Организация, управление и администрирование в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования – системы профессиональной подготовки соци-ального работника.
Предмет исследования – содержание, организация и условия, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности студентов в вузе.
Задачи:
- раскрыть особенности социальной работы как профессии;
- раскрыть особенности форм подготовки кадров для социальной работы;
- сделать определённые выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Подготовка специалистов социальной работы..…………………………………5
1.1.Особенности подготовки специалистов социальной работы……………...5
1.2.Современный подход к оценке эффективности профессиональных важных качеств социальных работников………………….……………………………….10
2.Проблемы формирования кадрового состава для социальных служб……..…19
2.1.Службы социальной помощи в России……………………………….……19
2.2. Проблемы подготовки социальных работников……………………….…27
3. Рекомендации специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем…………………………………………….…………30
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список используемой литературы…………………………………………...…

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать документ)

     1. Допрофессиональная подготовка  на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием работают в отделениях по обслуживанию больных, престарелых, одиноких людей. Им предоставляется право поступать в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

     2. Обучение в средних специальных  учебных заведениях.

     После их окончания можно работать бригадирами  отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых лиц, социальными педагогами и т.д.

     3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1–3 года).

     Социальная  работа — это очень сложный  процесс, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки социального работника, знаний,

     опыта, но и от его личностных особенностей и качеств. По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей. Значительный вклад в решение задачи обеспечения учебной литературой внесли Российский государственный социальный институт (РГСУ), Алтайский и Пермский государственные университеты, Институт молодежи [15, с. 223].

     Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в   1994 г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе «Российский журнал социальной работы». Систематически проводятся научные и научно практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровней. В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.

     Все это свидетельствует о том, что  процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. Создана система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности — социальной сфере. Однако еще немало проблем и нерешенных вопросов. Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот пример: на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкоспециальное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника [16, с. 78].

     В числе актуальных проблем подготовки социальных работников можно отметить следующие.

     1. Нужна более тесная связь обучения будущих выпускников с их профессиональной деятельностью. Чем больше практических навыков будет получено студентом во время обучения, тем больше у него шансов реализовать свои профессиональные знания после окончания учебного заведения.

     2. Стоит задача оформления социальной работы как самостоятельной научной дисциплины. Это позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невозможно.

     3. Необходимо оформление социального и юридического статуса социальных работников, определение их прав, гарантий деятельности, следует ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и учреждений.

     Актуальной  остается проблема отбора лиц, избравших  эту нелегкую профессию. Как в подготовке социальных работников, так и в содержании социальной работы необходимо прежде всего опираться на традиции своей страны, менталитет народа, особенности образа жизни населения России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  Рекомендации специалисту по социальной работе в   решении его профессиональных проблем

       Предложения и рекомендации по повышению профессиональной компетентности специалиста по социальной работе для эффективности деятельности социальных служб:

  1. Создавать условия для мотивации повышения квалификации через курсовую подготовку;
  2. Систематично организовывать практические и теоретические семинары для обучения теории, методики и практики социальной работы;
  3. Изучать и внедрять инновационные формы и методы работы с   клиентами;
  4. Организовать обобщение опытом. Создать информационный банк данных о новых методах, приемах и технологиях;
  5. Создавать условия для своевременного выполнения обязательств перед клиентом, для формирования уважительного отношения к клиентам и принятия их такими, какие они есть;
  6. Создавать в Центре условия для включения обслуживающих в различные виды деятельности, помогая им в самосовершенствовании и освоении специальных новых методик в организации досуга.

     Таковы  некоторые рекомендации по повышению  профессиональной компетентности специалиста по социальной работе для эффективности деятельности социальных служб. Если правильно использовать все эти предложения и рекомендации социальным работникам, которые оказывают социальное обслуживание, тем выше их профессионализм и эффективней деятельность социальных служб в целом.

       Специалист  по социальной работе может эффективно выполнять свои обязанности и  реализовывать функции только в  том случае, если он владеет большим  кругом, соответствующих социальной работе, знаний и умений.

