Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:32, реферат
В нашей стране проделана и ведется значительная работа по созданию условий, обеспечивающих успешное применение в народном хозяйстве принципов научной организации труда (НОТ); создана государственная система планирования мероприятий по научной организации труда; многие передовые формы и методы организации труда закреплены в правовых документах и стандартах.
Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения
2.1. ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В нашей стране проделана
и ведется значительная работа по
созданию условий, обеспечивающих успешное
применение в народном хозяйстве
принципов научной организации
труда (НОТ); создана государственная
система планирования мероприятий
по научной организации труда; многие
передовые формы и методы организации
труда закреплены в правовых документах
и стандартах.
На предприятиях и в учреждениях созданы
подразделения и группы, осуществляющие
руководство работой по внедрению НОТ;
организованы подготовка и систематическое
повышение квалификации специалистов
по НОТ.
Научной надо считать такую организацию
труда, которая ос-новывается на достижениях
науки и передового опыта, систематически
внедряемых в производство, позволяет
наилучшим образом соединить технику
и людей в едином производственном процессе,
обеспечивает наиболее эффективное использование
материальных и трудовых ресурсов, непрерывное
повышение производительности труда,
способствует сохранению здоровья человека,
постепенному превращению труда в первую
жизненную необходимость.
Таким образом, НОТ рассматривается как
высшая ступень орга-низации труда, призванная
решить три основные задачи:
1. Экономическую. Суть ее состоит в том,
чтобы на основе внедрения НОТ повысить
производительность общественного труда
при экономии времени и энергии человека.
2. Психофизиологическую. Она направлена
на всестороннее оздо-ровление и облегчение
условий труда, в конечном счете позволяющие
сохранить здоровье и трудоспособность
работающих.
3. Социальную. Ее решение должно способствовать
всестороннему и гармоничному развитию
личности, воспитанию нового человека,
превращению труда в жизненную необходимость.
При внедрении НОТ широко используются
выводы и достижения общественных и естественных
наук, прежде всего экономики, социологии,
психологии, трудового права, медицины
(гигиены, санитарии, физиологии) и др.
Она тесно связана с праксеологисй — наукой,
исследующей и формулирующей правила
«хорошей работы» в любой сфере человеческой
деятельности.
Основные направления НОТ, применяемые
в работе органов социальной защиты населения
1. Разделение и кооперация труда. Подбор
и расстановка кадров. Организация творческого
труда. Сплочение коллектива.
2. Совершенствование оплаты труда работников.
Ликвидация уравниловки в оплате труда.
3. Организация рабочего места. Оснащение,
планировка, эстетизация (вкус).
4. Создание благоприятных условий труда:
санитарно-гигиени- ческих и психофизиологических
(отношения в коллективе).
5. Рационализация приемов и методов труда.
6. Воспитание сознательного и творческого
отношения к труду. Укрепление дисциплины
труда.
7. Подготовка и повышение квалификации
кадров.
Например, в работе районных (городских)
органов социального обеспечения сейчас
применяются:
— компьютеризация назначения и выплаты
пенсий;
— консультационные пункты;
— «горячие» телефоны (когда работник
собеса целый рабочий день отвечает на
звонки по телефону); время работы «горячего»
телефона публикуется в местной печати;
— выступления с консультациями по радио,
телевидению, в печати;
— проведение выездных заседаний комиссий
по назначению пенсий на крупных предприятиях;
— подготовка памяток для пенсионеров
и др.
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ) ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В районных (городских) органах
социальной защиты населения составляются
графики и планы. Графики работы
утверждаются ад-министрацией города
или района.
Графики работы органов социальной защиты
1. График работы всего районного (городского)
органа социальной защиты населения с
указанием рабочих дней, выходных, начала,
окончания работы, перерыва в работе. Отдельно
указываются приемные дни с указанием
времени приема. При участковой системе
в районном (городском) органе социальной
защиты населения 2—3 дня приемных. Если
районный (городской) орган социальной
защиты населения работает с применением
функциональной специализации, то все
рабочие дни — приемные.
