Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа
Завершается время активного становления социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. О. Конт - родоначальник социологии …………………………………… 4
2. Учение о трех стадиях развития общества. Социальная статика и социальная динамика ……………………………………………………. 5
3. Трактовка консенсуса О.Конта …………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………………………... 11
Библиографический список………………………………………………… 13
Контрольная работа по социологии:
«Основные идеи и положения теории О. Конта.»
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
О. Конт - родоначальник социологии …………………………………… |
4 |
2. |
Учение о трех стадиях развития общества. Социальная статика и социальная динамика ……………………………………………………. |
5 |
3. |
Трактовка консенсуса О.Конта …………………………………………. |
10 |
Заключение…………………………………………………… |
11 | |
Библиографический список………………………………………………… |
13 |
Введение
Завершается время активного становления социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса. Осмысление истории позволяет более профессионально формировать представления о том, что такое социология.
Огюст Конт (1798-1857) - основатель
позитивизма - философского течения, утверждающего,
что все наше знание должно быть
подвергнуто процедуре проверки
посредством опыта. В своих произведениях
Конт рассматривает широкий круг
вопросов, относящихся к естествознанию
и обществу. Они явились отправными
точками для дальнейшего
Цель контрольной работы - исследовать основные идеи и положения теории О. Конта.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить творчество
О. Конта и его вклад в
формирование науки «
2. Рассмотреть учение
О. Конта о трех стадиях
3. Проанализировать трактовку консенсуса О. Конта.
Огюст Конт - французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии.
Позитивизм рассматривал
как среднюю линию между
Первоначально Конт называл
социологию «социальной физикой». Он
считал, что социология должна рассматривать
общество как некий обладающий собственной
структурой организм, каждый элемент
которого должен исследоваться с
точки зрения полезности для общественного
блага. Этот организм, по его мнению,
действовал в соответствии с жестокими
законами, подобно закону всемирного
тяготения в физике. В связи
с этим всю социологию О. Конт разделял
на социальную статику (описывающую
взаимоотношения между
О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:
- наблюдение за ходом
проистекания общественных
- эксперимент, т.е. наблюдение
за изменениями, вызванными
- сопоставление жизни человечества с животным миром;
- сравнение жизни разных
стран и народов по
- исторического анализа,
сопоставления разных
Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту - знание полезное и точное.
Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией.
Две идеи, берущие начало
в работах Конта, четко просматриваются
в ходе развития социологии: 1) применение
научных методов для изучения
общества; 2) практическое использование
науки для осуществления
Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1850 - 1854).
О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию.
«Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную...»
По мнению Конта, теологическая
стадия соответствует младенческому
состоянию человеческого
Метафизическая (или абстрактная)
стадия, так же как и теологическая,
характеризуется стремлением
Итак, на место теологии и метафизики приходит наука. Истинная философия - одна из научных дисциплин, которая стремится охватить все классы явлений и которая применима к любым объектам человеческого знания.
Современное О.Конту образованное
человечество находилось, на его взгляд,
в критическом состоянии
Конт отличает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.
Завершающая эту лестницу наук социология изучает строение и развитие человеческой общественности, первое - в социальной статике, второе - в социальной динамике.
Социальная динамика рассматривает развитие или прогресс человеческих обществ и всего человечества. В основу этой науки О.Конт кладет закон трёх стадий. Умственное развитие человечества (как и отдельного нормального человека) в его различных возрастах последовательно проходит через три общие состояния: в первом - теологическом - человек, в силу преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии со своей собственной деятельностью; он олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или богов. Во втором состоянии - метафизическом, где преобладает отвлеченное, формальное мышление - воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления.
Третье, позитивное состояние ума выражается в научном мышлении, здесь вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием действительных законов природы, т. е. постоянной фактической связью наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и приведенный в систему здравый смысл, её характерные черты, в отличие от теологии и метафизики, суть: 1) объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот; 2) реальность, так как самый предмет ее есть всегда наблюдаемый факт, а не вымысел воображения или логический абстракт; 3) достоверность, так как все утверждения позитивной философии, относясь к фактам, всегда могут быть проверены фактически; 4) точность, так как математика, будучи основой всей системы, всегда остается нормой истинного познания; 5) органичность, т. к. эта философия не противопоставляет своих идей действительной жизни - как это делает метафизика в своих безусловных требованиях, критически разлагающих и разрушающих действительность, - а смотрит на себя как на органический продукт, естественное продолжение или восполнение действительного хода вещей; 6) относительность, поскольку все явления познаются здесь не в своей абсолютной сущности, недоступной человеческому уму, а в своем действительном отношении к нашему организму и взаимоотношению между собою; наконец, 7) полезность: в то время как вымышленные предметы и пустые абстракции по необходимости остаются бесплодными, положительное познание явлений в их действительной связи позволяет нам предвидеть события и до некоторой степени распоряжаться силами природы. В общей истории человечества каждая из этих стадий представляет сложный процесс развития, в котором различаются отдельные периоды, или фазисы.
В своей книге «Дух позитивной философии» О.Конт подразделяет всё общество на два основных не равных по численности, но одинаково необходимых, класса: с одной стороны, всегда малочисленные предприниматели, которые, владея материальными ценностями, контролируют всю хозяйственную деятельность общества, и с другой стороны непосредственные производители, живущие на зарплату и образуя абсолютное большинство трудящихся. Позитивизм может встретить искреннее коллективное одобрение только среди классов, которые, будучи избавленными от бесполезного обучения словам и сущностями, и естественно одушевленными деятельной общественностью, составляют наилучшую опору для здравого смысла и нравственности. Этим классом Конт называет пролетариат, который, по его мнению, может и должен стать опорой и помощниками новых философов.
С другой стороны, истинная социальная программа пролетариата состоит в обеспечении ему нормального воспитания и образования и реализации права на труд. Возникающие при этом противоречия, которые возникнут, должны быть преодолены путём всеобщего консенсуса и согласия общества. Каждый класс должен объективно осознавать свою роль и своё место в структуре индустриального общества.
Нормальное устройство общества,
или «социократия»
1) провидение нравственное, представляемое женщинами;
2) провидение умственное, представляемое священством, т. е. позитивными философами;
3) провидение материальное, представляемое патрициатом, т. е. капиталистами или банкирами;
4) провидение общее или регулирующее, представляемое пролетариатом, который своим массовым действием удерживает общество от всяких крайностей и уклонений (интересно, что это понятие совпадает с нашим понятием «среднего класса»).
Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Из идеи единения чувств и разума О.Конт выводил большую общественную роль учёных и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и блюстителями нового религиозного культа. Конт резко выступал против идей коммунизма и тезиса, что «от форм собственности зависит регуляция человеческой деятельности». В позитивистском обществе собственность должна была рассматриваться как аккумуляция общественного богатства, а те люди, которые сумели создать и приумножить собственность, - как служители человечества. В «Рассуждении о целостности позитивизма» О.Конт выдвинул неясную идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из которого должны выбираться три диктатора (триумвират), руководящие делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральная же власть должна была быть отделена от политического и хозяйственного управления и находиться в руках специально предназначенных для ее осуществления людей - философов и деятелей искусства.
Информация о работе Основные идеи и положения теории О. Конта