       Во-первых, специалисты с профильным образованием должны регулярно повышать свою квалификацию, обучаясь на курсах по программам, связанным с социальной работой, психологией, медициной, социологией, педагогикой, участвовать на семинарах, научно-практических конференциях, самообразовываться посредством изучения профессиональных журналов, учебно-методической литературы, территориальных органов социальной защиты населения.

       Во-вторых, специалисты, не имеющие образование  по специальности, первоначально должны пройти переподготовку в ВУЗе по профильной специальности, либо на курсах по программам, связанным с социальной работой.

       Для выполнения предписанных специалистам по социальной работе функций необходимо не только соответствующее образование, но и личностная готовность соблюдать  определенные профессионально-этические  нормы и принципы, то есть необходимо знать Этический кодекс для социального  работника и уметь использовать его при работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Основная  цель  образования  -  получение  теоретических   знаний, приобретение  практических умений и навыков,  соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социальной работе.

     Общая система   подготовки   специалиста   по  социальной  работе представляет  собой  взаимосвязанные  этапы   непрерывного   обучения.

     Базовая  подготовка  может  осуществляться  на  факультетах социальной работы  в  медицинских  и  других   вузах,   имеющих   соответствующее подразделение.

          Профессиональная переподготовка    и    повышение    квалификации проводится   в   два  этапа:  подготовка,  обеспечивающая  обучение  в соответствии с  основными  требованиями  к  дополнительной  подготовке специалиста  по  социальной  работе и последующая подготовка на курсах усовершенствования специалистов, имеющих сертификат. Продолжительность последипломного    обучения    определяется    уровнем    додипломного образования, но не может быть менее полугода.

          На протяжении   всего   процесса   подготовки   специалистов   по социальной работе решается  комплекс  задач  не  только  по  овладению теоретическими  знаниями,  но прежде всего - приобретению практических навыков и  умений,  развитию  ряда  личностных  качеств  обучающегося, существенных  для  эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).

          Для обеспечения    основной    образовательной   цели   адекватно использование широкого спектра методических приемов: лекции, семинары, коллоквиумы,  практические  занятия,  учебная,  курсовая  и  дипломная практика,    стажировка    на    рабочем    месте,    личностные и профессиональноориентированные тренинги.

     Специалист  по   социальной   работе   -   специалист   с   высшим образованием по специальности социальная  работа,  получивший  базовую подготовку,    которая    предполагает   три   направления   обучения: общегуманитарные      и      социально-экономические       дисциплины, общематематические  и естественнонаучные дисциплины и специализация по социальной работе.

     Практические  навыки и умения  специалиста  по  социальной  работе должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области социальной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореферат.- М., 2003 г.
  2. Никитина Л. Содержание работы специалиста социальной работы в образовательном учреждении//Воспитание школьников. М., 2000. №11.
  3. Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. М., 2000. №10.
  4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.  М., 2001,           с. 144, 238
  5. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз» 1994 г.- 339 с. (Часть 1.)
  6. Теория и методика социальной работы. Выпуск 1. Ответственный редактор Павленок П.Д. М.: 1999 - 224 с.
  7. Российский журнал социальной работы № 2007 г. Попов «Эффективность социальной работы. Общий взгляд».
  8. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.
  9. Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20/ Сер. Энциклопедия социального образования/ Под общей редакцией В.И. Жукова. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.-220 с.
  10. Нойфельд И.П. Методы социальной работы-М., 2003.-С.28.
  11. Социологический словарь / Сост. Елсуков А.Н.,. Шульга К.В; Науч. ред. Соколова Г.Н.,. Писаренко И.Я; Редкол.: Давидюк Г.П. (отв. ред.) и др. – Минск, 2004.-С.117.
  12. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М. 2004.-С.85.
  13. Павленок П.Д. Основы социальной работы : учебник /П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 110, 112 с.
  14. Топчий Л.В. Проблемы научно-методического обеспечения качества подготовки социальных работников / Л.В. Топчий. – М., 2009. – 63 с.
  15. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. проф.В.И. Курбатова. –    Ростов н/Д: Феникс,2005. – 223 с.
  16. Албегова И.Ф. Введение в специальность «Социальная работа» / И.Ф. Албегова. – Ярославль, 2007. – 78 с.

Информация о работе Организация, управление и администрирование в социальной работе