2. Графики работы каждого специалиста.
На двери обязательно указывается фамилия,
имя, отчество специалиста и обязательно
приемные дни и время приема.
Приемные дни должны совпадать у всех
работников районного (городского) органа
социальной защиты населения, чтобы в
случае неудовлетворения ответом специалиста
можно было обратиться к заведующему или
заместителю.
3. График работы консультационных пунктов.
;
4. График работы МСЭК.
5. График работы вышестоящей организации
(департамента, отдела и т.д.).
Кроме графиков в районном (городском)
органе социальной защиты населения составляются
текущие и годовые перспективные планы.
Перспективные планы
1. Годовой план основных мероприятий.
Он утверждается адми-нистрацией города
или района. Этот план обязательно содержит
разделы:
— пенсионное обслуживание и обеспечение;
— обеспечение пособиями;
— методріеская работа;
— работа с общественностью;
— пропаганда правовых знаний;
— культурно-массовая работа.
2. На основании годового плана основных
мероприятий состав-ляются квартальные
планы основных мероприятий, которые в
ад-министрации не утверждаются.
3. Годовой план работы по НОТ.
4. Годовой гошн повышения квалификации
работников районного (городского) органа
социальной защиты населения.
5. Годовой план практических мероприятий
по трудовому уст-ройству и материально-бытовому
обслуживанию пенсионеров. Его составляет
отдел по трудовому и бытовому устройству
(ТБУ).
Сотрудники районного (городского) органа
социальной защиты населения составляют
свои текущие рабочие планы на месяц с
разбивкой на недели и дни.
Требования, предъявляемые к рабочим планам
Планы должны быть конкретными, реально
исполнимыми, обязательно содержать дату
исполнения и исполнителя.
Все планы и графики, составляемые в районном
(городском) органе социальной защиты
населения, должны быть подписаны заведующим.
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ
В соответствии с Конституцией
граждане Российской Федерации имеют
право направлять личные и коллективные
обращения в государственные
органы и должностным лицам, которые
в пределах своей компетенции
обязаны рассмотреть эти
Граждане Российской Федерации пишут
письма в различные инстанции, но больше
всего писем поступает в Министерство
труда и социального развития. Чаще всего
пишут люди пожилого возраста, от них поступает
более 70 % обращений. Пишут о своем наболевшем,
о маленьких пенсиях, на которые невозможно
прожить. Недовольны «северяне» — требуют
начислить к рассчитанной по индивидуальному
коэффициенту пенсии районный коэффициент.
Много обращений в связи с принятием Федерального
Закона «О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий» — люди считают
несправедливым исключение из трудового
стажа годы учебы, ухода за детьми, престарелыми
и инвалидами. Много писем поступает о
задержке пенсий и непогашенном долге.
Иногда вместо пенсий в регионах предлагают
получать товары, беспроцентные ссуды
и т. д.
' Существует три основных вида обращений:
предложение, заявление, жалоба.
Предложение — вид обращения, цель которого
обратить внимание на необходимость совершенствования
работы тех или иных государственных органов,
предприятий, учреждений, организаций,
рекомендовать конкретные пути и способы
решения поставленных задач.
Заявление — вид обращения, направленный
на реализацию пред-ставленных законом
субъективных прав и интересов граждан.
Выражая просьбу личного или общественного
характера, заявление может сигнализировать
и об определенных недостатках в деятельности
государственных органов, предприятий,
учреждений, орга-„ низаций. В отличие
от предложения в нем не раскрываются
пути и не предлагаются способы решения
возникшей проблемы.
Жалоба — вид обращения, в котором идет
речь о нарушении субъективных прав и
охраняемых законом интересов граждан.
