижения задач должностной позиции;
3)
"второй" участник - воспринимающий
ее как ситуацию, благоприятствующую
решению задач своей
4)
конфликтное взаимодействие
Если же конфликтность низкая, то:
1) анализируются цели участников конфликта;
2)
определяется ситуация
3) устанавливаются факторы, способствующие перерастанию ситуации проблемной в конфликт организационный;
4)
измеряется степень
Реальный конфликт организационный может разрешаться по двум направлениям: 1) устранение и разрешение организационной ситуации проблемной; 2) нахождение форм движения конфликта и содействие всемерному ускорению объективного процесса его развития, благодаря коему сохраняется и развивается рациональное и содержательное обоснование позиций конфликтующих индивидов или групп и, наконец, находится решение, полностью удовлетворяющее участников конфликта. Целесообразность и регулируемость конфликта организационного оцениваются сравнением затрат на разрешение организационной ситуации проблемной через конфликт и без него. Если затраты на разрешение ситуации через конфликт оказываются большими, чем разрешение другими средствами, то конфликт нецелесообразен.
Если разрешение ситуации
Конфликт в организации может протекать и распространяться в следующих основных направлениях:
1)
горизонтальные конфликты, или
конфликты “равный с равным”,
представляют собой конфликты
между коллегами,
2)
вертикальные конфликты, или
Существуют три точки зрения на природу организационных конфликтов
Унитарная
Организация и ее служащие преследуют общие цели. Руководство и власть не создают проблем, а должности распределяются с учетом личных устремлений сотрудников. Конфликты - относительно редкие и преходящие события в организационной жизни. Они часто приписываются возмутителям спокойствия, нарушением коммуникаций и личным разногласиям.
Радикальная
Разные
группы сотрудников в организации
имеют различные и
Конфликт
– это необходимое и
Плюралистическая
В организации присутствует разнообразие целей и интересов, но они не обязательно должны рассматриваться как несовместимые и противоположные. Конфликт – естественное, потенциально положительное явление, предопределенное различием целей и интересов в рамках организации. Краеугольным камнем разрешения конфликтов являются коалиции и компромиссы.
Для оптимизации деятельности руководителя в условиях конфликта необходима типология причин конфликта.
1.
Различие или пересечение
2.
Различие в ценностных
Существуют несовместимые ценностные ориентации, обладатели которых практически всегда испытывают напряженность, потенциально агрессивны, являются потенциальным источником возникновения социального конфликта в организации. К таким несовместимым ориентациям можно отнести ориентацию на свободу поведения при осуществлении своей деятельности и жесткий всеобъемлющий контроль; ориентацию на использование собственных сил и на помощь и вмешательство извне и т.д.
3.
Различные формы
При осознании этих факторов конфликт может возникнуть при наличии общей установки членов организации на изменение существующей системы распределения вознаграждения и изменение характера властных отношений. Этому способствуют следующие условия:
· наличие лидера, поддерживающего у членов организации стремление к изменению сложившейся ситуации и установку на борьбу;
·
существование разветвленной
· высокий уровень агрессивных установок участников;
· сплоченность социальных групп в организации, их способность, к совместным скоординированным действиям в конфликтных ситуациях.
4.
Неудовлетворенность
· желание увеличить свою функциональную значимость или степень функциональной автономии. Например, одно из подразделений организации претендует на главенствующее место в разработке и реализации крупного проекта, ущемляя при этом претензии других подразделений;