Основные идеи и положения теории О. Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа

Описание

Завершается время активного становления социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. О. Конт - родоначальник социологии …………………………………… 4
2. Учение о трех стадиях развития общества. Социальная статика и социальная динамика ……………………………………………………. 5
3. Трактовка консенсуса О.Конта …………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………………………... 11
Библиографический список………………………………………………… 13

Работа состоит из  1 файл

К. р. по соц-и Вика.docx

— 42.89 Кб (Скачать документ)

 

 

Контрольная работа по социологии:

«Основные идеи и положения теории О. Конта.»

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..

3

1.

О. Конт - родоначальник социологии ……………………………………

4

2.

Учение о трех стадиях  развития общества. Социальная статика  и социальная динамика …………………………………………………….

5

3.

Трактовка консенсуса О.Конта ………………………………………….

10

Заключение……………………………………………………………………...

11

Библиографический список…………………………………………………

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Завершается время активного  становления социологии как самостоятельной  науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный  пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса. Осмысление истории позволяет более профессионально формировать представления о том, что такое социология.

Огюст Конт (1798-1857) - основатель позитивизма - философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. В своих произведениях  Конт рассматривает широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они явились отправными точками для дальнейшего развития социологической науки и позитивистской философии.

Цель контрольной работы - исследовать основные идеи и положения  теории О. Конта.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить творчество  О. Конта и его вклад в  формирование науки «социология».

2. Рассмотреть учение  О. Конта о трех стадиях развития  общества.

3. Проанализировать трактовку  консенсуса О. Конта.

 

 

 

 

  1. О.Конт – родоначальник социологии.

 

Огюст Конт - французский  философ, один из основоположников позитивизма  и социологии.

Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает  не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, определяющих развитие общества. Разработал классификацию  наук.

Первоначально Конт называл  социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать  общество как некий обладающий собственной  структурой организм, каждый элемент  которого должен исследоваться с  точки зрения полезности для общественного  блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими  законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи  с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую  взаимоотношения между социальными  институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту - органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью  науки можно познать скрытые  законы, которые управляют всеми  обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

- наблюдение за ходом  проистекания общественных процессов;

- эксперимент, т.е. наблюдение  за изменениями, вызванными специально;

- сопоставление жизни  человечества с животным миром;

- сравнение жизни разных  стран и народов по определенным  показателям;

- исторического анализа,  сопоставления разных состояний  человечества или отдельных народов  в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор  называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту - знание полезное и точное.

Историческая и научная  роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются  в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование  науки для осуществления социальных реформ.

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и  «Система позитивной политики» (1850 - 1854).

 

  1. Учение о трех стадиях развития общества. Социальная статика и социальная динамика.

 

О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию.

 «Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную...»

По мнению Конта, теологическая  стадия соответствует младенческому  состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению  даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Согласно Конту теологическая стадия - необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса.

Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого  ума к достижению абсолютного  знания о первопричинах. Различие этих двух первых стадий состоит в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные  силы.             Позитивная (или научная) стадия - это новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания.

Итак, на место теологии и  метафизики приходит наука. Истинная философия - одна из научных дисциплин, которая  стремится охватить все классы явлений  и которая применима к любым  объектам человеческого знания.

Современное О.Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после  того как теологические и метафизические попытки духовного объединения  потерпели бесповоротное крушение. Разрешить эту задачу была бы в  состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла  бы достоверность точной науки. Такая  система и есть положительная  философия, т. е. основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом  материале наук, как последнее  обобщение их данных. Каждая наука  в своей частной области объясняет  неопределенное множество наблюдаемых  фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности.

Конт отличает шесть главных  ступеней, которым соответствуют  шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.

Завершающая эту лестницу наук социология изучает строение и  развитие человеческой общественности, первое - в социальной статике, второе - в социальной динамике.

Социальная динамика рассматривает  развитие или прогресс человеческих обществ и всего человечества. В основу этой науки О.Конт кладет закон трёх стадий. Умственное развитие человечества (как и отдельного нормального  человека) в его различных возрастах  последовательно проходит через  три общие состояния: в первом - теологическом - человек, в силу преобладающего здесь воображения, представляет весь мир явлений по аналогии со своей собственной деятельностью; он олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия индивидуальных существ или богов. Во втором состоянии - метафизическом, где преобладает отвлеченное, формальное мышление - воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления.

Третье, позитивное состояние  ума выражается в научном мышлении, здесь вымыслы теологии и метафизические отвлеченности заменяются познанием  действительных законов природы, т. е. постоянной фактической связью наблюдаемых  явлений в их сосуществовании  и последовательности. Позитивная философия, по Конту, есть только обобщенный и  приведенный в систему здравый  смысл, её характерные черты, в отличие  от теологии и метафизики, суть: 1) объективность, так как она подчиняет мышление его предмету, а не наоборот; 2) реальность, так как самый предмет ее есть всегда наблюдаемый факт, а не вымысел воображения или логический абстракт; 3) достоверность, так как все утверждения позитивной философии, относясь к фактам, всегда могут быть проверены фактически; 4) точность, так как математика, будучи основой всей системы, всегда остается нормой истинного познания; 5) органичность, т. к. эта философия не противопоставляет своих идей действительной жизни - как это делает метафизика в своих безусловных требованиях, критически разлагающих и разрушающих действительность, - а смотрит на себя как на органический продукт, естественное продолжение или восполнение действительного хода вещей; 6) относительность, поскольку все явления познаются здесь не в своей абсолютной сущности, недоступной человеческому уму, а в своем действительном отношении к нашему организму и взаимоотношению между собою; наконец, 7) полезность: в то время как вымышленные предметы и пустые абстракции по необходимости остаются бесплодными, положительное познание явлений в их действительной связи позволяет нам предвидеть события и до некоторой степени распоряжаться силами природы.    В общей истории человечества каждая из этих стадий представляет сложный процесс развития, в котором различаются отдельные периоды, или фазисы.

В своей книге «Дух позитивной философии» О.Конт подразделяет всё  общество на два основных не равных по численности, но одинаково необходимых, класса: с одной стороны, всегда малочисленные  предприниматели, которые, владея материальными  ценностями, контролируют всю хозяйственную  деятельность общества, и с другой стороны непосредственные производители, живущие на зарплату и образуя  абсолютное большинство трудящихся. Позитивизм может встретить искреннее  коллективное одобрение только среди  классов, которые, будучи избавленными от бесполезного обучения словам и  сущностями, и естественно одушевленными  деятельной общественностью, составляют наилучшую опору для здравого смысла и нравственности. Этим классом  Конт называет пролетариат, который, по его мнению, может и должен стать  опорой и помощниками новых философов.

С другой стороны, истинная социальная программа пролетариата состоит в обеспечении ему  нормального воспитания и образования  и реализации права на труд. Возникающие  при этом противоречия, которые возникнут, должны быть преодолены путём всеобщего консенсуса и согласия общества. Каждый класс должен объективно осознавать свою роль и своё место в структуре индустриального общества.

Нормальное устройство общества, или «социократия» определяется, по Конту, принципом обязанности, а  не права (т. е. имеет нравственное, а  не юридическое основание). Каждый член общества по-своему служит человечеству и есть, в своей сфере, должностное  лицо. Таким образом, здесь нет  разделения на правительство и подданных, а есть только различные роды правительства. Изначала признаваемое Контом различие светской и духовной власти дифференцируется в его последней системе на четыре нормальные функции:

1)    провидение нравственное, представляемое женщинами;

2)    провидение умственное, представляемое священством, т. е. позитивными философами;

3) провидение материальное, представляемое патрициатом, т. е. капиталистами или банкирами;

4)   провидение общее или регулирующее, представляемое пролетариатом, который своим массовым действием удерживает общество от всяких крайностей и уклонений (интересно, что это понятие совпадает с нашим понятием «среднего класса»).

Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Из идеи единения чувств и разума О.Конт выводил  большую общественную роль учёных и  артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и блюстителями нового религиозного культа. Конт резко выступал против идей коммунизма и тезиса, что «от форм собственности зависит регуляция человеческой деятельности». В позитивистском обществе собственность должна была рассматриваться как аккумуляция общественного богатства, а те люди, которые сумели создать и приумножить собственность, - как служители человечества. В «Рассуждении о целостности позитивизма» О.Конт выдвинул неясную идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из которого должны выбираться три диктатора (триумвират), руководящие делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральная же власть должна была быть отделена от политического и хозяйственного управления и находиться в руках специально предназначенных для ее осуществления людей - философов и деятелей искусства.

Информация о работе Основные идеи и положения теории О. Конта