Как правило, в жалобе содержится не только
информация о нарушении субъективных
прав и просьба об их восстановлении, но
и критика в адрес государственных или
общественных органов, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц и отдельных
граждан, в результате необоснованных
действий которых либо необоснованного
отказа произошло, по мнению заявителя,
нарушение его субъективных прав, предусмотренных
законодательством.
Во многих случаях предложения, заявления
и жалобы выступают в чистом виде, т. е.
в самом их содержании имеются признаки
обращения только одного определенного
вида. Так, например, заявление о назначении
Является заявлением в чистом виде, жалоба
на грубость работника управления социальной
защиты населения города является жалобой
в чистом виде и т. д. Однако часто встречаются
обращения, носящие смешанный характер,
так в одном обращении могут быть заявление
и жалоба.
* Работа с письменными обращениями граждан
в органах соци-, альной защиты населения
ведется в соответствии с «Инструкцией
о работе с предложениями, заявлениями
и жалобами граждан в органах, на предприятиях,
в учреждениях и организациях социального
обеспечения».
* Руководитель учреждения социальной
защиты населения несет персональную
ответственность за правильную организацию
работы с письменными обращениями граждан.
Это важный участок работы любого учреждения,
тем более социальной защиты. Важно помнить,
что за каждым письмом стоит человек и
не просто человек, а человек больной,
инвалид, пожилой, одинокий, заслуженный,
но теперь беспомощный, и вовремя полученный
ответ на письмо, возможно, вернет его
к жизни или даст силы для преодоления
невзгод. Работники органов социальной
защиты населения должны об этом помнить
постоянно.
Среди письменных обращений, поступающих
в управление со-циальной защиты населения
города или района, особое внимание необходимо
уделять обоснованным жалобам.-Инструкция
по работе с письменными обращениями граждан
устанавливает несколько этапов работы
с ними, начиная с приема и регистрации
писем и заканчивая их анализом.
Особое внимание необходимо обращать
на сроки рассмотрения писем, ведь нарушение
этих сроков — это невыполнение трудовых
. обязанностей, что может повлечь наложение
дисциплинарного взыскания и даже увольнение
с работы.
Работники органов социальной защиты
должны уметь грамотно и обоснованно составить
ответ на письмо, чтобы заявитель получил
исчерпывающие ответы на все интересующие
их вопросы. Ответ должен быть простым,
ясным, четким и обоснованным, тогда он
не повлечет нового письма или жалобы.
Много жалоб пенсионеров поступает на
неправильность назначения пенсий, задержку
выплаты пенсий, грубость сотрудников.
Имеются случаи, когда ответы на письма
вообще не даются или поступают заявителям
с большой задержкой.
Как правило, ведущий или главный специалист
органов соци-альной защиты ежеквартально
проводит анализ поступивших писем, который
затем рассматривается на технической
учебе или собрании коллектива. Схема
анализа поступающих писем представлена
ниже.
Прием, регистрация и учет
писем граждан
1. При приеме писем проверяется правильность
их адресования. Письма, доставленные
не по назначению, незамедлительно возвра-щаются
почтовому предприятию связи для направления
адресату.
Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются,
пересчи- тываются и скрепляются с конвертом.
Отсутствие указанных в письме приложений
или их части отражается в акте и об этом
сообщается заявителю.
2. Письма граждан с пометкой на конверте
«лично», а также письма, адресованные
отраслевому отделу писем Министерства
или профсоюзной организации, не вскрываются,
а передаются по назначению.
3. На письмах граждан, сданных на личном
приеме, делается пометка «с личного приема».
Эти письма подлежат регистрации.
4. Все поступающиеся письма должны быть
централизованно зарегистрированы в день
их поступления на регистрационно-кон-
трольных карточках:
Лицевая сторона
Регистрационный индекс письма
указывается в регистрационном
штампе, который проставляется в
правом верхнем углу со-проводительного
письма или на первой странице письма
заявителя. Индекс состоит из условного
цифрового обозначения
5. При повторном поступлении письма к
нему подбирается име-ющаяся переписка
и регистрационно-контрольная карточка.
