Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:07, контрольная работа
Завершается время активного становления социологии как самостоятельной науки. Наступает процесс ее интенсивного развития: происходит фундаментальный пересмотр всего социологического наследия; очищение от старых марксистско-ленинских концепций и идей, понятий и представлений. Отрыв данного процесса от истории социологии обусловливает необъяснимость самого ее предмета: без истории предмета нет теории предмета. Отсюда вытекает потребность обозрения, объяснения и осмысления огромного и разностороннего социологического материала во времени и пространстве. Обращение к историко-социологическому знанию не только расширяет его круг, но и развивает теорию, идеи и концепции социологии, логику социального познавательного процесса.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. О. Конт - родоначальник социологии …………………………………… 4
2. Учение о трех стадиях развития общества. Социальная статика и социальная динамика ……………………………………………………. 5
3. Трактовка консенсуса О.Конта …………………………………………. 10
Заключение……………………………………………………………………... 11
Библиографический список………………………………………………… 13
Общество образуется из совокупности семей, в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Но семья - это "союз", основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях, а не "ассоциация". Что касается собственно социальных образований, то они предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда.
Динамика с самого начала
служит просто описанием последовательных
этапов, которые проходят общества.
Но мы знаем, что становление общества
и разума человека определяется законами.
Поскольку все прошлое
Динамика подчинена статике.
Ведь понимание того, что есть история,
начинается с постижения порядка
любого общества. Статика и динамика
соотносятся с терминами
Первоначальная социальная
статика сравнима с анатомией
и изучает, как организованы разные
части социального организма. Но
так как предметом социологии
оказывается история
Конт указывает, что можно рассматривать природу человека как двойственную или даже тройственную. Можно сказать, что человек состоит из сердца и разума, или разделить сердце на чувство (привязанность) и деятельность и считать, что человек - это одновременно чувство, деятельность и разум.
Огюст Конт - французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии.
Две идеи, которые просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.
«Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную.
Шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.
Социология изучает строение и развитие человеческой общественности, первое - в социальной статике, второе - в социальной динамике.
Нормальное устройство общества,
или «социократия»
В позитивистском обществе
собственность должна была рассматриваться
как аккумуляция общественного
богатства, а те люди, которые сумели
создать и приумножить
Социальные преобразования были направлены на изменение отношений между людьми, на интеллектуально- моральную реформу сознания.
Я считаю, что О.Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было философским и мировоззренческим. О.Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался реализовать.
Конт внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания, и обосновывал идею автономии "социального существования" по отношению к индивидуальному. Конт одним из первых разрабатывал такие понятия, как "социальный организм" и "социальная система", сформулировал эволюционную парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. О.Конт дал значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиции исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами "согласие" и "сплоченность").
Мне кажется, что большое значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т.д.
Я считаю, то что социология сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке - великая заслуга О.Конта.
Информация о работе Основные идеи и положения теории О. Конта