Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:25, курсовая работа
Объект курсовой работы – это социальная реабилитация. Предметом исследования является механизм оказания социальной реабилитации инвалидам.
Целью курсовой работы является анализ механизмов социальной интеграции и реабилитации инвалидов и методика её осуществления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ 5
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 12
2.1 Определение термина «социальная реабилитация» 12
2.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации 14
2.3 Принципы социальной реабилитации 15
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 21
3.1 Методика осуществления социально-бытовой адаптации 21
3.2 Методика осуществления социально-средовой ориентации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
курсовая работа
На тему
«Основные
направления интеграции
инвалидов в окружающую
их социально-культурную
среду»
Содержание
Наша работа посвящена изучению основных направлений интеграции инвалидов окружающую их социально-культурную среду.
Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности.
Инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной интеграции как самостоятельная область научной и практической деятельности. Указанная интеграция, производится путем ряда реабилитационных мер, специально разрабатываемых для различных групп инвалидов.
Изменение
общественного отношения к
В нашей стране только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивается реабилитационная индустрия.
Восстанавливая
способности инвалидов к
Объект курсовой работы – это социальная реабилитация. Предметом исследования является механизм оказания социальной реабилитации инвалидам.
Целью курсовой работы является анализ механизмов социальной интеграции и реабилитации инвалидов и методика её осуществления. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- понять и проанализировать основные подходы и концепции к социально-культурной интеграции инвалидов;
-
дать определение термину «
-
отметить основные цели и
- раскрыть принципы социальной реабилитации;
-
установить методику
-
выявить каковы направления и
цели социально-бытовой
Структура
нашей работы определяется поставленной
целью, и состоит из введения, основной
части, разделенной в соответствии с поставленными
задачами на три главы, заключения и списка
использованной литературы.
Проанализируем основные концепции и подходы к социально-культурной интеграции и реабилитации инвалидов, существующие в настоящее время.
В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус.
В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства, как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.
Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития – адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие1.
Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.
В
современной системе социально-
В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.
Реабилитация, должна играть роль своего рода «локомотива» или начальной стадии включения человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени реабилитанту невозможно выйти на путь успешной личностной реализации. В данном контексте социокультурная реабилитация представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество.
В
контексте современных
Социокультурная реабилитация, равно как и другие ее виды, достойна партнерского взаимодействия с другими, прежде всего, медицинскими направлениями реабилитации, поскольку, как показывает практика, зачастую реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер является преобладающим. Основой таких мер является обеспечение взаимодействия субъектов, один из которых является реабилитантом. Таким образом, возникает острая необходимость поиска механизмов взаимодействия субъектов. Поэтому задача воспитательного влияния на личность инвалида, способной к вхождению в интеграционные отношения, заключается в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде.
Развитие данного принципа прослеживается в положениях философии независимого образа жизни, предусматривающих интеграцию инвалидов, как возвращение прерванных связей с обществом на основе активизации каждой личности. Содержание идеи этой философии можно выразить следующими основными тезисами3:
- человек с инвалидностью имеет право на включение во все сферы жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, равенство с другими людьми;
-
система социальных служб,
- нормализация отношений между проблемными и «обычными» людьми – основная цель видов деятельности в социуме. Инвалиды должны учиться тому, как исполнять обязанности по отношению к здоровым людям, оказываясь в ситуациях (нередко рискованных), в которых могут учиться, делая ошибки.
Трансляторами этой концепции (как за рубежом, так и в России) являются, в основном, общественные организации.
Опираясь на принцип нормальности, который рассматривает человека с ограниченными возможностями здоровья личностью, имеющей потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества, к успешному взаимодействию и партнерству, внесению уникального вклада в общественное и культурное достояние государства, можно добиться существенных успехов.
Очевидно, что независимость людей с инвалидностью – понятие скорее психологическое, чем физическое. Для независимости необходима безбарьерная среда, технические приспособления, услуги персонального ассистента, которого инвалид нанимает и оценивает качество его работы самостоятельно. Однако понятно, что человек с инвалидностью, не желающий мириться со своим физическим недугом, социальной недостаточностью, мобилизуя компенсаторные способности организма, личностные амбиции, в состоянии приобрести достойный социально-культурный статус посредством коммуникативной деятельности и участия в жизнедеятельности общества на условиях партнерства.
Однако идеи интеграции в общество людей с ограниченными возможностями в настоящее время еще не стали основной целью реабилитационного процесса, поскольку даже самые «продвинутые» специалисты и представители науки не идут дальше реабилитационных целей, которые лишь частично решают личностные проблемы социальной жизни инвалидов.
В социальную модель проникает базовый принцип, который рассматривает человека с ограниченными возможностями не как больного, которому нужны лечение и забота, а как человека, нормальной жизнедеятельности которого мешают физические, психологические и, как следствие, социальные барьеры.
Эта мысль отражена в концепции компенсации Л.С. Выготского4, утверждавшего, что на основе нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на новых началах вся система приспособления, которая стремится к новому равновесию. Компенсация как реакция личности дает начало новым, обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Все связи с людьми, место человека в социальной среде, все функции общественного бытия перестраиваются. Компенсация происходит в сторону нормы, приближения к определенному социальному типу. Поэтому задача воспитания личности инвалида заключается в том, чтобы нарушение социальных связей с жизнью было налажено другим путем (например, в коммуникативной деятельности).
Поэтому
к эффективным технологиям
Таким образом, концепцию современной социально-культурной реабилитации, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы – инвалидов) – к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности.