Организация, управление и администрирование в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования – системы профессиональной подготовки соци-ального работника.
Предмет исследования – содержание, организация и условия, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности студентов в вузе.
Задачи:
- раскрыть особенности социальной работы как профессии;
- раскрыть особенности форм подготовки кадров для социальной работы;
- сделать определённые выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Подготовка специалистов социальной работы..…………………………………5
1.1.Особенности подготовки специалистов социальной работы……………...5
1.2.Современный подход к оценке эффективности профессиональных важных качеств социальных работников………………….……………………………….10
2.Проблемы формирования кадрового состава для социальных служб……..…19
2.1.Службы социальной помощи в России……………………………….……19
2.2. Проблемы подготовки социальных работников……………………….…27
3. Рекомендации специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем…………………………………………….…………30
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список используемой литературы…………………………………………...…

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

  Байкальский государственный  университет экономики  и права 

Кафедра социологии и социальной работы 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  Организация, управление и администрирование в социальной работе

на  тему Проблемы подготовки кадров 
 
 
 
 
 

Исполнитель                                           УРС-03/08 Петрова Л.А.                                                                                                   

                                                                                              (группа,Ф.И.О.) 
 

Руководитель                                       _________________________

                                                                                       (ученая степень, звание, Ф.И.О.) 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2011 год.

      Оглавление 

      
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Подготовка специалистов социальной работы..…………………………………5
    1.1.Особенности подготовки специалистов социальной работы……………...5
    1.2.Современный подход к оценке эффективности профессиональных важных качеств социальных работников………………….……………………………….10
2.Проблемы  формирования кадрового состава  для социальных служб……..…19
    2.1.Службы социальной помощи в России……………………………….……19
    2.2. Проблемы подготовки социальных работников……………………….…27
3. Рекомендации специалисту по социальной  работе в   решении его профессиональных проблем…………………………………………….…………30
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список  используемой литературы…………………………………………...……34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Современное российское общество переживает бурный и болезненный процесс социальной трансформации, в ходе которой формируются  качественно новые принципы организации  жизни и деятельности людей. В  этих условиях на передний план выступают  вопросы социальной активности личности, ее профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям социальной среды. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития, системы образования.

     Однако  знакомство с реальным положением дел  в системе высшего профессионального образования России приводит к выводу, что образовательная система страны в ее нынешнем состоянии, несмотря на многие достоинства, не в состоянии обеспечить в полной мере формирование специалиста, удовлетворяющего потребностям современного общественного производства. Подтверждение этому – стоящая на повестке дня вот уже в течение полутора десятилетий задача модернизации высшего профессионального образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается: «…Основной целью профессионального образования страны является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

     Особую  актуальность проблема подготовки компетентного  специалиста приобрела в сфере  социального обеспечения населения, которая с конца 80-х годов ХХ века подверглась серьезному реформированию, что способствовало появлению большого количества новых социальных учреждений. Это центры социальной помощи семье  и социального обслуживания населения, медико-реабилитационные центры, биржи труда, центры занятости населения и др. Их деятельность привела к существенному расширению и увеличению функциональных и ролевых обязанностей специалиста сферы социального обеспечения. Одним из путей решения этой проблемы является формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы, занимающегося адаптивной деятельностью среди социально уязвимых категорий граждан.

      Объект  исследования системы профессиональной подготовки социального работника.

     Предмет исследования – содержание, организация и условия, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности студентов в вузе.

     Задачи:

     - раскрыть особенности социальной  работы как профессии;

     - раскрыть особенности форм подготовки  кадров для социальной работы;

     - сделать определённые выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Подготовка специалистов  социальной работы

1.1. Особенности подготовки специалистов социальной работы

     Проблема  подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

     В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной              деятельности.

     Профессиональная  подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование  разного уровня:

  • учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);
  • среднего  профессионального образования (училище, колледж и      другие);
  • высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

     В настоящее время принят государственный  образовательный стандарт высшего  профессионального образования, разработаны  учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.

     Профессиональные  знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость  знания законодательства и основ  социально-педагогической деятельности.

     Однако  по окончанию высшего профессионального  обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., [1; 39] специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями:

  • Внимание, стремление понять позицию других;
  • Дружелюбие, общительность;
  • Способность стать лидером;
  • Вежливость, обходительность;
  • Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
  • Жизнерадостность;
  • Толерантность, упорство;
  • Большое чувство ответственности;
  • Способность выполнить работу полную разнообразия;
  • Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
  • Способность взаимодействовать со специалистами;
  • Тщательность действий;
  • Аккуратность и последовательность в работе;
  • Способность к планированию своего будущего;
  • Способность к устным высказываниям;
  • Хорошая память, способность обучать других;
  • Умение заботится о других;
  • Реализация новых идей, самостоятельность суждений.

     Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения  по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие [2; 9]:

     В числе отрицательных сторон:

  • Недостаточность ведомственной нормативной и инструктивно-методической базы ввиду новизны профессии;
  • Неотработанность профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
  • Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание специфики и значения должности в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);

     Есть  и положительные стороны этой работы:

  • Многообразие возможных мест работы;
  • Реализация положительных качеств личности, организаторских способностей;
  • Возможность коммуникативного общения;
  • Развитие творческих способностей.

     При подготовке кадров по специальности  «социальная работа» нужно: развивать профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы». [3; С13]

     Вышеизложенное показывает, что:

  1. Существует необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних специальных учебных заведениях так и высших;
  2. Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
  3. Немаловажную роль играет подготовка педагогического состава, существует необходимость специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической базы учебных заведений;
  4. Учет личностных качеств абитуриента через тестирование.

     Социальная  работа не сводится к традиционным формам деятельности; ее определения, дефиниции весьма многообразны. Так, Ассоциация социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:

     Социальная  работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.

     Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома. Особое значение имеет градуированность (уровневость) квалификационных характеристик социального работника. [4; 41]

Информация о работе Организация, управление и администрирование в социальной работе