Письму присваивается номер, под которым
были зарегистрированы ранее поступившие
в данном календарном году письма. В регистрацион-
но-контрольной карточке указывается
дата поступления нового письма.
Повторными следует считать письма, поступившие
от одного и того же лица по одному и тому
же вопросу, если со времени подачи первого
письма истек установленный законодательством
срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен
данным ему ответом.
Письма одного и того же лица по одному
и тому же вопросу, направленные различным
адресатам и поступившие в одно и то же
учреждение, а также письма, в которых
содержатся новые вопросы илишшолнительные
сведения, повторными не считаются.
6. В случшх, когда в письме заявителя или
коллективном письме сообщается о другом
лице, кроме алфавитно-регистрационной
карточки заводится ссылочная карточка,
в которой полностью указывается фамилия,
имя и отчество лица, в отношении которого
написано письмо. Алфавитно-регистрационные
и ссылочные карточки содержатся в картотеках
в строго алфавитном порядке.
7. Коллективные письма регистрируются
по фамилии первого заявителя. Одновременно
выписываются ссылочные карточки на нескольких
лиц, подписавших это письмо.
8. Письменное обращение гражданина должно
содержать следующие данные: фамилия,
имя, отчество обратившегося, место его
жительства, либо работы и учебы. Без этих
сведений обращение признается анонимным
и рассмотрению не подлежит.
Рассмотрение и разрешение писем граждан
1. Зарегистрированные письма граждан
в день поступления пе-редаются руководителю
учреждения, который поручает лицу (ис-полнителю)
рассмотреть по существу вопросы, поставленные
в письме, и подготовить текст ответа.
2. Письма передаются исполнителю под расписку
на алфавит-но-регистрационной карточке.
Если в резолюции руководителя указано
несколько исполнителей, то ответственным
за исполнение всех поставленных в письме
вопросов является исполнитель, указанный
в списке первым.
3. Передача писем из одного структурного
подразделения в другое производится
с обязательной отметкой об этом в алфавитно-
регистрационной карточке.
4. В том случае, когда в письме содержатся
вопросы, разрешение которых не относится
к компетенции органов социального обеспечения,
копия или выписка из письма направляется
по при-надлежности, о чем заявитель ставится
в известность.
5. Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение
тем лицам и учреждениям, действия которых
обжалуются.
Когда данных, указанных гражданином в
жалобе, недостаточно для вынесения окончательного
решения, из учреждения или от лица, действия
которых обжалованы, истребуются материалы
проверки с заключением обоснованности
принятого решения. В случае необходимости,
по указанию руководства учреждения, для
проверки жалобы на месте могут быть командированы
работники аппарата учреждения.
6. Ответы на письма граждан дают руководители
и другие упол-номоченные должностные
лица учреждений. Ответ может быть дан
в письменной или устной форме. В случае
устного ответа делается соответствующая
запись в регистрационно-контрольной
карточке. При отклонении предложения,
заявления, жалобы в ответе необходимо
указать мотивы, по которым они отклонены.
В необходимых случаях должен быть разъяснен
порядок обжалования.
Письма граждан считаются разрешенными,
если рассмотрены все поставленные в них
вопросы, по ним приняты необходимые меры
и даны исчерпывающие ответы, соответствующие
действующему законодательству.
7. Проект подготовленного ответа на письмо
визируется испол-нителем в левом нижнем
углу и передается ш подпись руководителю.
Исполнитель несет ответственность (одновременно
с лицами подписавшими) за содержание,
ясность и четкость изложения ответов,
достоверность ссылки на нормативные
акты.
8. Ответы гражданам на подгррные обращения
в связи с несогласием их с ранее принятым
решением, поручения, запросы, направленные
в вышестоящие организации, а также ответы
на письма, находящиеся на особом контроле,
подписываются руководителем учреждения
или его заместителем.
