Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа
Завершается время активного становления социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. О. Конт - родоначальник социологии …………………………………… 4
2. Учение о трех стадиях развития общества. Социальная статика и социальная динамика ……………………………………………………. 5
3. Трактовка консенсуса О.Конта …………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………………………... 11
Библиографический список………………………………………………… 13
Социальные преобразования были направлены не на ликвидацию антагонистических общественных отношений, порождаемых частной собственностью, а на изменение отношений между людьми, на интеллектуально- моральную реформу сознания.
Термин «консенсус» впервые введен в научный оборот Огюстом Контом, изобретателем других хорошо известных сегодня понятий: социология, альтруизм, социальная статика и динамика. В его сочинениях мы обнаруживаем две трактовки консенсуса. В «Курсе положительной философии» он, под влиянием крупнейших биологов своего времени Кювье и Биша, подчеркивавших связь органов человеческого тела, понимает под консенсусом структурную согласованность частей социального целого.
Конт считал: без консенсуса
нельзя мыслить элементы системы
в качестве развивающихся, так как
движение предполагает согласованность.
На этом основании он объявил консенсус
основополагающим моментом социальной
статики и динамики. Конт поставил
виды консенсуса в зависимость от
характера элементов
Второе толкование мы обнаруживаем в поздней работе Конта «Система позитивной политики», где консенсус подается в качестве субъективного согласия (совпадения мнений, мышления, привычек), т.е. формы социальной солидарности, особым способом связывающей человечество в единый коллективный организм - «Великое существо».
Оба толкования приобрели
не только сторонников (в лице органицистов
и психологической ветви
Подводя итоги, надо сказать, что в методологическом плане консенсус - интегральный показатель, предполагающий и согласованность (объективная составляющая), и согласие (субъективная составляющая), основанное на ее понимании.
Заключение
О.Конт стал идейным предтечей индустриального общества, сверху донизу построенного на рациональных началах, ранним идеологом технократизма и техногенной цивилизации. В таком обществе ведущей идеологией должен стать тезис опасного утопизма: разум не совершает ошибок в построении социального мира. Однако в этом мире, апологетом которого выступает О.Конт, нет места индивиду, человеку - есть только Человечество. Человек Конту не интересен. Но современный человек сделал свой принципиальный выбор. Его приоритет - частная жизнь каждого человека с её насущными проблемами. Для социальной науки именно личность оказывается в центре внимания.
В заключении необходимо отметить тот факт, что наследие О.Конта всё - таки имеет положительное значение и в наши дни. И значение это состоит в создании им социологии, как науке об обществе.
Труды О.Конта положили начало ранней теоретической классике социологии. Он создал понятие «социология» и несколько семейств общих социологических понятий. Эти общие понятия стали своего рода «оболочкой» программы построения новой области социального знания. Но их автор, не нашел способов их практического использования, которые позволили бы представлять их в виде количественных данных. Например, О.Конт сконструировал понятия «социальная статика» и «социальная динамика». По О.Конту, этих понятий было достаточно, чтобы переходить к непосредственно наблюдаемым фактам, событиям истории. Но на самом деле по пути к фактам необходимо было вводить целый ряд опосредствующих понятий: по пути от «статики» - таких понятий, как структура, институт, группа, класс, статус и других, а по пути от «динамики» - таких, как процесс, конфликт, роль, лидер и иных. В нашем сознании эти понятия возникают как нечто само собой разумеющееся, но во времена О.Конта они не существовали.
Многие идеи и понятия,
выдвинутые О. Контом, прочно вошли
в оборот западной социологической
мысли. К таким идеям принадлежит
взгляд на общество как на органическое
целое наиболее крупного последователя
О.Конта во Франции Э. Дюркгейма
и позднее в структурном
Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка:
1) концентрацию рабочей силы в городах;
2) установку на получение прибыли;
3) использование в производстве достижений науки и техники;
4) возникновение скрытого
или явного антагонизма между
хозяевами и наемными
5) усиление социального неравенства;
6) формирование экономической
системы, основанной на
Библиографический список
2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. 318с.
3. Захаров М.А.Социология: курс лекций / М.А. Захаров. - Смоленск: СмолГУ, 2007. 326с.
