Организация, управление и администрирование в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования – системы профессиональной подготовки соци-ального работника.
Предмет исследования – содержание, организация и условия, обеспечивающие формирование профессиональной компетентности студентов в вузе.
Задачи:
- раскрыть особенности социальной работы как профессии;
- раскрыть особенности форм подготовки кадров для социальной работы;
- сделать определённые выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Подготовка специалистов социальной работы..…………………………………5
1.1.Особенности подготовки специалистов социальной работы……………...5
1.2.Современный подход к оценке эффективности профессиональных важных качеств социальных работников………………….……………………………….10
2.Проблемы формирования кадрового состава для социальных служб……..…19
2.1.Службы социальной помощи в России……………………………….……19
2.2. Проблемы подготовки социальных работников……………………….…27
3. Рекомендации специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем…………………………………………….…………30
Заключение…………………………………………………………………….……32
Список используемой литературы…………………………………………...…

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать документ)

     Сфера социальной деятельности не имеет жестких  пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально- производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка.

     Социальные  службы располагает необходимым  набором компонентов вещного, процессуального, идейного и человеческого характера. Взаимодействие этих структурных единиц должно порождать присущие данной системе качественные особенности.

     Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального  и бытового обслуживания, органы и  институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения  населения.

     Возникновение и существование всех компонентов  социальных служб и их специфика  обусловлены главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей как субъектов жизнедеятельности, воспроизводство ресурсов их жизнеобеспечения, а также функции воссоздания социальных институтов.

     Значимый  компонент социальной защиты социальная инфраструктура. Под ней понимается устойчивую совокупность материально- вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и социально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества. По своей внутренней организации инфраструктура социальной работы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих функционирование всех институтов социальной сферы[11; С117].

     Процессы  образования, медицинского, бытового, транспортного обслуживания, социальной защиты и представляют собой совокупность статистически устойчивых актов социального взаимодействия людей, детерминирующего их образ жизни, условия воспроизводства. Это взаимодействие призвано служить двум взаимосвязанным целям: сохранению ранее накопленного человеческого потенциала, доступности услуг и созданию новых институциональных предпосылок социального совершенствования качественных характеристик воспроизводства будущих поколений, обеспечению роста потенциала социальной сферы. Услуги социальных учреждений формируют социальную экологию.

     Социальное  обслуживание населения в одних  работах рассматривается как  современная парадигма социальной работы, в других – как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в- третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

     Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.

     В федеральном законе «об основах  социального обслуживания населения  Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

     На  данном этапе развития страны Российская система социального обслуживания находится на стадии становления. Важнейшим признаком становления системы является её динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных).

     Сегодня значительная часть центров социального  обслуживания – это многопрофильные  учреждения, способные представить  престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

     В половине всех центров социальной помощи функционируют отделения дневного пребывания, в трети – отделения  социальной помощи семье и детям.

     В ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ действует свыше 1000 стационарных учреждений социальной помощи различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов- интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказание за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 7 детских домов с тяжелыми физическими недостатками[12; С85].

     В настоящее время в России насчитывается  более 40 телефонов доверия. В 1999 году создана ассоциация российских телефонов  доверия, основная задача которой – создание культуры консультирования, то есть создание сети центров, которые взяли на себя подготовку консультантов для телефонов доверия, подготовку руководителей, и подготовку тех, кто сам будет подготавливать, т.е. учителей.

     Но  действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности.

     По  прежнему особо острой остается проблема лиц без определённого места  жительства и занятий, «бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки  наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для  них создается сеть социальных учреждений – специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

     Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляются только на четверти территории РФ. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений более или менее полно учитывающей нужды населения можно только в отношении крайне незначительной части территорий РФ.

     Примерно  четверть субъектов РФ имеют всего 3-5 учреждений социальной помощи семьям и детям, причем они в основном созданы в краевых (областных) центрах.

     В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (не редко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным является процесс объединения различных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе[13; С156].

     К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определённых единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности[13; С158].

     В настоящее время министерства и  ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети социальных учреждений, оказывающих населению широкий спектр услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни.

     По  мере формирования территориальных  служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах.

     Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь с 1991 г.

     Российская  система социального управления сегодня впервые сталкивается с теми аспектами развития указанной профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени. Поэтому зарубежный опыт изучения деятельности социальных служб, его социологические ресурсы оказываются полезными в исследовании процессов становления отечественной социальной работы.

     Наличие или отсутствие в обществе такой  профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Социальная работа играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей.

     В советскую пору некоторые функции  социальной работы выполнялись организациями, находившимися в ведении четырех министерств - образования, здравоохранения, соцобеспечения и внутренних дел. Схожие функции брали на себя компартия, комсомол, профсоюзы, а также ряд общественных организаций (например, всесоюзное общество инвалидов). Вся эта система государственной и общественной поддержки была разобщенной и финансировалась по остаточному принципу, что существенно снижало ее эффективность.

     Последнее десятилетие XX века ознаменовалось значительными  изменениями в социальных отношениях, политике, экономике, культуре. Разлом нашего хозяйственного механизма вызвал резкое снижение качества бытия, ухудшение положения инвалидов и пожилых, многодетных семей, женщин и детей, обнажил прежние и привел в возникновению новых жизненных проблем.

     В ответ на эти изменения были учреждены  новые образовательные программы и профессии из разряда помогающих или заботящихся, поскольку их предназначение - практическая помощь, забота о человеке. Среди таких нововведений – социальная работа, утвержденная в стране одновременно как вузовская специальность и профессиональная деятельность.

     Профессиональная  подготовка социальных работников ныне ведется 120-ю российскими вузами, включая пять частных. Уровень образования  достиг высоких стандартов благодаря  интенсивному внутрироссийскому и  международному обмену, научной инициативе преподавателей. Это способствует формированию квалифицированных кадров. Однако профессионализация социальной службы тормозится некими параллельными процессами, или дисфункциями ее внутреннего и внешнего контекстов.

     Следовательно, можно сделать вывод, что в  настоящее время выявлены тенденции  и предпосылки развития подготовки работников социальной сферы в отечественной  и мировой практике профессионального  образования специалистов управления: возрастают ценности и востребованности дополнительного профессионального образования в модернизации управленческого корпуса социальной сферы, для более качественного функционирования социальной службы как по России в целом, так в частности по Астраханскому региону.

2.2. Проблемы подготовки социальных работников

     Как известно, в 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальных работников, которым были вручены дипломы специалиста по социальной работе. В настоящее время специалисты по социальной работе трудятся во всех странах мира. Особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине прошлого столетия.

     В России квалификационная характеристика по социальной работе была включена Государственным комитетом по труду в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в апреле 1991 г. Тогда же была открыта новая специальность «Социальная работа», подготовку по которой начали вести высшие и средние специальные учебные заведения. По состоянию на начало 1998 года среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, было 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр [13, с. 110, 112].

     На  сегодня обучение по всем формам подготовки и переподготовки кадров проходит более 15 тыс. будущих социальных работников. В настоящее время многие практические работники не имеют специальной профессиональной подготовки. Поэтому подготовка социальных работников — это чрезвычайно актуальная задача [14, с. 63]. В России подготовка и переподготовка социальных работников идет разными путями. Она осуществляется в университетах, педагогических, медицинских и других вузах и колледжах, на курсах повышения квалификации. Сроки обучения разные: от нескольких месяцев до 4–5 лет. В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.

Информация о работе Организация, управление и администрирование в социальной работе