9. Если письмо рассматривалось работниками
нескольких отделов (секторов), заявителю
направляется один ответ. Проект письма
готовится ответственным исполнителем,
согласовывается с другими исполнителями,
визируется ими, после чего передается
на подпись, что должно быть сделано своевременно
и правильно. Ответственность за это в
равной степени несут все указанные в
резолюции исполнители.
10. Запрещается вносить изменения в содержание
уже подписанного письма без разрешения
должностного лица, его подписавшего.
11. Полученные от заявителя документы
возвращаются ему заказным отправлением
вместе с ответом, если нет иного поручения
контролирующего органа.
В тех случаях, когда документы приобщены
к материалам проверки, пенсионному или
медицинскому делу* об этом сообщается
заявителю.
12. При возвращении документов в письме
перечисляются наи-менования подлинных
документов (о трудовом стаже, заработной
плате, а также медицинский документ) и
указывается общее число приложений.
Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих
органах со-циального обеспечения, подлежат
возврату вместе с ответом. В другие контролирующие
органы письма возвращаются только по
их требованию.
13. Подписанные письма передаются для
отметки на алфавит- но-регистрационной
карточке, после чего отправляются адресату.
Сроки рассмотрения писем граждан и контроль
за своевременным их рассмотрением
Установлены следующие сроки рассмотрения
писем:
обращения граждан по вопросам, не относящимся
к ведению органов социального обеспечения,
пересылаются по принадлежности в пятидневный
срок с извещением об этом заявителю;
предложения граждан рассматриваются
в срок до одного месяца со дня поступления
в учреждения социального обеспечения,
за исключением тех из них, которые требуют
дополнительного изучения, о чем сообщается
лицу, внесшему предложение;
заявления и жалобы разрешаются в срок
до одного месяца. Если заявления и жалобы
не требуют дополнительного изучения
и проверки, то они разрешаются безотлагательно,
не позднее 15 дней;
заявления и жалобы военнослужащих и членов
их семей в Мини-стерстве труда и социального
развития России разрешаются в срок до
15 дней, в местных органах социального
обеспечения — до 17 дней;
предложения и заявления народных депутатов
рассматриваются с принятием мер по их
выполнению в срок до одного месяца, а
не требующие дополнительного изучения
и проверки — безотлагательно.
Началом срока исполнения считается день
поступления письма в учреждение, а его
окончанием — день направления окончательного
ответа заявителю или в контролирующий
орган.
В тех случаях, когда для разрешения письма
необходимо проведение специальной проверки,
срок разрешения письма продлевается
руководителем, но не более чем на один
месяц, а срок разрешения писем военнослужащих
и членов их семей — не более чем на 15 дней..
Для соблюдения установленных сроков
в письмах-запросах обя-зательно указывается
ожидаемый срок получения ответа.
Анализ писем граждан
1. Для изучения характера писем и причин,
порождающих обра-щения граждай, ежеквартально
проводится их анализ по видам работы
(пенсионное обеспечение, медико-социальная
экспертиза, со-циально-бытовое обслуживание
пенсионеров, кадры).
При анализе писем особое внимание должно
быть обращено на те жалобы, по которым
были восстановлены нарушенные права
и законные интересы граждан или выявлены
недостатки в деятельности учреждений
социального обеспечения или отдельных
должностных лиц, а также на факты несвоевременного
рассмотрения писем.
2. На основании результатов анализа разрабатываются
мероприятия по устранению причин и условий,
порождающих письма граждан, улучшению
социального обслуживания населения.
3. Предложения, направленные на совершенствование
законо-дательства о социальном обеспечении
и улучшение работы учреждений социального
обеспечения, систематически обобщаются,
и информация о них высылается в вышестоящие
учреждения социального обеспечения.