4. Осипов Г.В. «История
западной социологии: Огюст Конт
и возникновение
5. Пашков М.В., Соколов А.Н. О.Конт - основатель системно-эволюционной (интеллектуальной) модели общества // Философия и общество. 2011, № 4. С. 26-29.
6. Синютин М.В. Огюст Конт и наше время // Социологические исследования. 2010, №1. С. 12-18.
7. Труевцева С.С. Трактовка консенсуса У О. Конта // Полис. 2009. № 7. С. 9-13.
Приложение
О. Конт - основоположник социологии
Огюст Конт (1798-1857) сделал первый шаг в создании новой науки об обществе. Историческая и научная роль Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией.
Отделение науки от метафизики и теологии было основной идеей позитивного метода Конта. Он разъяснял, что слово «позитивный» (positiv) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать).
По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдения. Такими «метафизическими», ненаучными вопросами Конт считал вопросы о сущности вещей и их причинах. Задачей науки, по Конту, является открытие законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определенного знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего.
Разрабатывая классификацию наук, Конт опирался на их объективные признаки. Прежде всего, он разделил науки на абстрактные и конкретные. Первые изучают законы определенных категорий явлений, вторые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука о жизни, а медицина - конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил пять абстрактных, теоретических наук: астрономию, физику, химию, биологию и социологию Главные категории естественных явлений — астрономические, физические, химические и биологические - он дополнил категорией общественных явлений, придав тем самым своей классификации «всеобщий, необходимый для ее окончательного конструирования характер».
Плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиски факторов, определяющих историческое развитие, социальную интеграцию и стабильность социальных систем. Эта тема стала ведущей во французской социологической школе. Большое влияние на обществоведение оказала контовская идея объективности социологии как науки, развивающейся по принципам естественнонаучного знания.
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.
Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.
Область социологических исследований открылась Контом очень широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое с его целостности. Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни. Следует заметить, что он не понимал диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.
Во взглядах Конта можно усмотреть зачатки того, что впоследствии стали называть системным подходом к общественной жизни. Однако Конт не понимал действительной диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов. Плодотворные мысли об объективированных продуктах человеческой деятельности, которые могут явиться предметом изучения социологов, тонут у него в потоке общих рассужде-ний о человечестве как высшем, великом существе. Контовская социология была идеалистической философией истории, заключающей в себе немало метафизических спекулятивных элементов
Социальная статика и динамика
Идеи Ш. Фурье о гармонии общества и всемирном единстве нашли развитие в работах О. Конта. Он трактует эту проблему гораздо шире и глубже, чем Фурье. В сфере политики он желает усиления правительственной власти, которая заботится о согласии частного поведения с требованиями общественного благополучия, к чему, в конце концов, сводится положительная нравственность, которая будет способствовать координации материальных интересов общества.
О.Конт рассматривает проблему гармонии с различных аспектов: гармонию между трудом и капиталом, пролетариями и промышленниками, арендаторами и домовладельцами, мужчинами и женщинами, родителями и детьми. Особо подчеркивает, что убытки, происходящие от всякой остановки в производстве, должны падать не на рабочих, а на производителей.
В системе Конта уже лежит корень законодательства о защите женского и детского труда. "Необходимо, - говорит он, - облагородить труд и морализовать богатство". Предприниматели должны считать себя призванными к пользованию богатством в интересах всего общества. Это станет возможным, полагает социолог, при переходе власти в руки ученых и промышленников.
Любой объект, по Конту, может
изучаться с двух точек зрения:
статической и динамической. Это
относится и к изучению социальной
системы. Поэтому социология делится
в его доктрине на две части: социальную
статику и социальную динамику. Эти
две дисциплины соответствуют двум
частям главного лозунга контовского
учения "Порядок и прогресс".
Для социальной статики высшая цель
- обнаружение законов
Социальная статика выделяет
"структуру коллективного
Индивид, по Конту, естественным
и необходимым образом
Семья - это школа социальной
жизни, в которой индивид учится
повиноваться и управлять, жить в
гармонии с другими и для других.
Она прививает чувство
Информация о работе Основные идеи и положения теории О. Конта