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ
Участие граждан в работе
органов социальной защиты населения
— объективная закономерность и
важнейшее условие дальнейшего
совершенствования деятельности этих
органор,
Как правило, принимают участие в работе
Управления социальной защиты населения
города или района бывшие работники учреждений
социальной защиты, ныне пенсионеры, находящиеся
на заслуженном отдыхе, а также инвалиды,
проживающие в городе или районе. Это граждане,
которые болеют душой за свой город или
район, хотят помочь жителям-пенсионерам,
а также работникам, которые претворяют
в жизнь политику нашего государства в
области социальной защиты населения.
В районных (городских) органах социальной
защиты населения образуются общественные
Советы, которые планируют свою работу
и в основном оказывают помощь в период
массовых перерасчетов пенсий, работают
на консультационных пунктах, оказывают
населению правовую помощь, помощь в истребовании
необходимых документов для назначения
пенсий, помотают разрешать жалобы, готовят
ответы на письма граждан, оказывают посильную
помощь одиноко проживающим гражданам,
организуют помощь гражданам, проживающим
в домах для престарелых и инвалидов.
Большую помощь добровольцы-общественники
оказывают Отделу по труду и социальному
развитию управления социальной защиты
населения города или района. Так, из числа
пенсионеров- инвалидов образуется комиссия,
которая работает на общественных началах.
Состав комиссии, как правило, 7—11 человек,
возглавляет комиссию председатель, заседает
комиссия один раз в месяц и решает вопросы,
связанные с очередностью получения транспортных
средств, с их списанием, капитальным ремонтом,
с продажей автомобилей, бывших в употреблении.
В учреждениях и организациях социальной
защиты населения организуется касса
взаимопомощи пенсионеров.
Касса взаимопомощи при районных (городских)
отделах социальной защиты населения
является добровольной, самостоятельной
организацией, которая создается с целью
оказания помощи пенсионерам путем выдачи
возвратных денежных ссуд и безвозвратных
пособий.
Касса создается по решению районных или
городских отделов. Сначала формируется
инициативная группа, которая выявляет
пенсионеров, желающих вступить в кассу
взаимопомощи. Если набирается не меньше
50 человек, инициативная группа созывает
общее собрание этих пенсионеров, где
утверждается Устав и избирается правление
кассы. Члены кассы взаимопомощи уплачивают
вступительный взнос, обычно в размере
одного процента от пенсии, и получают
членскую книжку. Органом управления является
общее собрание. Оно собирается не реже
одного раза в год и считается правомочным
при наличии двух или трех членов кассы.
Правление кассы избирается на собрании
в составе пяти— девяти человек сроком
на два года. Из этого состава избирается
председатель, секретарь, казначей. Правление
утверждает бухгалтера кассы.
Из кассы взаимопомощи пенсионеры получают:
1. Долгосрочные ссуды (они выдаются тем,
кто состоит членом не менее трех месяцев).
2. Краткосрочные ссуды.
3. Безвозвратные пособия (они выдаются
тем, кто состоит в кассе не менее одного
года и остро нуждается в помощи).
Заявление о выдаче ссуды рассматривается
не позже десяти дней после подачи заявления.
При решении вопроса о размере ссуды учитывается:
1. Степень нуждаемости члена кассы.
2. Стаж пребывания в этой кассе.
3. Своевременность уплаты членских взносов:
ежемесячно упла-чиваются членские взносы,
которые возвращаются в случае выхода
пенсионера из кассы.
Большую помощь добровольцы-общественники
оказывают в работе с письменными обращениями
граждан, особенно в рассмотрении жалоб.
Они, выходя на дом, оказывают по возможности
моральную, психологическую помощь и поддержку
нуждающимся, а также оказывают помощь
в истребовании необходимых документов
для назначения пенсий, пособий, оказания
материальной помощи, помещения в дом-интернат
для престарелых и инвалидов, организации
помощи на дому социальными работниками.
Поле деятельности для общественности
на ниве социальной защиты населения неизмеримо
велико.
Информация о работе Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения